Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Интерактивное обучение в системе современного музыкального образования



«Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы… и в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий» - прописано в ФГОС ВПО по специальности 070702.65 «Музыкальная звукорежиссура», что говорит о весомой роли именно интерактивных форм обучения по сравнению с традиционной системой передачи знаний преподавателем студенту. Но краткое перечисление форм занятий в стандарте совершенно не раскрывает содержательную часть интерактива.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

а) пассивная – студент выступает в роли «объекта» обучения, это односторонняя форма коммуникации;

б) активная - студент выступает «субъектом» обучения, связь между преподавателем и обучающимся двусторонняя;

в) интерактивная – взаимодействие студента не только с преподавателем, но и с другими студентами, а также преподавателей между собой.

В настоящее время отсутствует конкретное устоявшееся определение значения термина «интерактив». Остановимся на следующем определении: «Интерактивность — это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы». В данной системе элементами интерактивности являются все элементы, при помощи которых происходит взаимодействие с другой системой/человеком (пользователем).

Если при активной форме обучения происходит взаимодействие (коммуникация) преподавателя и студента, то при интерактивной форме рассматриваются всевозможные виды коммуникации: студентов между собой, с преподавателями, диалог в Internet. Но из практики становится ясно, что многие преподаватели воспринимают термин «интерактивое обучение» только лишь как обучение с помощью Internet, дистанционными технологиями. В реальности же интерактив предполагает более широкий охват технологий и форм обучения. В литературе предлагаются такие формы интерактивного обучения, как интерактивная экскурсия, использование кейс-технологий, проведение видеоконференций, круглых столов, мозговой штурм, дебаты, фокус-группа, деловые и ролевые игры, сase-study, групповые дискуссии, тренинги, социальные проекты и внеаудиторные мероприятия, нестандартные уроки и др.

Нельзя сказать, что интерактивное обучение в системе музыкального образования – это что-то совершенно новое, необычное. На самом деле специфика обучения музыканта предполагает диалоговую, коммуникативную форму; индивидуальный подход, что зафиксировано в литературе и видео-уроках, посвященных развитию и обучению музыканта.

Несмотря на кажущуюся импровизационность мастер-класса, существуют определенная структура его проведения. При достаточном техническом оснащении – мастер-класс может проходить в on-line режиме, охватывать большую слушательскую аудиторию. Мастер-класс характеризируется следующими факторами: территориальная независимость, вовлечение в процесс и свободный обмен мнениями всех участников, постановка и решение проблемных задач «здесь и сейчас», постижение процесса познания.

С.А. ВАСЕНИНА,

старший преподаватель Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, кандидат искусствоведения

(Нижний Новгород)

НЕСКОЛЬКО ППРИМЕРОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ MS В ПРАКТИКЕ ЗВУКОРЕЖИССЁРА

С того времени, когда система MS была запатентована А. Блюмлейном (1931), технология активно применяется в сфере звукорежиссуры. Материалом данной статьи стала лишь пара примеров практического применения данной системы звукорежиссерами.

Немецкая микрофонная компания Schoeps предлагает микрофонную систему, которая называется дабл-мс (Double MS). Устройство её заключается в том, что к обычной MS системе с микрофоном кардиоидной характеристикой направленности, установленном в качестве MID, добавляется ещё один кардиоидный, максимально совмещённый с первым, но развёрнутый на 180°, то есть направленный назад. Двунаправленный микрофон («восьмерка»), принимающий сигнал SIDE, используется один. В стерео дабл-MS позволяет использовать в качестве M-составляющей не один сигнал, а сумму – от микрофонов фронта и тыла. При этом, в зависимости от их соотношения, результирующая характеристика направленности М может плавно изменяться от круга до восьмерки.

Заметим, что в пространственном отношении кардиоида дает более сухое прямое звучание, восьмерка и круг привносят больше отражений. Следовательно, возможность формирования характеристики направленности MID составляющей позволяет звукорежиссеру создавать пространственную картину фонограммы уже после записи.

Второй пример обращения звукорежиссера к MS преобразованию можно встретить при создании дабл-трека какого либо музыкального инструмента. Как известно, такой процесс предполагает звукозапись исполнения музыкантом партии дважды с последующим разведением сигналов треков по панораме. В результате создается иллюзия широкого звукового образа.

Недостатком такого процесса может стать чрезмерная разница в звучании дублей: несыгранные или фальшивые ноты, несоответствие сыгранных нот по темпу. Эта разница воспринимается при прослушивании стерео, в частности, как мгновенное перемещение виртуального источника из одной стороны в другую, восприятие двух источников вместо одного и т.д.

Решением в данном случае может стать представление двух треков не как LR каналов, а M и S. В целом такое представление ничем не уступает обычной схеме, но есть ряд преимуществ. Одно из главных – предсказуемость звучания (в частности тембра музыкального инструмента) при сложении стереосигнала в моно. Это объясняется, как было замечено выше, тем, что моно, или М-составляющая – это изначально один из двух треков, ничем не измененный, поэтому и звучание музыкального стерео материала в моно известно звукорежиссеру заранее.

Второе преимущество – большая свобода в стереопредставлении виртуального звукового образа. По желанию звукорежиссера можно легко регулировать ширину стереообраза, а также при необходимости исключить М-составляющую, что в традиционном дабл-треке сделать сложнее.

И, наконец, – меньшая требовательность к идентичности исполнения музыкантом своей партии. Небольшие отклонения в интенсивности и времени звучания отдельных нот уже не так заметны, как раньше. Разница сигналов, порождающая стереоэффект, будут восприниматься слушателем симметрично центру стереообраза, поэтому даже относительно большие отклонения в партии будут представлены, как в левом, так и в правом каналах.

Таким образом, микрофонная система Duble MS дает преимущества в формировании пространственной картины фонограммы, а дабл-трек MS создает более удобный в обработке материал, а так же более естественное звучание при моно прослушивании. Эти примеры являются лишь малой долей всей области применения MS в звукозаписи, теоретическое осмысление выразительных особенностей которой еще только предстоит.

Д.Г. ВДОВИН,

старший преподаватель кафедры звукорежиссуры Самарской государственной академии культуры и искусств (Самара)

ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ КОНЦЕРТНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТАМИ ЗВУКОРЕЖИССЁРСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

В настоящее время подготовка студентов по специальности «звукорежиссура», за исключением, пожалуй только так называемых «ведомственных» учебных заведений, производится, можно так сказать по широкому профилю.

Теоретический курс, как правило, включает в себя дисциплины, относящиеся к различным производственным сферам: радио, кино, телевидение, театр и т.д.

Специфика практических занятий во многом определяется возможностями технической базы ВУЗа. В лучшем случае это учебная студия звукозаписи, крайне редко учебный концертный зал. И, почти наверняка, ни один институт не располагает возможностью проведения занятий в режиме «опен эйр». К тому же занятия на открытом воздухе в большинстве регионов нашей страны возможны только в летний период, то есть в не учебное время. В то же время ряд учебных дисциплин, такие, как «Озвучивание открытых пространств», предполагают наличие такой практики.

С другой стороны часть студентов, избравших эстрадное направление, часто уже в период обучения начинают работать в качестве звукорежиссёров прокатных компаний, а также сотрудничать с различными музыкальными коллективами. Нередко площадками, где им приходится работать становятся летние музыкальные фестивали на открытом воздухе, а также многочисленные площадные праздники, поскольку именно в летний период в прокатных компаниях принято расширять свой штат, в том числе и за счёт студентов.

Безусловно, прокатные компании заинтересованы, что бы к ним приходили подготовленные кадры, причём желательно знающие специфику подобной работы. Именно поэтому тема профессионального обучения регулярно поднимается на ежегодной конференции прокатчиков, проходящей в конце января в Самаре. В 2014 году в рамках VIII Международной конференции прокатчиков пройдёт круглый стол по проблемам профессионального образования, в котором наряду с представителями прокатных компаний примут участие известные звукорежиссёры и работники учебных заведений, осуществляющих подготовку по звукорежиссёрским специальностям.

Одним из примеров комплексного подхода к организации прохождения летней концертной практики можно считать существующий уже несколько лет в период проведения Грушинского фестиваля, проходящего в окрестностях Самары, молодёжный звукорежиссёрский лагерь. Зародившись в 2006 году, когда на Мастрюковскую поляну впервые приехала группа студентов РАМ им. Гнесиных под руководством Дмитрия Сухина, отвечавшего тогда за концертную практику студентов этого заведения, лагерь несколько лет существовал под патронажем прокатной компании «Алеф», которая на тот момент являлась генеральным техническим подрядчиком фестиваля. С 2012 года существует под эгидой технической службы фестиваля. В прошлом году в состав фестивальной команды вошли представители пяти прокатных компаний и более двадцати студентов из различных ВУЗов страны. В течении десяти дней студенты совместно с техниками и инженерами прокатных компаний участвуют в монтаже и настройке оборудования, работают на фестивальных концертах в качестве звукорежиссёров, осуществляют звукозапись и архивирование.

В 2014 году Межвузовский молодёжный звукорежиссёрский лагерь заявлен в качестве одной из составляющих образовательного проекта, реализуемого на фестивале «Платформа». В рамках десятидневных сборов предусмотрены мастер-классы от ведущих российских звукорежиссёров, а также семинары и тренинги от ведущих производителей профессионального звукового оборудования.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 265 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...