Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Блестящие достижения российской музыкальной культуры (а, следовательно, и образования) в XX веке свидетельствуют о достаточно высокой степени совершенства нашей традиционной музыкально-образовательной системы. Достижения этой системы были обусловлены рядом историко-культурных факторов рубежа XIX – XX веков, а затем и большей части XX века. Важнейший из них — высокий уровень общей музыкальной культуры. При этом каждый социо-культурный слой (духовная элита, интеллигенция в ее широких слоях, мещане, крестьяне и т.д.) органично входили в свои ниши музыкальной жизни: от высокой классики европейской оперно-симфонической и камерной культуры до популярной музыки, городского романса и крестьянского фольклора. При большом разнообразии типов музыкальной культуры, отвечающих запросам различных слоев, представители всех слоев имели возможность развивать свою музыкальность.
В Советском Союзе традиции профессиональной музыкальной культуры европейско-консерваторского типа поддерживались и развивались благодаря сохранению системы непрерывного музыкального образования от младшей школы до послевузовских ступеней. Однако сеть детских музыкальных школ была ориентирована на профессионализацию, что резко расходилось с задачами общего музыкального образования. Уроки же музыки или пения в общеобразовательных школах постепенно фактически свелись к нулю (да впрочем, и всегда давали очень немного) — в силу катастрофической недооценки роли музыкальной культуры общественным сознанием современной России.
В итоге сейчас мы имеем одну из самых развитых и эффективных систем профессиональной подготовки музыкантов при чрезвычайно низком уровне общей музыкальной культуры.
Для сохранения жизнеспособности нашего профессионального музыкального образования и нашей академической музыкальной культуры необходимо вести планомерную постоянную работу по повышению музыкальности нашего общества:
1. разработать систему общего музыкального образования от первого до одиннадцатого класса школы, соответствующую современным требованиям (наподобие принятой в Якутии программы «Музыка для всех»);
2. такая программа, помимо очень серьезной историко-ознакомительной, должна включать практическую часть — музицирование в той или иной форме (по возможности)— от пения в хоре до игры на фортепиано, скрипке и т.п. Когда в дореволюционной России образованные любители собирались и играли квартеты, они органично входили в соответствующую музыкальную традицию — таким образом, квартеты Гайдна, Шуберта, Шумана, как и оперы, идущие в российских театрах, - были «их» музыкой. Сейчас классика XVIII – XIX веков воспринимается в качестве «своей музыки» чрезвычайно малым числом россиян, а «академическая» музыка XX века воспринимается как «чужая» даже многими профессионалами высокого класса;
3. воскресить традицию домашнего музицирования очень трудно. Как ни парадоксально, современные технические средства передачи звука могут и должны способствовать приобщению любителей к высокой музыке, вхождению музыкальной классики в «быт». При этом упомянутые средства скорее способствуют пассивному приобщению к музыке — слушанию-потреблению. Но можно подумать и о том, как при помощи современной техники вовлечь большое количество народа в музицирование, быть может, в интерактивное музыкальное общение. Или, хотя бы для начала восполнить нехватку инструментов (не вообще инструментов, а на которых можно играть) в детских музыкальных и особенно общеобразовательных школах;
4. наконец, ситуация потери непосредственности традиции заставляет по-новому осознать роль музыкальной науки (буквально всех отраслей исторического и теоретического музыкознания), которая теперь должна восполнить то, что прежде давалось интуитивно. Особенно важно ликвидировать фатальное отставание большинства профессиональных музыкантов от современных техник конструирования звука.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 185 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!