Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Цели: познакомить с жизнью и творчеством русского писателя; развивать потребность в изучении истории родного края.
Работу по изучению данного цикла целесообразно начать с известного и вполне доступного дошкольнику произведения «Сказ о тульском Левше и стальной блохе».
Лучше, если это произведение детям прочитают сначала родители. Затем организуется выборочное чтение в группе и последующая беседа о прочитанном. В ходе беседы детей можно познакомить с песней М.П. Мусоргского на стихи Гете «Блоха». Детям понятно, что она юмористического содержания.
Слушание музыкального произведения и беседа о нем проводится в дошкольном учреждении музыкальным руководителем. Если подготовка к музейной экскурсии ведется в домашних условиях, то родителям и дошкольным воспитателям необходимо самостоятельно познакомиться с этим произведением (послушать, прочесть соответствующую литературу) и составить вопросы для беседы.
Основная задача, которую предстоит решать педагогам, заключается в формировании у детей представлений о смешных человеческих капризах и о таланте простого человека. Так же важно подчеркнуть, что Н.С. Лесков восхищается своим героем, его простодушием и преданностью родине.
По желанию, взрослые могут познакомить детей со вторым произведением Н.С. Лескова - «Тупейный художник».
Затем необходимо рассказать детям о жизни и творчестве писателя. Особое внимание следует обратить на 'го, что дошкольное детство Николая Семеновича прошло в Орле, в родном городе детей. На этом подготовительный этап можно считать завершенным.
На экскурсии в музее дети рассматривают портреты родителей писателя - Марии Петровны и Семена Дмитриевича Лесковых; бабушки, Александры Васильевны, воспоминания о которой были для Николая Семеновича «веселой старой сказкой». Здесь же можно увидеть и портрет няни, Анны Степановны Каландиной. Знакомство с экспонатами музея должно проходить в одном экспозиционном зале. Проходя по залам музея, экскурсовод называет их (например, гостиная, библиотека и т.д.) и рассказывает об играх, в которые мог играть маленький Лесков.
В детском саду дети разучивают и играют в («чехарду») (и ее варианты - («Козлиный прыжок»), («Бараний прыжок»»), («ходули»), («редьку»), («первыши»), («Соловья» и др.). Дома можно предложить другие игры: («Не ври»), («Фанты»), («Слепая курица») и др. (Описание игр и рисунки взяты из книги: Покровский Е.А.Детские игры. - М., 1997.)
Второе посещение музея позволяет познакомить детей с любимыми и интересными занятиями, которыми был заполнен день маленького Лескова. Экскурсовод рассказывает о том, что Николай Семенович рано научился читать. Первой его книгой была «Новая Российская азбука», выпущенная в 1819г., которую с увлечением читал юный Лесков и (124 священные истории.).
Дома или в саду дети рассматривают подаренную («Азбуку» или «Букварь») и читают («Библейские истории.), («Библию для детей»).
Завершается изучение содержания цикла веселым праздником на территории, принадлежащей дому-музею или прилежащей к нему. Праздник может начаться в музее или, наоборот, завершиться в нем. Сезон в данном случае значения не имеет.
Содержание игр
Чехарда. Впереди становится один или несколько играющих, в тех или иных позах (по условию), а остальные прыгают через них или на их спины. Игры этого рода развивают физическую силу, ловкость, проворство, глазомер и сноровку в удержании равновесия. Кроме того, нужно обращать внимание на то, чтобы играющие дети были примерно одинакового роста и силы, а детям небольшого роста можно позволять прыгать через тех, кто выше их ростом, только с большой осторожностью.
Козлиный прыжок. Один из играющих становится на определенное место, несколько расставив ноги, нагнув корпус, наклонив голову и упершись руками в колени. Другой игрок с небольшого разбега вспрыгивает на него, упирает руки в его плечи и перепрыгивает через голову. Иногда наклонившийся кладет себе наголову платок или какой-либо другой предмет, который прыгающий, в свою очередь, старается не сбить, что иным действительно удается. Этот вид чехарды, между прочим, самый употребительный в России.
Бараний прыжок. Прыгающий перескакивает через наклонившегося не сзади, а сбоку. Прыжок этот намного труднее «козлиного».
Длинный конь. Самый высокий мальчик из играющих становится лицом к стене и упирается в нее руками; следующий за ним по росту, наклонив голову, упирается в его спину, и таким образом устанавливается половина играющих, как показано на рисунке. Другая часть играющих, по очереди, один за другим, вспрыгивают на спину сначала стоящего в ряду последним и затем перебираются далее, так что под конец на каждой спине окажется по седоку. Потом эта «лошадь» начинает двигаться и старается сбросить седоков. Если играющих много, то сразу составляется несколько «лошадей с седоками», и этот импровизированный эскадрон гусар делает различные «экзерциции» 1 по команде. У нас, в России, есть подобная игра под названием «Длинный конь».
Ходули. Это упражнение не представляет никакой опасности. Семилетние дети легко его усваивают. Ходули всем известны, однако едва ли все знают правильное их устройство. Поэтому заметим, что в целях предосторожности, во избежание ушибов, следует делать палки для ходуль такой высоты, чтобы верхние концы их были выше головы ребенка, а не доходили бы только до подмышек, как это нередко бывает.
3атем на одинаковой высоте (для начинающих очень невысоко, на четверть от земли, а для научившихся - на аршин и выше) к каждой палке прибивают по деревянной подпорке (ступне), но не следует вместо последних устраивать петли для ног, как это иногда делают. Ноги на «ступнях», прибитых к ходулям, остаются свободными, а потому в случае падения легко спрыгнуть с них. Вот почему такого рода ходули безопаснее.
Стоять на ходулях следует в вертикальном положении. Ноги должны крепко упираться в подпорки. Для ходьбы на ходулях иногда собирается по нескольку человек, и все они ходят или по очереди на одних и тех же ходулях, или - по несколько детей одновременно, в виде состязания.
Редька. Играющие садятся вереницей, один позади другого. Каждый крепко обхватывает за талию сидящего впереди. Последний из сидящих называется «маткой» или «бабкой», остальные - «редьки».
Один, по жребию или взаимному соглашению, водит и называется Ивашка Попов. Он подходит к бабке и ведет с ней такой разговор: «Тук-тук!» - «Кто тут?,) - «Ивашка Попов». - «Зачем пришел?» - «За редькой!» - «Не поспела, приходи завтра». Ивашка Попов отходит в сторону, но вскоре возвращается и снова ведет тот же разговор: «Тук-тук!» - «Кто тут?» - «Ивашка Попов». - «Зачем пришел?» - «За редькой!,) - «Дергай сам, какую хочешь!,)
Ивашка Попов подходит к передней «редьке» и дергает ее, Т.е. старается вытащить из объятий второй «редьки». Выдернув одну, Ивашка Попов вместе с выдернутой «редькой» принимается за другую, потом втроем - за третью и т.д., пока не выдернет все. В некоторых случаях вожак называется слугой барина. Он ведет с «маткой» такой разговор: «Тук-тук!» - «Кто там?» - «Барский слуга». - «Зачем пришел?» - «Барин упал с печки, ушиб плечики, захотел редьки». - «Дергай, да стряхай; на огород не кидай - свиней заманишь». Слуга дергает и т.д.
Первыши. Игрок становится лицом к стене, бросает мяч вверх, наискось, ударяя им о стенку, и тогда тот, так же наискось к играющему, падает вниз и игрок ловит его.
Соловей (Воробей, Галочка). На ровном месте вбивают в землю два столбика, на достаточном расстоянии друг от друга. На столбик кладут несколько наперевес дощечку, у которой один конец свободно висит, а другой опускается к основанию столбика, и на этот конец дощечки кладут мяч.
Один из игроков длинной палкой ударяет по свободному концу дощечки, отчего другой, нижний, подскакивает вверх и подбрасывает мяч. Все остальные игроки ловят этот мяч, и кто поймает его, тот бьет по дощечке. Если же никто не поймает мяч, продолжает бить по дощечке первый игрок.
Не ври! Играющие садятся за стол. Каждый из них выставляет на середину стола указательный палец. Один, кроме того, приговаривает, например, так: «Сова летит!» - и все играющие должны при этом поднять кверху свои пальцы, как бы утверждая тем достоверность сказанного. Затем он говорит: «Ворон летит!», «Соловей летит!» и т.д. Играющие также поднимают пальцы в подтверждение сказанного. Когда игроки достаточно потренировались, ведущий вдруг произносит: «Щепка летит!»
Догадливые игроки, сообразив невозможность сказанного, не отнимают своих рук от стола, недогадливые же и рассеянные по привычке опять поднимают пальцы. Тогда водящий хлопает их по рукам своей ладонью. С теми или другими вариациями игра продолжается до тех пор, пока смешит и не наскучит играющим.
Фанты. Существует несколько вариантов этой игры.
1. Кто-либо из играющих берет на себя роль распорядителя.
Подходя к каждому из играющих, он предлагает ряд вопросов или замечаний, на которые они обязательно должны ответить, но с условием: не употреблять в своих ответах слов «да» и «нет». Произнесший какое-либо из этих слов платит распорядителю фант, т.е. дает ему какую-нибудь из своих вещей: значок, платок и т.п. Набрав известное количество таких фантов, распорядитель садится и, взяв один из них, спрашивает: «Чей фант?», «Мой» - отвечает хозяин вещи. «Что с ним сделать?» - «Что прикажете». Распорядитель приказывает, например, каждой девочке поклониться в пояс, если фант принадлежит мальчику, или наоборот. После исполнения «приказания» фант возвращается по принадлежности; то же повторяется и с прочими фантами, но приказания должны быть разнообразными.
2. Один из играющих, по взаимному соглашению, обходит всех присутствующих, сидящих на скамьях или стульях, и, останавливаясь перед каждым, говорит: «Барин прислал сто рублей: что хотите - то купите; черное, белое - не берите; "да" и"нет" - не говорите!» Затем начинает с каждым из играющих вести довольно долгие разговоры, делает ему различные предложения и задает вопросы, стараясь, чтобы тот в разговоре сказал слово, которое запрещено. Как только спрашивающему удалось сбить спрашиваемого и тот употребил какое-либо из упомянутых слов, он платит фант, за который в конце игры следует выкуп или наказание, о которых речь будет ниже.
3. Дают каждому играющему какую-нибудь смешную кличку, например Кочерга, Ухват, Помело и Т.д. Затем кто-нибудь из играющих, с общего согласия, обходит всех по очереди, задает им различные вопросы, на которые те должны отвечать только тем именем, какое ему дано. «Кто ты?» - спрашивает сборщик фанта, например, Кочергу. «Кочерга!» - отвечает последний. «Что это?» - спрашивает сборщик фантов, указывая на нос. Спрашиваемый должен отвечать: «Кочерга». Если же он ответит не так или при ответе засмеется, то платит фант.
И т.д. Когда собраны все фанты, сборщик их усаживается на скамью, его накрывают платком, и все играющие обступают его кружком. Сборщик фантов достает их по одному и назначает, что должен делать владелец этой вещи. Доставая фант, сборщик, например, говорит: «Чей фант вынется, тому быть зеркалом (или оракулом, или смешным, или торговать орехами, ситцем и т.д.»). Когда сборщик достанет все фанты, провинившиеся поодиночке обходят всех играющих и каждый выполняет соответствующие действия. Назначенный быть зеркалом обходит всех и предлагает в него посмотреться; оракул предсказывает судьбу; смешной старается рассмешить каждого; торговец предлагает купить товар. При купле последний «отпускается» при помощи похлопывания по рукам столько раз, сколько мер или предметов желает купить покупатель.
Угады
1. В летнее время, когда поспевает горох, дети набирают его стручки
за пазуху, усаживаются на лугу или крылечке и начинают играть «в угады»). Так, один достает из-за пазухи стручок, показывает другому вскользь и предлагает угадать: «Сколько в стручке горошин?» или «Чет или нечет?» Если угадал, спрашивающий отдает ему стручок; если не угадал, то он «платит» спрашивающему стручок.
2. Собравшись в зимнее время, дети назначают кому-нибудь закрыть глаза или выйти в коридор и т.п., а затем, оставшиеся прячут какой-нибудь предмет у кого-либо в руках и предлагают «слепому,) открыть глаза или отсутствующему войти в комнату и искать спрятанную вещь. Водящий подходит к каждому, старается по лицу узнать того, кто держит предмет. Если он найдет, то идет отгадывать тот, кто прятал предмет, а отгадавший садится на его место.
Слепая курица и Чулок. Из среды играющих выбирают двоих - «Слепую курицу» И «Чулок». Остальные играющие изображают краски (малиновую, синюю, зеленую и т.п.) и шепотом сообщают эти названия Чулку. Краски становятся в ряд, а Чулок со Слепой курицей - перед ними. Затем Чулок закрывает руками глаза Слепой курице и называет какую-нибудь краску, например красную. «Краска,) тихо подкрадывается к Слепой курице и, щелкнув ее по лбу, становится так же тихо на свое место. После этого Чулок, покрутив вокруг себя Слепую курицу, открывает ей глаза и спрашивает, кто ее щелкнул. Если Курица угадает, то щелкнувший заменяет ее, причем краски меняют свои названия и снова сообщают их Чулку. Если же ошибется Слепая курица, то продолжает водить.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 339 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!