Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Чем же следует руководствоваться при выборе музея для посещения его вместе с детьми?
Прежде всего, наличием музея того или иного профиля. Далеко не во всех населенных пунктах есть даже краеведческие музеи, не говоря уже о художественных, музыкальных и пр. В этом случае проблему поможет решить музейная экспозиция дошкольного образовательного учреждения или домашняя коллекция.
Как в условиях детского сада, так и в семье у детей можно сформировать представление о предмете как портрете времени, о музейных профессиях, об источниках информации о разных предметах, этапах развития той или иной области и т.д.
В том случае, если музеев несколько, можно ориентироваться как на территориальное расположение музея, так и на интерес детей к предметам, представленным в его экспозициях.
Территориальная близость значительно упрощает возможность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с музеем и обеспечивает большую безопасность детей в ходе посещения музейных экскурсий.
Необходимо при этом осуществить выбор пути следования детей к месту экскурсии. Проще, если в музей отправляются всей семьей. Сложнее - если на музейную экскурсию идет группа воспитанников детского сада. Очень важно, чтобы была обеспечена полная безопасность для жизни и здоровья детей.
Прежде всего, необходимо решить: пешком или на транспорте? В том случае, если в музей предполагается идти пешком, воспитателям следует:
а) договориться с родителями, которые будут сопровождать группу;
б) самостоятельно пройти весь маршрут, отметив места, где есть пешеходные переходы, светофоры, большие скопления людей и пр.;
в) определить возможности обхода наиболее оживленных участков пути;
г) приготовить красные флажки для использования их во время движения.
Однако чаще всего музеи располагаются достаточно далеко от образовательных учреждений. Следовательно, для организации экскурсий потребуются транспортные услуги. В этом случае недостаточно заказать автобус. Необходимо обеспечить медицинское и милицейское сопровождение. Автобус должен быть оснащен специальными предупреждающими знаками на лобовом и заднем стеклах. Во время движения дети должны только сидеть. Нелишним будет и участие родителей. Продолжительность движения может продиктовать и необходимость приготовить питьевую воду (особенно, если это летний период).
При выборе музея предпочтительнее ориентироваться на устойчивый интерес ребенка к той или иной области человеческих знаний. Устойчивость интереса определяется длительностью времени, отведенного на занятие любимым делом, познавательной активностью, подбором средств и источников информации. Интерес может проявляться в коллекционировании, оформлении разнообразных альбомов, желании отражать в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, игра и т.п.) интересующую тему, в целенаправленном выборе телепередач, видеофильмов, стремлении получить информацию из разнообразной литературы, количестве и глубине задаваемых взрослым вопросов.
Например, Андрею шесть лет. С четырех с половиной лет он увлечен первобытными животными - динозаврами. В семье поддерживают его увлечение: собраны разнообразные книги, справочники, энциклопедии; оформлен альбом из наклеек; на полках под стеклом расположена коллекция игрушек-динозавров из различных материалов. Коллекция эта регулярно пополняется.
Однажды тетя Андрея, в очередной раз рассматривая вместе с ним книги и игрушки, выслушивая новую информацию, пообещала пойти с ним в Зоологический музей, где есть скелет динозавра. Это обещание очень заинтересовало мальчика, он стал с нетерпением ждать обещанной экскурсии. Наконец у тети появилось свободное время, и они отправились в музей. В музее Андрей очень торопился найти зал, в котором был скелет динозавра. Его внимание не привлек ли ни удивительные жители морских глубин, ни чучела различных акул, черепах, животных лесов и пустынь. Все мысли были заняты только скелетом динозавра.
Через час мальчик устал, а останки доисторического животного они так и не нашли. Пришлось завершить знакомство с экспонатами музея. Андрей был расстроен и готов был вот-вот заплакать. Однако при выходе тетя обратилась к служащим музея и выяснила, что большая коллекция не только скелетов, но и реконструированных динозавров собрана в Музее антропологии. Это известие ободрило незадачливых экскурсантов. Был намечен день нового посещения музея. Настроение изменилось. Дома Андрей рассказывал, что сегодня скелет динозавра он не видел, но в следующий раз они с тетей поедут в другой музей, где собраны «всякие динозавры».
Другим условием, которым следует руководствоваться при выборе музея, является степень подготовленности ребенка к восприятию информации, отраженной в экспозициях музеев. Это значит, что ребенок должен обладать определенным объемом знаний об интересующем предмете или явлении.
Посещение художественного музея предполагает знакомство с репродукциями картин, их названиями, историей создания; музея-усадьбы - биографией человека или семьи, которая жила в этом месте; исторического - с событием или общественным явлением и т.п. Если материал, с которым собираются познакомить ребенка на экскурсии, не является областью его интересов, то в процессе подготовки необходимо обратить внимание на такие факты, которые будут стимулировать потребность в получении дополнительных знаний по теме экскурсии. Целесообразно в процессе бесед, рассматривания иллюстраций, наблюдений на прогулках, праздниках, гуляниях моделировать проблемные ситуации. Решение же проблемы можно найти в процессе посещения музея. Например: («Как ты думаешь, динозавр по размеру, как КАМАЗ, рефрижератор или железнодорожный вагон?»
Приведем пример. Мама Оли сохранила много своих кукол. Они долго лежали на антресолях. Как-то, наводя порядок, мама достала этих друзей ее детства. Оля с удовольствием перебирала кукол, рассматривала одежду, потом помогала ее чистить и наконец попросила оставить игрушки в комнате. Вечером, укладывая Олю спать, мама рассказала ей историю одной куклы. Наследующий день это был рассказ о другой кукле. И так несколько вечеров подряд. Девочка слушала внимательно и задавала много вопросов: «В какие куклы играла мамина бабушка?»; «Когда появились большие куклы?»; «Какая кукла самая большая?»; «Какими были самые первые куклы?» и т.п.
Вечерние разговоры оставили в душе девочки яркий эмоциональный след. Она очень активно делил ась своими впечатлениями с друзьями в детском саду. Воспитатели группы обратились калиной маме с просьбой принести коллекцию кукол и познакомить с ней детей. Женщина согласилась. Таких бесед состоялось несколько. Многие девочки принесли своих кукол, рассказывали о них. Таким образом, в группе собралась своеобразная коллекция. Через два месяца дети с воспитателями отправились в краеведческий музей. Понятно, что экскурсия была посвящена детским игрушкам и их месту в жизни человека.
Однако подготовительная работа, направленная на расширение и углубление знаний с установкой на поисковую деятельность, возможна только с детьми старшего дошкольного возраста. С детьми младшего дошкольного возраста необходимо накапливать информацию о различных предметах с целью их последующего узнавания в музейных экспонатах. Это могут быть репродукции картин, которые ребенок двух-пяти лет увидит в галерее; различные велосипеды или машины, модели или подлинники которых выставлены в различных музеях технической направленности; оружие, мебель, предметы быта.
Известно, что информация успешнее усваивается ребенком, если она имеет яркую эмоциональную окрашенность. Наличие интереса уже свидетельствует об эмоциональной окраске. Взаимосвязь эта очевидна. Выделяют особую эмоцию - любопытство, которая может стать основой любознательности. В свою очередь, любознательность является проявлением интереса. Поэтому важно, чтобы накопление знаний было делом приятным и занимательным. В результате увеличения объема знаний, моделирования проблемных ситуаций, стимулирования интереса ребенок с нетерпением начинает ждать встречи с музеем.
Следующий шаг, который необходимо предпринять при подготовке ребенка к восприятию музейных экспозиций, - это знакомство с правилами поведения в музее. Можно просто побеседовать с ребенком о том, что в залы музея необходимо входить без верхней одежды, а иногда - в специальной музейной обуви; большие сумки, зонты, трости следует оставлять в гардеробе; музейные экспонаты нельзя трогать руками; рассматривая экспозиции музея, не следует громко разговаривать; пере ходить из зала в зал спокойно и т.п. Наиболее интересной и запоминающейся формой при этом является любая игровая форма. Например, это могут быть картинки-вопросы, комиксы, занимательные упражнения и пр.
Следующий этап в процессе подготовки к посещению музея связан с выбором содержания экскурсии. Сначала необходимо определить цель предстоящего похода в музей любого вида, например: формирование представлений о направленности работы разных музеев; расширение знаний о явлениях в природе и обществе; развитие детского технического или художественного творчества и т.п. Цель определяет содержание экскурсии.
Целесообразно узнать, какие темы экскурсий предлагаются посетителям в выбранном вами музее, насколько они адаптированы или могут быть адаптированы для дошкольников.
В настоящее время в целом ряде музеев Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Орла, Архангельска разработаны специальные программы для дошкольников и младших школьников. Если в музее проводятся такие экскурсии, то родителям педагогам есть смысл пройти вместе с экскурсионной группой, ознакомиться с содержанием экскурсии и составить собственное мнение о доступности ее ребенку.
Если экскурсий для дошкольников в музее нет или их содержание, по мнению взрослого, не подходит ребенку дошкольного возраста, возникает необходимость самостоятельно подготовиться к роли «экскурсовода,).
Работу над содержанием экскурсии следует начать со знакомства с каталогами, буклетами, проспектами, схемами расположения залов и экспозиций музея и научно-популярной литературой библиотек. Содержание определяется видом и структурой экскурсии.
Следует обратить особое внимание на разнообразие приемов преподнесения материала. К ним относят имитационные действия, игровые упражнения, воображаемые путешествия и т.п. Дошкольники с интересом воспринимают появление какого-либо игрового персонажа, который «помогает» вести экскурсию. В качестве «экскурсоводов» могут быть: Муза искусства - в музее изобразительных искусств; Светлячок или Кузнечик - в музыкальном музее; Домовенок Кузя - в этнографическом или краеведческом, волшебный фонарь или Ученый кот - в техническом и т.п.
Например, проводя группу дошкольников по залам краеведческого музея, экскурсовод останавливается около лучины, вставленной в светец. В беседе с детьми принимает участие домовенок Кузя, который раскрывает историю старых вещей, помогает детям отвечать на вопросы или выполнять задания.
- Как вы думаете, что это такое? - спрашивает экскурсовод.
Дети затрудняются с ответом.
- А если я вам скажу, что это обыкновенная настольная лампа, - продолжает экскурсовод, - вы мне поверите?
Этот вопрос вызывает у детей недоумение и смех.
- А чего они смеются? - удивляется Кузя.
- А настольная лампа это что?
Экскурсовод обращается к детям с просьбой рассказать Кузе о том, что такое лучина и светец. После рассказа игрового персонажа экскурсовод предлагает детям правильно поставить светец в воссозданном сотрудниками музея интерьере русской избы. Кузя одобряет или не одобряет действия детей. Когда светец поставлен на нужное место, экскурсовод продолжает рассказ о быте русской семьи, при этом отправной точкой рассказа должен стать светец.
Если экскурсию проводит не сотрудник музея, брать экспонаты в руки и проходить внутрь экспозиций нельзя. В этом случае лучше изготовить изображение лучины в светце и рисунок интерьера русской избы заранее. В ходе экскурсии изображение светильника размещают на рисунке. Образ игрового персонажа, который выбирает взрослый, должен соответствовать профилю музея или содержанию экспозиций.
Фея искусства - это кукла в древнегреческой тунике. В руках у нее факел или фонарик. Несложное устройство с батарейкой может сделать фею «живой». Факел загорается, если дети правильно выполнили задание, подобрали образное выражение, определили настроение картины и т.п.
Кузнечик одет во фрак, со скрипкой в руках; у Ученого кота на носу «интеллигентное» пенсне и Т.д.
Поскольку игровой персонаж «живет» или «работает» в музее, то в конце экскурсии он должен остаться там, т.е. взрослый либо незаметно прячет его (если это самостоятельно организованная экскурсия), либо уносит в служебное помещение. В любом случае у детей должно остаться ощущение сюрприза.
Другая особенность организации экскурсии заключается в правильном ее завершении. После обобщения, которое делает экскурсовод, или в ходе него дети должны получить подарки сюрпризы: открытки с репродукциями картин, которые рассматривали; значки, фотографии игровых персонажей с их автографами, аудиокассеты, портреты знаменитых людей, книги и прочее. Важно, чтобы подарок-сюрприз соответствовал содержанию экскурсии. Следовательно, его необходимо приготовить заранее, с помощью родителей. Если детей мало (1-3 чел.), то подарки-сюрпризы можно изготовить самостоятельно или использовать современные технические средства (например, фотоаппарат для получения моментальных фотографий, ксерокопии гербов и т.д.).
После посещения, например, музея-усадьбы и знакомства с образом жизни детей в усадьбе можно подарить девочкам шляпки, выполненные из бумаги по образцам эпохи, по которой путешествовали дети, или открытки со старинными куклами; мальчикам - солдатиков или открытки с их изображением их в мундирах соответствующей эпохи. Если на экскурсии были дети одной семьи, то можно подарить какую-либо игру, например: «Серсо», и поиграть в нее на поляне усадьбы. В конце экскурсии могут быть подарены отдельные детали, из которых дети в дальнейшем собирают простые приборы, изготавливают простые поделки, чертежи их сборки и пр. При выборе подарка необходимо учесть и его место в последующих беседах по закреплению полученных в ходе экскурсий знаний.
Итак, в ходе подготовки экскурсии следует учитывать, что:
- информация должна быть объективной, научной, доступной;
- игровые приемы и упражнения - связаны по смыслу с темой экскурсии;
- эмоциональный фон экскурсии усиливается постепенно;
- вся познавательная информация предлагается в первой половине экскурсии, а во второй - организуется ее закрепление в игровой форме;
- рассказ о различных экспонатах должен иметь определенную логику;
- все экспонаты, которые предлагаются для рассматривания и изучения, отбирают в соответствии с основной познавательной задачей экскурсии;
- заключительная часть должна включать вручение подарков-сюрпризов, соответствующих выбранной теме;
- длительность экскурсии должна соответствовать возрасту детей и требованиям Программы воспитания и обучения в детском саду (для детей 5-го года жизни экскурсия длится 15-20 минут; 6-го - 20-25 минут; 7-го - 25-30 минут).
Вместе с тем очень важно, чтобы дети помнили о цели путешествия. Поэтому, после того как дети займут свои места, им следует напомнить, что у них сегодня не обычная поездка. Все вместе они направляются в храм, где живут музы - в музей (или: в гости к домовенку Кузе, Ученому коту и пр.). Около музея взрослый еще раз напоминает детям, что им предстоит встреча с сокровищами музея. Целесообразно еще раз повторить правила поведения в музее. Для этого можно использовать известные знаки, пиктограммы, которые педагог или родители должны взять с собой.
Тщательно продуманная, эмоционально и интересно проведенная экскурсия будет иметь максимальный познавательный эффект только в том случае, если после экскурсии будет грамотно организовано закрепление полученной информации. Не всегда целесообразно обмениваться впечатлениями сразу после посещения музея. В некоторых случаях целесообразно дать детям время осмыслить увиденное и услышанное. Вечером того же дня (если дети младшего дошкольного возраста - на следующий день) или даже через несколько дней (если это старшие дошкольники) необходимо провести итоговую беседу. Выбор времени для проведения беседы зависит от желания и потребности детей еще раз вернуться к теме экскурсии.
Иногда взрослому бывает трудно начать беседу о содержании экскурсии. Достаточно традиционными являются вопросы: «Где вы (мы) были?» или «Что вы (мы) там видели?». Такие вопросы не требуют достаточно вдумчивых, аналитических ответов. Для того чтобы беседа была более содержательной, необходимо, прежде всего, обратиться к тем приятным моментам экскурсии, которые оставили яркий эмоциональный след. Например, это могут быть подарки-сюрпризы. Рассматривание открыток, чтение книг, сборка изделий из подаренных деталей конструктора и пр. помогут начать беседу. Тогда не придется задавать элементарные вопросы. Естественным будет: «Откуда это взялось» или «Кто это подарил?». А затем: «Почему именно этот подарок вы получили на память?». Таким образом, взрослый моделирует поисковую ситуацию, заставляющую ребенка не просто перечислять увиденное, но и вспомнить услышанное в ходе экскурсии. Конечно, этими вопросами беседа не исчерпывается. Все последующие вопросы должны носить такой же поисковый характер.
Кроме того, вопросы в итоговой беседе следует формулировать так, чтобы можно было определить объем знаний у детей, насколько эти знания системны и прочны, появился ли интерес к предмету изучения. Для начала беседы вопросы могут быть, например, такими:
- Как ты думаешь, почему динозавры такие большие?
- Чайковский написал музыку к балетам «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро». Как ты думаешь, что общего у этих произведений?
- В какой комнате дворца тебе хотелось бы немного пожить?
Почему?
- Интересно, чем похожи - магнит и обычная батарейка? (Элемент питания.)
- В чьем лесу тебе больше всего хотелось бы погулять: Шишкина или Левитана? Почему?
И, наконец, посещение музея не должно быть одноразовым. Наибольший познавательный эффект имеют экскурсионные циклы.
Содержание и планирование тематических экскурсионных циклов
Ранее уже было сказано о том, что содержание музейной экскурсии усваивается детьми продуктивно, если:
- во-первых, будет проведена большая предварительная работа;
- во-вторых, посещение музея будет систематическим;
- в-третьих, педагоги и музейные работники будут подготовлены к ведению музейной работы с дошкольниками;
- в-четвертых, будет четко скоординировано взаимодействие двух учреждений.
Грамотно организовать взаимодействие поможет планирование деятельности. Прежде всего, необходимо определить уровень организации предстоящей работы на момент планирования. Предложенные в этой главе три анкеты позволят определить степень подготовленности педагогов дошкольных образовательных учреждений к ведению совместной работы с музейными работниками.
Можно определить и объем знаний детей о музее, его назначении, правилах поведения в музее и т.п.
Диагностика может быть проведена как в форме простой беседы,
так и с помощью дидактических игр и заданий.
Детям старшего дошкольного возраста в ходе беседы предлагаются следующие
вопросы:
1. Что такое музей? (Дополнительный вопрос: «Как ты думаешь,
где хранятся старые вещи, картины, машины и пр.?») – 2 балла
2. Что хранят в музее? (Дополнительный вопрос: «Как ты думаешь, зачем
берегут очень старые вещи, красивые картины и пр.?») – 3 балла.
3. Был ли ты в каком-либо музее?- 1 балл.
4. С кем ты ходил в музей?- 1 балл.
5. Что тебе запомнилось больше всего?- 3 балла
6. Есть ли у вас дома коллекции интересных предметов?
Кто их собирает?- 2 балла
7. Зачем вы (папа, мама, брат и др.) коллекционируете эти вещи?- 2 балла.
Всего: 14 баллов.
Беседа проводится индивидуально с каждым ребенком, в спокойной
обстановке и при условии его положительного настроя на беседу со взрослыми.
Ответы детей заносят в протокол. По результатам собеседования проводят
как количественный, так и качественный анализ полученных данных.
Для качественной обработки ответов детей могут быть разработаны шкала
оценок или критерии анализа. Это позволит определить уровень представлений
детей о музее и музейной культуре. Критерии оценки ответов детей могут быть
такими:
высокий уровень - дети знают, что такое музей, и имеют представление
о его назначении; им знакомы правила поведения в музее, а также они вполне
осознанно выбирают предметы для рассматривания;
достаточный уровень - дети имеют представление о музее и правилах
поведения в нем, могут назвать некоторые из них, чаще всего внимание
привлекают предметы яркие, необычные;
допустимый уровень - дети могут объяснить, что такое музей; с помощью
взрослого могут назвать 1-2 правила поведения в музее; с трудом могут
вспомнить музейные предметы, с которыми знакомились при посещении музея;
низкий уровень - дети не знают, что такое музей; даже при помощи
взрослого не могут рассказать о правилах поведения в музее; к музейным
предметам равнодушны (не могут их даже просто перечислить).
При математической обработке полученных данных каждый
положительный и полный ответ может быть оценен определенным числом
баллов.
Например: вопрос 1-й - 2 балла;
вопрос 2-й - 3 балла; вопрос 3-й - 1 балл; вопрос 4-й - 1 балл; вопрос 5-й –
3 балла; вопрос 6-й - 2 балла; вопрос 7 -й - 2 балла. Всего 14 баллов.
Следовательно, максимальное число баллов, которое может набрать ребенок,
составляет 14 баллов.
Шкала оценок будет, соответственно, следующей:
высокий уровень - 14-12 баллов;
достаточный - 11-9 баллов;
допустимый - 8-6 баллов; низкий – 5-0 баллов.
Данная шкала поможет определить уровень представлений
ребенка-дошкольника о музее и его функциях.
Вместе с тем результаты анализа позволяют спланировать работу с детьми,
Поскольку помогают определить основные направления в организации
образовательного процесса, а на конечном этапе – эффективность проведенной
работы. Таким же образом можно выяснить уровень сформированности
представлений детей в различных областях знаний.
Это важно учитывать в процессе планирования работы по ознакомлению
дошкольников с историческими, техническими, литературными
и другими экспозициями.
Опрос детей можно вести и с помощью разнообразного наглядного
материала.
Например, готовясь к посещению Дома музея Н.С. Лескова, можно предложить
детям рассмотреть иллюстрации к его произведениям «Сказ о Тульском левше
и стальной блохе» и «Тупейный художник». В ходе знакомства
с иллюстрациями предлагаются следующие вопросы:
- Кто изображен на рисунке?
- Чем он прославился? (Варианты вопроса: «Чем он знаменит?»;
«Что он необычного сделал?»)
- Кто был автором «Сказа...»?
Анализируя ответы детей, педагог намечает предварительную работу
и совместно с сотрудником музея - цели, задачи, игровые приемы и творческие
задания для экскурсии.
В целом, в ходе приобщения дошкольников к музейной культуре,
специалисты двух
Учреждений должны решать следующие задачи:
1. Формировать интерес к музею как хранилищу духовных и материальных
ценностей.
2. Формировать навыки поведения в музее у детей дошкольного возраста.
3. Учить понимать язык предметов как носителей закодированной информации
эпох.
4. Развивать умение отражать в речи впечатления, полученные в ходе
подготовки и проведения музейной экскурсии.
5. Воспитывать потребность в полезном и активном проведении досуга.
Эти задачи могут быть конкретизированы в соответствии с типом музея,
региональными особенностями, целями и задачами работы каждого
конкретного дошкольного образовательного учреждения.
В ходе проведения занятий в дошкольном образовательном учреждении (беседы, изобразительная деятельность и пр.) воспитатель (или родители, если работа ведется с ребенком, не посещающим детский сад) постоянно обращает внимание детей на тот материал, который в дальнейшем будет представлен в музее детского сада или на экскурсии.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1137 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!