Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сущность философского мышления



Природу философии невозможно раскрыть в нескольких фразах. Мы потому и обращаемся к истории мысли, что в ней обнаруживается и ею определяется сущность западной метафизики как совершенно особого, уникального способа мышления. Только исследование европейской философской традиции и приводит к пониманию сущности философии как таковой. Однако я все же хочу сделать несколько самых общих предварительных замечаний относительно природы философского мышления.

Прежде всего, философия – это не область законченных истин, не сумма раз и навсегда данных ответов. Смысл философствования заключается отнюдь не в том, чтобы дать однозначный ответ и обязать сознание каждого следовать ему. Философствование призвано пробудить в каждом человеке способность разумения, его собственное мышление. Результатом обращения к философии является не сознание того, что "дело обстоит так и так", "мир устроен так-то" и другие конечные констатации. Главный результат состоит в том, что человек открывает в себе: " я мыслю". Он обнаруживает в себе способность мышления и начинает мыслить сам.

Поэтому философия выражает себя не столько в знании, истинах, ответах, сколько в вопросах. Смысл философского поиска – открыть вопросы, неотделимые от сущности человека. Это – что следует особо подчеркнуть – не внешние для человека вопросы. Философское сознание интересуют только те вопросы, которые – чего бы они ни касались – одновременно поставлены и о том, кто спрашивает. Их нельзя разрешить, не выясняя природу самого вопрошающего. Философские вопросы часто называют "вечными". Это значит, что суть их не в получении законченного ответа. Главное – не уклоняться от этих вопросов, попасть в них, находиться в их силовом поле. Ибо только находясь в пространстве этих вопросов и решая их, человек обретает самого себя.

Философия нередко выглядит как некое избыточное, лишнее дело. Действительно, философия избыточна и излишня для каждого, для кого жизнь не составляет проблемы. Где жизнь не превращается в проблему, где человек не задается вопросом о своей судьбе, где он не попадает в ситуацию, исход которой ему следует найти собственными усилиями, – там действительно нет почвы для философии. Только когда жизнь из процесса существования превращается в требование к человеку осуществиться (христианин скажет: спасти свою душу), тогда образуется пространство, в котором могут ставиться философские вопросы и в котором они уместны.

Философия для решения своих задач не располагает другим средством, кроме человеческого мышления. Поэтому она в полной мере есть "дело разума", чем определяются и сильные, и слабые ее стороны. Нередко к философии возникает настороженное отношение, поскольку ей приписывают абсолютизацию человеческого разума: тезис о том, что посредством своего разума человек все может постичь и лишь опираясь на разум, философски вышколенный, он может осуществлять полноценную жизнь. Такое мнение о философии является глубоким заблуждением. Философия весьма далека от интеллектуального самомнения и самонадеянности. Никто больше философов не сомневался в возможностях человеческого разума, учиняя ему жесточайшие испытания и обличая все его слабости. Действительно, философия в своей непосредственности есть дело разума, но никогда – за редким исключением – философы не усматривали в нем абсолютное средство разрешения всех человеческих и мировых проблем. В этом убеждает и обращение к античной культурной традиции.

АНТИЧНЫЙ МИР – РОДИНА ФИЛОСОФИИ

Впрочем, мы начнем не с анализа первых опытов философского мышления, а со знакомства с миром, в котором исторически возникла философия. Это – античный мир. "Антикос" – по-гречески значит "древний". Но "древность" здесь имеет особый смысл. Это не просто некая абстрактная "древность" – теряющаяся в тумане прошлого старина. Античность обозначает время возникновения и формирования европейской цивилизации, то есть того культурного мира, к которому и мы с вами принадлежим. Европейская цивилизация представляет собой синтез двух великих жизненных начал – христианства и античной культуры. Собственно, трудно даже говорить об античности как чем-то лежащем за пределами христианства, ибо рождение Иисуса Христа пришлось на срединную точку античной истории, и вся вторая ее половина, в особенности последние века, стали временем торжества христианства уже на почве античного мира. Мы можем говорить об античности, наряду с христианством, как о нашей второй духовной родине. Многое из того, что нас окружает в современной жизни, относящееся как к миру вещей, так и области социальных форм, культурных идей и понятий возникло именно в античное время и берет в нем свое начало. Изучая античную культуру, мы как бы заново узнаем свой мир, проникаем в его первоистоки.

Что же входит в понятие античный мир, какую пространственную, временнуаю и культурную реальность это понятие в себя вмещает?





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 600 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...