Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О второй фигуре, обозначенной через «TV



Вторая фигура обозначена буквой Т; она содержит три тре-
угольника, каждый из которых всеобщий и всеобъемлющий.

1. Первый треугольник состоит из различия, согласия и проти-
воречия и заключает в себе все, что существует, согласно своему
виду. Ибо все, что существует, существует также в различии, согла-
сии и противоречии. И вне этих принципов ничего нельзя найти.

Однако следует знать, что каждый угол этого треугольника име-
ет три вида. Ибо существует различие между чувственным и чувст-
венным, как, например, между камнем и деревом. Существует так-
же различие между чувственным и разумным, как, например,
между телом и душой. И существует, кроме того, различие между
разумным и разумным, как, например, между душой и Богом, меж-
ду душой и ангелом, между одним ангелом и другим, или между
Богом и ангелом. То же самое может быть сказано по поводу разли-
чия и противоречия о каждом, согласно его собственному виду.
И это различие, существуя в каждом углу данного треугольника,
есть лестница, посредством которой разум восходит и нисходит.
Так что он сможет найти естественный средний термин между
субъектом и предикатом и с его помощью сможет прийти к умоза-
ключению. То же самое истинно для лестницы согласия и противо-
речия, для каждого согласно его собственному виду.

2. Другой треугольник состоит из начала, середины и конца
и заключает в себе все, что существует. Ибо все, что существует,


 

 



существует также в начале, в середине или в конце. И вне этих
принципов ничего нет.

Слово «причина», написанное в углу слова «начало», обозна-
чает действующую, материальную, формальную и целевую при-
чину. Слова «количество» и «время» относятся к другим девяти
категориям и к тем вещам, которые могут быть сведены к ним.

Угол «Середина» содержит три вида. Первая — середина соеди-
нения, которая существует между субъектом и предикатом, как, на-
пример, когда мы говорим: «Человек есть животное». Ибо между
человеком и животным существуют средние термины, такие как
жизнь и тело, без которых человек не может быть животным. Затем
существует середина мерности, которая относится к действию, су-
ществующему между творящим и творимым, подобно любви меж-
ду любящим и любимым. Затем существует середина между экс-
тремумами, подобно линии между двумя точками. И этот угол
«середины» является всеобщей лестницей для разума.

Угол «конец» также содержит три вида. Первый — конец лише-
ния, который обозначает состояние лишения и то, что существует
в прошлом. Второй — конец окончания, который обозначает экс-
тремумы подобно двум точкам, ограничивающим линию, или по-
добно любви между любящим и любимым. Третий вид есть конец
совершенства, который есть высшая цель, подобно человеку, су-
ществующему ради умножения своего рода и ради того, чтобы по-
нимать, любить и помнить Бога и т. д. Этот угол есть всеобщая ле-
стница для разума.

3. Третий треугольник составлен из большинства, равенства
и меньшинства. И он есть всеобщий и всеобъемлющий в своем ро-
де. Ибо все, что существует, существует также в большинстве, ра-
венстве или меньшинстве. Большинство имеет три вида. Первый —
когда существует большинство между субстанцией и субстанцией,
как, например, в отношении субстанции неба, которая более велика,
чем субстанция огня. Второй вид — когда существует большинст-
во между субстанцией и акциденцией, подобно тому случаю, ког-
да субстанция более велика, чем ее количество, ибо субстанция
существует посредством себя самой, а акциденция — нет.

Третий вид — когда существует большинство между акциденци-
ей и акциденцией, подобно тому, как понимание есть более высокая
способность, чем способность видеть, и способность видеть более
высокая, чем способность бегать. И то, что мы сказали о большинст-
ве, равным образом можно применить к меньшинству, так как они
являются коррелятами друг к другу.

Угол равенства имеет три вида. Первый — когда вещи равны
субстанциально, подобно Петру и Гвилельму, которые равны по
субстанции. Второй — когда субстанция и акциденция рассматри-
ваются как равные друг другу, как, например, субстанция и ее вели-
чина. Третий — когда есть равенство между акциденцией и акци-


денцией, подобно пониманию и любви, которые являются равными
в их объекте. И этот угол есть лестница для разума, по которой он
может восходить и нисходить, как было сказано о других треуголь-
никах. И когда разум восходит к всеобщим предметам, тогда он сам
становится всеобщим; а когда он нисходит к частным, тогда он сам
становится частным.

Фигура Т применяется к первой фигуре, так как благодаря
различию можно различать доброту и доброту, доброту и вели-
чие, и т. д. И соединяя эту фигуру с первой, разум приобретает
знание. И поскольку эта фигура является всеобщей, постольку
разум становится всеобщим.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 228 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...