Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Бернард Клервоский Bernardus abbas Clarae Vallis



(1090-1153)

Бернард родился в местечке Фонте, близ Дижона (Бургундия);
умер в Клерво. Его родители принадлежали к высшему дворянству
Бургундии.

По семейному преданию перед рождением Бернарда некий благо-
честивый человек предсказал ему великую судьбу. Когда мальчику
было девять лет, его отправили в очень известную школу в Шати-
лъон-сюр-Сен, устроенную по светским правилам Сен-Ворле. На-
ставники Бернарда отмечали не только его успехи в учебе, но и его
добрый нрав юноши. Бернард обладал великолепным литературным
вкусом и посвящал некоторое время поэзии. Страстное желание до-
стичь успеха на литературном поприще сочеталось с изучением
Священного Писания, язык которого позже стал его родным. В мо-
лодости он не избежал мирских искушений, но победил их путем ге-
роических усилий и после этого стал думать о том, чтобы покинуть
мир ради жизни отшельника и молитвенника.

В 1113 г. Бернард вступает в монастырь Сито, славившийся
тогда строгостью своей жизни. Скоро он выделяется усердным


 

 



соблюдением устава и суровой аскезой. Три года спустя молодой
Бернард во главе двенадцати цистерцианцев покидает Сито с це-
лью основать новую обитель в неприглядном местечке, называемом
Долина Горечи. 25 июня 1115 г. Бернард дал ей иное имя — Долина
Света или Клерво, — и с тех пор его имя неразделимо с названием
основанного им монастыря. В 1118-1119 гг. община в Клерво раз-
растается и начинает сама основывать новые монастыри. В то
же время завязываются связи Бернарда с соседними клириками
и сеньорами, растет его известность. Его влияние распространя-
ется и на другие монастырские ордена. Клерво вскоре становится
моделью строгости, и, вследствие положительного опыта такой
жизни, Бернард объявляет, что нет спасения вне Клерво. Он при-
влек к затворнической созерцательной жизни тысячи людей, осно-
вал 68 монастырей и оказал почти прямое влияние на 164 из 3590
общежительных заведений, существовавших по всей Европе, став
одной из самых значительных фигур христианской культуры. Его
называли совестью Европы. Он оказал содействие при избрании
папы Иннокентия II вместо антипапы Аналекта II, а когда один
из его учеников в 1145 г. стал папой под именем Евгения III, оказы-
вал прямое влияние на папство. В течение всей жизни Бернард
имел постоянные почетные поручения от пап, епископов и соборов,
был горячим проповедником Второго крестового похода, полно-
стью отдавая себя теологическим спорам и церковной политике.

Любопытным эпизодом как в биографии Бернарда, так и для
всего XII в. стало опровержение им рационалистической доктрины
Петра Абеляра. По инициативе Бернарда трактат Абеляра о Тро-
ице был осужден в 1121 г., и Абеляр, не желая подробных разбира-
тельств, собственноручно бросил книгу в огонь. Бернард принял
также прямое участие в борьбе с Гильбертом Порретанским. Впо-
следствии он приложил все усилия к подавлению «оруженосца» Абе-
ляра — Арнольда Брешианского и добился осуждения доктрины
Гильберта на Реймсском соборе (1148), несмотря на сопротивление
коллегии кардиналов. Последние годы жизни Бернарда были омраче-
ны неудачей Второго крестового похода, вдохновителем которого
он был и ответственность за который была целиком и полностью
возложена на него. Бернард скончался на шестьдесят третьем го-
ду жизни, проведя в обители сорок лет. Он был канонизирован
папой Александром II118 июня 1174 г. и стал первым цистерциан-
ским монахом, внесенным в календарный список святых. Папа Пий
VIII присвоил ему титул Доктора Церкви (Doctor ecclesiasticus).

Перу Бернарда принадлежат сочинения различного характе-
ра — трактаты, толкования, проповеди. Обширная переписка —
один из самых интересных и важных документальных источников
для изучения той эпохи. Систематических теологических трак-
татов и сочинений у Бернарда не так много. Прежде всего это
трактаты «О любви к Богу» (De Diligendo Dei), «О благодати


и свободе воли» (De gratia et libero arbitrio), «О восхвалении Девы»
(De laudibus Virginis),
«О рассуждении» (De consideration), а так-
же «Проповеди на Песнь Песней».

Мистическая теология Бернарда поражала ясным, разумным
изложением, приуготовляла человека к молитве и созерцанию.
Единственно правильный путь к истине для Бернарда — это путь
веры, которая есть любовное созерцание Бога. Бернард представ-
лял знание как восхождение души к Богу и был убежден, что наибо-
лее значительные и глубокие истины приобретаются в непосред-
ственном мистическом опыте. Бернард определяет это состояние
как «брак души со Словом»: «Возлюбленный мой принадлежит мне,
а я ему» (Песн. 2, 16), — так словами из Песни Песней он описыва-
ет соединение души с Богом.

Для Бернарда первостепенна сосредоточенность на Христе,
как источнике Божьей любви и образце для подражания вплоть до
«крестной смерти», ибо Христос — учитель любви, торжествую-
щей в мире и все обращающей к Нему. Согласно Бернарду, невиди-
мый Бог воплощается, потому что «хочет вновь отвоевать любовь
плотских людей, которые были неспособны любить иначе; сначала
Он привлекает их любовью, чтобы спасти человеческую природу, и
затем последовательно возвышает их до духовной любви». В еван-
гельских наставлениях он настойчиво подсказывал молиться глядя
на «образ Богочеловека». Раскрывая свои наставления, Бернард пи-
сал: «Я сказал, что мудрость может быть найдена в размышлении
о трех истинах (жизни, смерти и Воскресении Христа). Для меня
они — восхождение к совершенной прямоте, полноте познания ми-
лостей наиболее действенных изобильных даров...» В центре его
теологии находится представление о том, что Любовь нас сотво-
рила для любви и искупления нашего греха. Дар Божий в Воплоще-
нии от Матери Божией явился тому свидетельством. Смысл всей
теологии в том, чтобы достичь созерцания тайны спасения челове-
ка Богом в мистическом опыте, иными словами, «познать Иисуса
распятого», чтобы совоскреснутъ с Ним в Его Воскресении.

Восемьдесят шесть проповедей на Песню Песней синтезируют
мистическую теологию Бернарда, где он до конца развил концепцию
духовного брака души и Бога Слова. По Бернарду, Супруг открывает-
ся «только той душе, которая показала, что является достойной су-
пругой в постоянном благоговении, горячем желании и сладостном
чувстве. И Слово, которое нисходит, чтобы посетить ее, будет обла-
чено красотой в каждом своем явлении». То, что супруга реально же-
лает и просит, состоит в том, чтобы «быть наполненной милостью
этого тройного познания (Отца, Сына и Святого Духа), быть насы-
щенной как можно большей способностью, свойственной смертной
твари. Кроме того, то откровение, которое проистекает через Дух
Святой, не только сообщает свет познания, но также возжигает
огонь любви».


В представленном трактате «О благодати и свободе воли» Бер-
нард пытается разрешить одну из важных проблем всей христиан-
ской философии
проблему свободы человеческой воли, ее независи-
мости или предопределенности. По мнению Бернарда, воля не может
быть лишена свободы, потому что ей невозможно не повиноваться
самой себе. Воля делает людей «принадлежащими Богу». Человек

единственное из всех творений Бога, не подчиненное безусловной не-
обходимости божественного предопределения, но основывается на
свободной воле или добровольной свободе. По благодати Божьей с из-
бранных снимается бремя первородного греха, следовательно, чело-
век может сознательно встать на путь добродетели и славы как
существо «совершенное в духе».

Однако воля выступает и как «своеволие» (voluntasргорпа) че-
ловека, которое является источником зла, ибо оно не совпадает
с волей Божьей. В одной из проповедей на тему Песни Песней Бер-
нард уже более жестко заявляет: «Да, всякое зло — собственная
воля, ибо из-за нее происходит так, что твое доброе деяние слу-
жит тебе не на благо». В другом месте он пишет: «Ибо что же не-
навидит или карает в нас Бог, если не собственную нашу волю? Не
будь у нас своей воли и не стало бы ада». И единственным началом,
спасающим и защищающим человека от «своей воли», для Бернарда
выступает любовь к Богу.

А. А. Клестов






Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 183 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...