Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава VIII. О способностях памяти, зависящих от природы



Немало есть людей, которых природа настолько обделила спо-
собностями, что они едва могут что-либо понимать. Одни эту свою
тупость создают и изо всех сил пыхтят над наукой, полагая, что, из-
немогая в трудах, усилием воли возместят недостаток способностей.
Некоторые из них, чувствуя, что совсем не могут усвоить всю науку,
бывает, пренебрегают даже и малым и, как бы в оцепенении засыпая,
тем хуже видят свет высшей истины, чем более оставляют без внима-
ния то, что способны выучить. О них-то и говорит Псалмопевец: «Не
хочет он вразумиться, чтобы делать добро» (Пс. 35, 4). Ведь между
незнанием и нежеланием знать — разница большая. Незнание идет
от бессилия, а пренебрежение к знанию — от дурной воли.

А есть другой род людей, которых природа щедро одарила спо-
собностями и обеспечила им легкий путь к истине; но они, даже ес-
ли и обладают равными способностями, отнюдь не одинаковую про-
являют силу и волю в занятиях, чтобы овладеть наукой и развить
естественные способности. Ведь большинство, предаваясь сверху
меры мирским делам и заботам или же плотским порокам, талант
свой, данный Богом, зарывают в землю и не имеют с него ни плодов
науки, ни прибытка добрых дел, и это, право, достойно сожаления.
Другим же семейная бедность и скудость средств умаляет способ-
ность к учению. Однако их за это полностью никак нельзя изви-
нить, особенно если видишь, как многие, нуждаясь и в пище, и в пи-
тье, и в одежде, трудятся и тянутся к плодам науки. Ведь одно
дело — не мочь, вернее — с трудом мочь учиться, а другое — мочь,
но не желать. И сколь похвально, когда люди, отнюдь не отличаю-
щиеся избытком способностей, постигают премудрости науки од-
ной лишь доблестью, столь постыдно, когда сильные своим талан-
том утопают и погрязают в праздности.

Тот, кто отдает свои труды науке, должен быть одновременно
силен способностью и памятью, которые во всяких занятиях и уче-
ниях столь взаимосвязаны, что если нет одной из них, то другая не
сможет привести к совершенству, подобно тому как, не имея стра-
жи, нельзя сохранить своего богатства, а не имея того, что нужно
класть в кладовую, напрасно и возводить ее. Способность добыва-
ет, а память охраняет премудрость. Способность — это некая само-
ценная сила, естественно присущая духу. Ею наделяет природа, ее
поддерживают какие-либо занятия, но неумеренные труды ее при-


 

 



тупляют, а умеренные — оттачивают. Поэтому довольно остроум-
но сказано кем-то: «Желаю, наконец, чтоб ты щадил себя; тяжкий
труд — эти книги, устал — и беги на воздух».

Способности развиваются двумя способами — чтением и раз-
мышлением. Чтением мы из написанного узнаем о правилах
и предписаниях. Чтение бывает трояким, в зависимости от того,
учит ли человек, является ли обучаемым или самостоятельно чи-
тает. Ведь мы говорим: читаю книгу ему, слушаю, как он читает,
или читаю книгу. При чтении нужно особенно заботиться о по-
рядке и способе чтения.


с таких более понятных вещей и начинается, а затем через них
простирается и на вещи менее явные, которые мы изучаем с помо-
щью разума. Особенно важно уметь разделять и различать, когда
мы от общих понятий переходим к частным и занимаемся рассле-
дованием природы отдельных вещей. Ведь всякое общее понятие
более определенно, чем частное. И когда мы что-либо изучаем, на-
чинать нужно с того, что является более ясным и понятным. Так,
постепенно продвигаясь путем разделения и различения, мы ис-
следуем природу вещей.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 138 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...