Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Б) Марк Аврелий Антонин



Марк Аврелий (121-180) - один из наиболее значительных представителей римского стоицизма. Он впервые реализовал высказанную еще Платоном идею о «мудрецах на троне»: в течение почти двух десятилетий был римским императором (161–180), преемником Антонина Пия, которому доводился приемным сыном. Это был единственный случай в мировой истории, когда государством правил философ, и достигнута была видимая социальная вершина торжества философии, но Марк Аврелий понимал, насколько трудное, если не безнадежное дело пытаться исправить людей и общественные отношения в его время. Поэтому он не пытался создать государство на принципах добра и справедливости, которые разрабатывал и даже не обращался к людям с философскими проповедями, а только вел дневник - записки не предназначенные для публикации. Это философское сочинение, ставшее известным после смерти, называется "Наедине с собой" (или "К самому себе"). Это произведение представляет собой размышления, которыми он делится сам с собой, размышления о жизни. В них он обращается к самому себе, пытаясь осознать окружающую жизнь. Он, как считается. подвел итоги стоицизма и завершил стоическую философию.

Специфику философии Марка Аврелия обусловил назревавший кризис Римской империи. В Риме становится шатким не только положение личности, тем более раба, но и империи. Наступал период ее заката и пессимизм императора – яркое проявление этого.

Марк Аврелий в основном стоит на позициях стоицизма, и главное, что он излагает в своих записках, - это этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться. В его трактовке стоицизм окончательно теряет материалистические черты и принимает религиозно-мистический характер.

Онтология

На онтологическом и космологическом уровнях он принимает тезис пантеизма Единое=Все, откуда все проистекает и куда все впадает, тем самым он спасает все отдельное от суетности и бессмысленности.

Бог у Марка - первооснова всего сущего; это мировой разум, в котором в котором растворяется всякое индивидуальное сознание после смерти тела.

Всеобщий разум распространен повсюду, как воздух, и его надо благодарить за все, даже за несчастья. Что бы ни случилось с человеком – все предопределено судьбой и кто стремится к наслаждению, считая это добром, считает страдания злом и сетует на них. Сетуя на страдания он сетует на Бога. Но зло в мире – это горькое лекарство, которым нас лечит природа. Это близко к христианскому представлению о том, что болезнь дается в наказание за грехи и человек не может и не должен разбираться, за что наказан. Болезни не дала бы природа, если бы это не принесло пользы целому. В другом месте Марк Аврелий говорит, что зла вообще нет.

Антропологические взгляды

Стоики, размышляя о человеке, видели его состоящим из тела и души, отдавая превосходство душе. Но душа у них оставалась материальной, горячим дыханием, пневмой, то есть «в онтологическом смысле, телом» (Реале). Марк Аврелий преплагает иную «схему» человека. Он усматривает в нем три начала: 1) «немощное тело», то есть плоть, 2) душу - «слабое проявление жизненной силы», то есть пневму, 3) интеллект, или нус, nous – руководящее начало» (Антология мировой философии в четырех томах. Т 1. Философия древности и средневековья. Ч. 1. Издательство «Мысль», М. – 1969, с. 520). И, если прежние стоики главным началом – «гегемоником» – полагали высшую часть души, то Марк Аврелий считает, что интеллект, «нус» вне самой души, он - самостоятельная реальность. Таким образом, нус – это подлинное «я», надежное убежище от любой опасности, а также неиссякаемый источник все новых энергетических импульсов, необходимых для достойной человека жизни. Никто не может остановить этого «гегемона» – интеллекта, нашего Демона: его нельзя умилостивить, нельзя уязвить, нельзя против его воли чего-то добиться.

Этика

Его этике свойственен фатализм, проповедь смирения и аскетизма. Он призывает к нравственному усовершенствованию и очищению через самоуглубление и познания фатальной необходимости, правящей миром. То есть человек должен не только пассивно воспринимать все неподвластное человеческой воле, в том числе бедствия (не говоря о сопротивлении), а активно участвовать в этом.

Совершенствоваться человеку помогают препятствия и зло. Боль и наслаждение не имеют к этике никакого отношения, так как они не делают человека ни лучше, ни хуже и не являются поэтому ни благом, ни злом. Марку Аврелию принадлежит небезызвестное выражение «Жизнь — борьба», хотя он и не восхищался этим, так как жизнь- это «странствие по чужбине».

Главное в жизни — быть достойным Бога, гения, добродетели и сохранить свой собственный цвет, как изумруд. «Свернись в самого себя», живи настоящим днем, но не привязываясь к нему, и ни на кого не обижайся.

Важное место в философии Марка Аврелия занимает требование не изменяться под влиянием обстоятельств, что означает постоянную соразмерность, внутреннюю согласованность душевного склада и всей жизни. «Употреби все усилия на то, чтобы остаться таким, каким тебя желала сделать философия» (Антология мировой философии в четырех томах. Т 1. Философия древности и средневековья. Ч. 1. Издательство «Мысль», М. – 1969, с. 522). Отсутствие целостности и цельности — причина того, что люди, запутываясь в перемене масок, оказываются расщепленными. А целостность нужна, потому что сам человек — часть мирового целого, без которого он не может существовать, как рука или нога отдельно от остального тела. Представление о единстве всего во вселенной постоянно повторяется Марком Аврелием.

Смысл жизни человека в исполнении морального долга. Исполнению долга способствуют добродетели, точнее, одна добродетель как единство, в различных ситуациях проявляющееся как благоразумие — знание того, что есть добро, что — зло, что следует делать, а что нет; здравомыслие — знание того, что следует избирать, чего избегать; справедливость — знание о воздаянии каждому по заслугам; мужество — знание о страшном и нестрашном; праведность — справедливость в отношении богов. Действие в соответствии с единой, не имеющей степеней добродетелью называется прямодеянием, а разум, поступающий так, -прямым. Тогда воздержанностью, противостоящей наслаждениям, будет душевный склад, не преступающий того, что соответствует прямому разуму. В согласии с Сократом Марк Аврелий отождествлял прямой разум со справедливостью. Также он придавал большое значение таким чертам характера как простота, добропорядочность, неиспорченность, серьезность, скромность, благочестие, благожелательность, любвеобилие, твердость в исполнении надлежащего дела. «Не иди по стопам Цезарей» (Антология мировой философии в четырех томах. Т 1. Философия древности и средневековья. Ч. 1. Издательство «Мысль», М. – 1969, с. 522)., - призывает он. Так же Марк Аврелий осуждает несправедливость и ложь, которые взаимосвязаны. Кто лжет, тот, по мнению философа, «разногласит с природой Целого».

Уже древняя Стоя акцентировала внимание на том, что органически связует всех людей, но римский неостоицизм впервые во весь голос дал этой самой человеческой связи имя любви. «И еще, что велит рациональная душа, – говорит Марк Аврелий, – любить ближнего, это и истина, и смирение...». «Чти богов и заботься о благе людей» (Антология мировой философии в четырех томах. Т 1. Философия древности и средневековья. Ч. 1. Издательство «Мысль», М. – 1969, с. 522).

Марк Аврелий подошел совсем близко к евангельскому «Возлюбите врагов ваших», хотя был противником христианства. Он дал три оправдания того, почему не стоит гневаться на обидевших тебя: во-первых, на этом проверяется собственное доброжелательство; во-вторых, людей невозможно исправить, а стало быть, нет смысла обличать их; в-третьих, «лучший способ отомстить недобрым состоит в том, чтобы им не уподобляться».

Представления о времени

Марк Аврелий много говорит о бренности жизни, в которой мы живем. Свою оценку Марк Аврелий выводит из понимания времени. Время он характеризует как реку, стремительный поток, вечное течение и вечное возвращение: «Лишь появится что- нибудь, как уже проносится мимо, но проносится и другое, и вновь на виду первое» (Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995. С. 294). То есть, оценивая свою жизнь, жизнь прошлых времен, жизнь настоящую, Марк Аврелий делает вывод, что она довольно однообразна и не дает ничего нового, все одно и то же, все повторяется: «…Наши потомки не увидят ничего нового, как и наши предки не видели ничего сверх того, что видим мы…» (Антология мировой философии в четырех томах. Т 1. Философия древности и средневековья. Ч. 1. Издательство «Мысль», М. – 1969, с. 525).

Время беспредельно, и перед этой беспредельностью длительность каждой человеческой жизни - это какой-то миг, и жизнь по отношению к этой беспредельности крайне ничтожна.

Марк Аврелий делает вывод и о краткости памяти, которая остается после смерти человека. «Все кратковременно и вскоре начинает походить на миф, а затем предается и полному забвению. И я еще говорю о людях, в свое время окруженных необычайным ореолом. Что же касается остальных, то стоит им испустить дух, чтобы «не стало о них и помину». Что же такое вечная слава? Сущая суета» (Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995. С. 292).

Социально-политические взгляды

Пессимистическая оценка жизни и общей направленности всех деяний человека Марком Аврелием, не определяет тех выводов, которые он делает из всего этого. Своему пессимизму он сам противопоставляет идеал человека, который олицетворяет все положительное в личности, а именно - мужественность, зрелость, преданность интересам государства. В этой суетной жизни, которую он обрисовал, есть, по его мнению, нравственные ценности, к которым следует стремиться, это - справедливость, истина, благоразумие, мужество. К истинным ценностям он также относит общеполезную деятельность, гражданственность, которые противостоят таким мнимым, по его мнению, ценностям, как одобрение толпы, власть, богатство, жизнь, полная наслаждений.

Марк Аврелий смотрит на человека как на сложное социальное существо, которое, с одной стороны, живет настоящим, суетным, а с другой - занимается деятельностью, которая преследует долговременные цели. Поэтому он осуждает того, кто свои дела не согласовывает с высшими целями, под которыми он понимает благо государства. Этому он дает философское обоснование. Несмотря на текучесть всего происходящего, существует нечто целое, которое управляется логосом, разумом. Этим разумом люди объединены, в каждом человеке живет частица этого разума, которому он должен поклоняться и служить. Поэтому Марк Аврелий считает, что несмотря на тщетность жизни человека перед ним стоят высокие нравственные задачи, которые он, повинуясь долгу, должен выполнять. И в этом ему помогает философия. «Но что же может вывести на путь? Ничто, кроме философии» (Антология мировой философии в четырех томах. Т 1. Философия древности и средневековья. Ч. 1. Издательство «Мысль», М. – 1969, с. 520).

Выводы:

К основным идеям философии Марка Аврелия относятся:

* признание высшим мировым началом Бога;

* понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части;

* объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом;

* видение в качестве главной причины успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами;

* разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, и внутреннего мира, подвластного только человеку;

* признание основной причиной счастья отдельного человека - приводение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром;

* представление о человеке, как состоящем из тела, души и разума;

* призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе;

* размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально использовать возможности жизни;

* предпочтение пессимистического взгляда на явления окружающей действительности.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 2128 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...