Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

А)Тит Лукреций Кар



Тит Лукреций Кар ( ок. 99–55 до н. э.) — древнеримский поэт и мыслитель, философ–просветитель. О его жизни почти ничего неизвестно. По всей вероятности, философское образование получил в эпикурейской школе Неаполя. Написал философскую поэму «О природе вещей», которая полностью дошла до нас. Поэма не была опубликована при жизни автора. После смерти Тита Лукреция Кара поэму отредактировал и опубликовал Квинт Цицерон (брат знаменитого оратора, политического деятеля и философа).

Будучи современником Юлия Цезаря, Лукреций наблюдал глубокий кризис республиканского Рима. Внешние войны, которые он вел, носившие по существу колониальный характер, сочетались с многочисленными внутренними конфликтами и политическими распрями, восстаниями италийских, испанских племен и рабов. Это подрывало устои римской цивилизации и, в конечном счете, способствовало ее распаду и полному крушению. Политическая борьба велась с небывалым ожесточением и сопровождалась массовыми жертвами, зарождалась военная диктатура. Такой общеисторический фон наряду с идеями Эпикура оказали большое влияние на характер философских воззрений Лукреция и содержание его поэмы. Тит Лукреций Кар развивал эпикуреизм в двух его ипостасях — в виде атомизма и нравственного учения.

Поэма Лукреция состоит из шести книг. В первых двух излагается атомистическая система мироздания. Книга третья посвящена учению Эпикура о душе, в ней приводятся доказательства, что душа смертна. В четвертой книге — изложение вопросов о человеке и чувственных восприятиях, в которых Лукреций видит основу знаний человека. В книге пятой — вопросы космогонии, объяснение происхождения неба, моря, небесных тел и живых существ. Шестая — объяснение явлений и ужасов природы, обрушивающихся на человека.

Материализм Тита Лукреция Кара

Миров бесконечное множество и все они состоят из бесконечно малых телец (семена вещей). Он раскрыл естественное происхождение человека: человек развился из оплодотворенного семени. Как из зерен растут злаки, так мельчайшие тельца являются началом всех начал. Для совершенствования человека послужило совершенствование главного его оружия - руки. Миры двигаясь изменяются во времени.

Лукреций высказал мысль о вечности материи. Вещи временны, они возникают и исчезают распадаясь на атомы — свои первичные составные части. Атомы же вечны, и их количество во Вселенной всегда остается одним и тем же. Отсюда вытекал вывод о вечности материи, которую Лукреций отождествлял с атомами.

О душе

Его поэма, написанная в эпоху кризисов, несет в себе жизнеутверждающий заряд, помогающий обрести душевное равновесие в изменчивом мире невечных людей и вещей.

По его мнению, многие "язвы глубокие жизни" (алчность, тщеславие, преступность, жертвоприношения) "пищу находят себе немалую в ужасе смерти". Достаточно отрешиться от страха смерти — и человек обретет безмятежность, которая и есть счастье. Поэтому важно понять, что такое смерть, – тогда станет очевидно, что страхи перед нею напрасны, и люди смогут избавиться от порочных устремлений.

Лукреций воспринял эпикуровские доводы против бессмертия души и значительно их дополнил. Для человека смерть — ничто говорит он вслед за Эпикуром: когда он есть — ее еще нет, когда она есть — его уже нет; а для вселенной смерть — тем более ничто: ведь материя вечна, и из тех же атомов, из которых состоим мы, будут вновь и вновь слагаться иные тела и иные миры. Тело, считал философ, это – сосуд души, и если оно повреждается, то душа "вся разлетается, следственно – гибнет". Не следует думать, писал Лукреций, будто душа после смерти переселяется в другое тело, ведь "мы не помним о жизни прошедшей", младенцы рождаются неразумными, а "нравы" животных не смешиваются – каждое из них ведет себя сообразно своему телу.

Умереть ничуть не страшнее, чем вообще не родиться, так надо ли бояться вечного небытия после смерти, если оно ничем не хуже, чем "вечного времени часть, что прошла перед нашим рожденьем", которая для нас была "всякого сна безмятежней"? Ввиду вечности прошедшего и будущего нашего небытия глупо было бы бояться преждевременной смерти, ведь "на волос даже нельзя продлением жизни уменьшить длительность смерти никак и добиться ее сокращенья, чтобы поменьше могли мы пробыть в состоянии смерти".

Лукреций использовал в своей поэме образ мифического Сизифа, говоря о тщетности неуемной жажды жизни. Люди не в состоянии добиться полного удовлетворения своих вожделений, – как и Сизиф не может утвердить камень на вершине горы. Жить – все равно что наливать воду в пробитый сосуд, он никогда не наполнится до краев. Тщетно стремиться к славе, богатству, власти, "тягостный труд вынося при этом", – сизифов камень, дойдя до вершины, опять понесется вниз; и Сизиф "всегда пораженный и мрачный уходит"5.

В конечном итоге рассуждения Лукреция сводятся к тому, что смерть не страшнее жизни, поэтому страхи перед нею напрасны. Живи, пока живется, и не терзайся тревогами о предстоящем небытии.

Этот философско–исторический труд оказал широкое влияние на развитие просветительской и гуманистической традиции, особенно в эпоху Возрождения и в Новое время.

Многие суждения Лукреция о жизни и смерти предвосхищают те идеи, которые спустя почти два тысячелетия стали развиваться в философии А.Шопенгауэра, в учении русского мыслителя Н.Ф.Федорова, в творчестве французского экзистенциалиста Л.Камю. Так, его соображения о том, что новые поколения людей нарождаются за счет смерти предыдущих, используя их вещества, созвучны взглядам Н.Ф.Федорова

5 Использованы выдержки из третьей книги поэмы Лукреция "О природе вещей".

Выводы:

Тит Лукреций Кар

* развивал эпикуреизм в двух его ипостасях — в виде атомизма и нравственного учения

* высказал мысль о вечности материи и временности вещей.

* считал что тело - это сосуд души, и если оно погибает, то гибнет и душа.

* воспринял эпикуровские доводы страха смерти и значительно их дополнил. Он говорил, что умереть ничуть не страшнее, чем вообще не родиться, так надо ли бояться вечного небытия после смерти, если оно ничем не хуже, чем то, которое прошло перед нашим рождением.

* считал, что смерть не страшнее жизни, поэтому страхи перед нею напрасны. Нужно жить, не терзаясь тревогами о предстоящем небытии.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 452 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...