Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этика Эпикура



Разработанные Эпикуром учение о познании и физика не являются для него самодовлеющими областями знания, так как философия, по его мнению, должна не исследовать природу, а указывать человеку путь к счастью. Поэтому в центр своих философских воззрений он помещает этику как единственную область, заслуживающую серьезного рассмотрения. Взгляды Эпикура на проблемы этики оформлены в целостную систему, которая часто называется эпикурейской этикой.

Целью человеческой жизни, по Эпикуру, является счастье, понимаемое как удовольствие. Высшее удовольствие, по Эпикуру, в невозмутимости, в свободе от страстей. Наиболее разумным для человека является не деятельность, а покой - атараксия - состояние невозмутимости, отрешенности, радостного состояния духа. Условие достижения этого - умение умерять страсти, подчинять их разуму. Жизнью нужно наслаждаться, но все должно быть в меру, то есть человек при выборе удовольствий должен руководствоваться принципом благоразумия, только в этом случае он получит истинное наслаждение. "От благоразумия произошли все остальные добродетели: оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно" (Там же).

По мнению Эпикура, принцип удовольствия не имеет ничего общего с гедонизмом. "Когда мы говорим, - писал он Менекею, - что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, не знающие или не соглашающиеся, или неправильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог" (Лукреций. О природе рещей. Т. II. С. 597).

Важным принципом счастья является отсутствие страданий, которые порождаются страхами. Страх перед богами и страх смерти - вот, по мнению Эпикура, главные препятствия достижению счастливого состояния человека. Способ преодоления страхов – познание, ведущее к мудрости. Чтобы рассеять этот страх Эпикур доказывает, что боги если и существуют, то где-то в "межмировых" пространствах, они безразличны к миру и не вмешиваются в жизнь человека. Он выступал против утверждения о существовании божественного промысла, полагая, что это выдумка толпы. Душа человека умирает вместе с телом. Смерти не нужно бояться ибо, пока мы есть, смерти нет, а когда приходит смерть, нас уже нет; поэтому смерти не существует ни для живых, ни для умерших.

Этика Эпикура рекомендует избегать общественной деятельности, заниматься больше частной жизнью. В этом проявилась индивидуалистическая направленность этических воззрений Эпикура, характерная для всего периода эллинизма. "Живи незаметно" - вот его правило.

Таким образом, этические воззрения Эпикура представляют собой разновидность утилитаристского толкования морали. Этому соответствует и понимание им справедливости, которое, по его мнению, тесно связано с договором: "Справедливость сама по себе не есть нечто, но в сношениях людей друг с другом в каких бы то ни было местах всегда она есть некоторый договор о том, чтобы не вредить и не терпеть вреда" (Там же. С. 609). Эпикур в некоторой степени предваряет теорию общественного договора, развитую в последующей истории философии.

Связь учения о бытии и этики в философии Эпикура.

Отрицая вмешательство богов в дела мира он исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Вся вселенная состоит мз атомов, движущихся и взаимодействущих, помимо них нет ничего, кроме пустого прстранства. Ничто не возникает из несуществующего и в него не переходит; Бесконечное число миров - результат столкновения и разъединения атомов. Из атомов состоят все вещи, а так же душа. Эпикур, кроме отличия атомов по форме и величине, различал атомы по "тяжести" что является существенной чертой его концепции.

Возрождая атомизм Левкиппа-Демокрита, Эпикур вносит в него оригинальные изменения: для объяснения возможности столкновение атомов, движущихся в пустом пространстве, с одинаковой скоростью, он вводит понятие спонтанного (внутренне обусловленного) "отклонения" атома от прямой линии. Самоотклонение атомов необходимо Эпикуру для того, чтобы объяснить их столкновение между собой.. Это - основа более глубокого взгляда на соотношение необходимости и случайности, шаг вперед по сравнению с механическим детерменизмом Демокрита.

Отклонение от прямолинейного движения к криволинейному

- в этом заключается свобода атомов. Под действием тяжести атомы двигаются или по прямой, или беспорядочно, и при этом происходят случайные отклонения и столкновения.. Атомы души круглые и человек имеет естественную свободу в движениях атомов. Концепция отклонения атомов, по замыслу Эпикура, должна явиться основой для концепции свободы человека.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 2141 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...