Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Г) Энесидем (I век до н.э.)



К сожалению, ни о жизни Энесидема, ни даже о его основных хронологических данных ничего твердого и определенного до нас не дошло.

Выдвигают сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины.

Энесидем указывает 10 принципов скептицизма: первые шесть - это различие живых существ, людей, органов чувств, состояний индивида, положений, расстояний, мест, явлений по их связям; последнии четыре принципа - это смешанное бытие воспринимаего объекта с другими объектами, относительность вообще, зависимость от количества восприятий, зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов.

Доводы против правильности как чувственных восприятии, так и "познаний мысли", т. е. доводы, объясняющие, почему нужно удерживаться от суждений скептики объединили в десять тезисов-тропов. Вероятно, их автором является Энесидем. В первом из этих тезисов подвергаются сомнению положения о действительности различия физиологической структуры видов животных, в частности их чувственных органов. Во втором подчеркиваются индивидуальные различия людей с точки зрения физиологии и психики. В третьем говорится о различии чувственных органов, в которых одни и те же вещи вызывают разные ощущения (например, вино зрению представляется красным, вкусу-терпким и т. д.). Четвертый обращает внимание на факт, что на познание влияют различные состояния (телесные и душевные) воспринимающего субъекта (болезнь, здоровье, сон, бодрствование, радость, грусть и т. д.). Пятый тезис отражает влияние расстояния, положений и пространственных отношений на восприятие (то, что издалека кажется малым, вблизи оказывается большим). В шестом говорится, что ни одно восприятие не относится изолированно к нашим чувствам без примеси других факторов. Следующий (седьмой) троп указывает на различные воздействия разного количества одного и того же вещества или материи (что в малом количестве полезно, а в большом может быть вредно). Восьмой опирается на тот факт, что определение взаимоотношений между вещами является релятивным (например, что является относительно одной вещи "вправо", может быть по отношению к другой "влево"). Девятый троп отражает тот факт, что "привычные и непривычные вещи" вызывают различные чувства (яапример, затмение солнца как необычное явление, закат солнца- как привычное). Десятый троп поддерживает убеждение в том, что ничего нельзя утверждать позитивно - ни существование различных прав, ни привычек, ни воззрений, ни проявлений веры и т. д.

Однако изложенный способ рассуждений и отношения к жизни не означает, что философ должен быть бездеятельным, нет, он должен жить так же, как и другие люди в данной стране. Но он не должен считать образ жизни данной страны истинным.

Исходя из принципа "ничего не утверждать", подкрепленного тропами, скептики отвергали любые попытки познания причин и отбрасывали любые доказательства. В отличие от эпикурейской и стоической философии, в которых достижение счастья необходимо предполагало познание явлений и законов природы то есть познание вещей, философия скептицизма в прямом смысле слова отказывается от этого познания. Поэтому "цель свою скептики полагали в опровержении догматов всех школ, но сами... они ничего не определяли, не определяли и того, что они делали", отвергая в конце концов, как свидетельствует Диоген Лаэртский, и само утверждение "ничего не утверждать". Принятие этого утверждения в качестве принципа философии также значило бы "нечто утверждать". Гегель в "Истории философии" оценивает эту позицию как завершение субъективизации всего познания.

Хотя скептицизм во многом критически постигает реальную проблематику сложности развития познания, его основной чертой были, однако, безнадежность и отказ, ведущие к агностицизму.

Скептицизм как философское направление внес большой вклад в развитие философской мысли. В этом отношении античный скептицизм имел преимущество перед последующим скептицизмом, так как носил более глубокий характер. По словам Гегеля, античные скептики искали истину, и их философия была направлена против рассудочного мышления. Гегель также подчеркивал, что утверждение скептицизма о кажимости всего сущего не является субъективным идеализмом, так как оно, указывая на противоречия в одном и том же предмете, подчеркивает объективность его, а это - характерный момент самой философии.

Выводы:

Скептики считали, что

* Искусство жить – единственно ценное для человека знание, но ему нельзя научиться.

* Знание не приносит видимой пользы для счастья людей, поэтому самое целесообразное - это возможно большее ограничение знания и его роли в жизни (в отличие от стоиков и эпикурейцев).

* Ни чувствами, ни разумом невозможно определить сущность вещей, поэтому знание – это принадлежность не людей, а богов.

* Все вещи одинаковы, неразличимы и непостоянны

* К вещам нельзя питать ни малейшего доверия, но нужно жить без мнений, ни склоняясь к чему-то, ни отвращаясь ни от чего, ибо любая вещь "есть не больше, чем не есть", или "есть и не есть", или "не есть, но и не не есть"

* Поэтому нужно воздерживаться от суждений в рассуждениях, быть невозмутимым в жизни. Уместны лишь апатия и непоколебимость.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 362 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...