Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Центром и носителем познания, согласно стоической философии, является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. Иногда ее обозначают как пневма (соединение воздуха и огня). Ее центральную часть, в которой локализируется способность к мышлению и вообще все то, что можно определить в нынешних терминах как психическую деятельность, стоики называют разумом (гегемоником). Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум является частью мирового разума
Основой познания, у стоиков, выступает чувственное восприятие, которое вызывается конкретными, единичными вещами. Общее существует лишь посредством единичного.
Большое внимание стоики уделяют проблеме истины. Центральным понятием и определенным критерием истинности познания является, по их мнению, учение о так называемом схватывающем (каталептическом) представлении, которое возникает под воздействием воспринимаемого предмета при активном участии субъекта восприятия. В процесс познания стоики включали момент "согласия" субъекта, своего рода волевой акт. присутствующий в познавательном акте. Согласие субъекта - это логическое постижение, схватывание, которое и является разумной деятельностью. Весь этот процесс называется у стоиков "каталептической фантасией"
Описанный процесс образования понятий происходит у стоиков посредством чувственного восприятия и сознательной деятельности ума. Но кроме этого процесса стоики признавали такое образование понятий, которое происходит само по себе. Они называли такие понятия предвосхищениями первых. К ним относили всевозможные общепринятые понятия, понятия обыденного сознания.
В то же время стоики признавали наличие научных понятий, которые требуют для своего усвоения обучения и воспитания. Самые общие научные понятия стоики называли категориями,. Они находятся под влиянием идей Аристотеля в плане понимания категорий. Но аристотелевскую система категорий ими значительно упрощена, ограничена лишь четырьмя основными категориями: субстанция (сущность), количество, определенное качество и отношение, согласно определенному качеству. С помощью данных категорий постигается действительность.
Наибольший вклад внесен стоиками в учение об обозначаемом как словесно выраженном ("лектон"). "Лектоном" стоики обозначали определенное содержание мышления, которое словесно выражено, оформлено. Основная мысль, которую проводили стоики, состояла в том, что "лектон" существует только в словесном выражении (или вообще в знаковом оформлении). В то же время сам знак, слово не существует без лектона. Теория лектона есть теория значений слов, первый подход к этой проблеме, которая получила свое всестороннее выражение в последующей истории философии, особенно в современной аналитической философии.
Теория лектона занимает особое место в гносеологии стоицизма и является сенсуалистической, полагающей, что все знание рождается из ощущений. Ощущения и восприятия закрепляются в памяти и порождают представления. Эти представления перерабатываются, выделяются повторяющиеся, и таким образом формируются понятия. Понятие - это своего рода "подобие" предмета. это как отпечаток предмета в душе.
Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 352 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!