Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теория познания Платона



По Платону, отдельные вещи постигаются посредством чувств, разум же постигает не отдельные вещи, а сущности, значит эти сущности - идеи, которые составляют основу вещей.

Рассмотрение идеи как реального бытия и как понятия о сущности предмета дает возможность ответить на вопрос о процессе познания и его сущности. Платон полагает, что знание нельзя свести ни к ощущению, ни к правильному мнению, ни к соединению правильного мнения со смыслом. Истинное знание - это познание, которое проникает в мир идей. Знания, таким образом, относятся к миру идей, - "истинное" бытие - предмет истинного знания. Мнения относятся к миру чувственно воспринимаемых вещей, так как чувственные единичные вещи изменчивы и являются поэтому предметом мнения, а не знания. Чувственное знание не может быть подлинным знанием, так как оно - ничто без понимания, как, например, мы не понимаем иностранную речь, хотя и слышим.

В теории познания Платона важную роль играет его концепция воспоминания. По его мнению, душа припоминает идеи, которые она знала в тот период своего существования, когда она еще не соединилась с телом. Чем больше душа была на том свете - тем больше она припоминает идей, и поэтому Платон советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей, вспоминающей о своем божественном прошлом, душе.

Пародокс знаний - если ты что-то знаешь, то зачем тебе это познавать. Если ты ничего не знаешь, то как найдешь, что искать.

Таким образом, теория познания Платона - анамнезис - теория припоминания.

В подтверждение своей теории воспоминания в диалоге "Менон" Платон приводит разговор Сократа с одним юношей, который никогда до этого не изучал математику, но после правильно поставленных вопросов пришел к собственной формулировке теоремы Пифагора.

Таким образом, в теории познания Платон четко различал знание и мнение, это различение имело для него большое значение. Первое относится к знанию об идеях, второе связано с чувственным миром. Знание приводит к абсолютной истине, мнение касается только внешней стороны вещей.

Все изложенное выше Платон называет диалектикой, под которой он понимает и логику, и учение о познании, и учение о методе, и учение о бытии, об идеях и их родах, а также о разумном познании этих истинно сущих родов реального бытия.

Диалектика Платона зиждется на восхождении и нисхождении идей. Восхождение идет от мнения человека и чувственно воспринимаемых вещей к общему понятию - идее, и нисхождение наоборот от общего к частному.

Космология Платона

В своем философском учении Платон выделяет «триаду». Все сущее сосотоит из трех субстанций: "единого", "ума", "души".

Мир идей и природный мир охватываются единым и божественным целесообразным началом. "Единое" является основой всякого бытия, не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д. Единое выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения, Оно есть первоначало всего - как идей, так и вещей, явлений и свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого). Единое есть ничто.

Космос имеет шаровидную форму, он был сотворен и конечен. Демиург (создатель, божественный ум) придал миру определенный порядок. "Ум" происходит от "единого", разделен с ним и протвоположен ему. Ум является сущностью всех вещей и есть обобщение всего живого на Земле.

Мир - живое существо, он обладает душой, которая находится не в нем самом, а окружает собой весь мир, состоящий из элементов земли, воды, огня и воздуха. "Душа правит всем, что есть на небе, на земле и на море с помощью своих собственных движений" (Законы. 896е). "Душа" это подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое - ничто" и "ум - все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления. В мировой душе господствуют числовые отношения и гармония. К тому же мировая душа также обладает познанием. Мир образует ряд кругов: круг неподвижных звезд, круг планет. Итак, структура мира такова: божественный ум (демиург), мировая душа и мировое тело (космос). Живые существа творит Бог. Богом, по Платону, создаются души, которые после смерти тела, где они живут, переселяются в другие тела. Таким образом, согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека.

Учение о душе.

Гносеологические и онтологические взгляды Платона тесно связаны с его пониманием души, которая представляется ему нематериальной, бессмертной и существующей вечно. Душа человека есть часть мировой души. Она является причиной самой себя. В ней находятся все предзнания. Предзнание - знание о сущности вещей. Как уже упоминалось, душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям (метапсихозу). Она обладает иерархией и подразделяется на три уровня или части: разумная божественная душа - бессмертна; телесная часть - смертна; вожделеющая часть души - черна.

Теория государства Платона.

Большое место в философском мировоззрении Платона занимают его взгляды на общество и государство. Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства. В центре внимания Платона находятся не абстрактные натурфилософские положения о первоначалах природы, а проблемы человека. Общественно-политическим вопросам Платон посвящает два наиболее крупных своих произведения - "Государство" и "Законы". Эти вопросы также рассматриваются в диалогах "Политик" и "Критон".

Платон рисует идеальный тип государства, который якобы существовал в древние времена: люди рождались из земли, не нуждались в жилище, занимались философией. Затем возникла необходимость борьбы, самосохранения. Идальное время уходит в прошлое. Возникает государство - совместное поселение. Оно возникает как результат многообразия человеческих потребностей и вытекающего отсюда общественного разделения труда.

Этому идеальному типу Платон противопоставил отрицательный тип государства, который, по его мнению, может существовать в четырех формах: тимократии, олигархии, демократии, тирании. Тимократия - это форма правления, при которой власть принадлежит честолюбцам и процветает страсть к обогащению, при этом образ жизни становится роскошным. После тимократии следует олигархия, при которой власть принадлежит немногим, господствующим над большинством. Она находится в руках богатых, которые постепенно растрачивают свое имущество, превращаются в бедняков и совершенно бесполезных членов общества. Олигархия в своем развитии приводит к демократии, при которой власть находится в руках большинства, но противоположность между богатыми и бедными еще больше обостряется. Демократия возникает как результат восстания бедняков против богатых, при этом богатые уничтожаются или изгоняются, а власть распределяется между оставшимися членами общества. За демократией следует тирания, являющаяся результатом вырождения демократии. Согласно Платону, избыток чеголибо приводит к своей противоположности. Поэтому избыток свободы, как считает Платон, приводит к рабству, тирания рождается из демократии как высочайшей свободы. Сначала, при установлении тирании, тиран "улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем" (Государство. VIII. 566). Постепенно тиран уничтожает всех своих противников, "пока не останется у него ни друзей, ни врагов, от которых можно было бы ожидать какой-либо пользы" (Там же. 567b).

В противовес всем отрицательным формам государства Платон выдвигает свой проект идеального государства, который явился первой социальной утопией в истории общества. Это идеальное государство, согласно Платону, должно быть основано на принципе справедливости. Исходя из справедливости каждый гражданин в этом государстве должен занимать свое особое положение в соответствии с разделением труда, хотя различие между отдельными группами людей у Платона определяется нравственными задатками. Низший общественный класс составляют производители - это земледельцы, ремесленники, купцы, затем идут воины-стражи и правители-философы.

Низший общественный класс, по Платону, обладает и более низким нравственным характером. Эти три сословия соответствуют трем частям души, которые упоминались ранее. Для правителей характерна разумная часть души, для воинов - воля и благородная страсть, для производителей - чувственность и влечения. Таким образом, нравственные качества воинов и правителей Платон ставит выше нравственных качеств производителей.

Идеальная государственная система, согласно Платону, обладает чертами нравственной и политической организации и направлена на решение важных государственных задач. К ним он относит следующие задачи: защита государства от врагов, осуществление систематического снабжения граждан, развитие духовной культуры общества. В выполнении этих задач состоит, по Платону, осуществление идеи блага как идеи, правящей миром.

Идеальное, а тем самым благое государство обладает следующими четырьмя добродетелями, три из которых присущи трем сословиям общества соответственно, а именно: мудрость присуща правителям и философам, храбрость- воинам, стражам, умеренность- работникам производительного труда. Четвертая добродетель характерна для всего государства и выражается в том, чтобы "каждый делал свое". Платон считает, что "многоделание", т. е. стремление заниматься не свойственной его сословию деятельностью, причиняет огромный ущерб государству. Наилучшей формой правления Платон считает аристократическую республику. Допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

Характерная черта отрицательных типов государства, по Платону, - это наличие материальных интересов. Поэтому Платон выдвигает на первый план в своем идеальном государстве нравственный принцип, который должен выражаться в правильном образе жизни всех граждан этого общества. В проекте идеального государства Платона жизнь его граждан во многом регламентирована. Для высших сословий Платон не допускает частной собственности, она возможна только для низшего, производительного класса. Живут вместе, государство их содержит.

Для высших сословий Платон также не допускает существования семьи. Он полагает, что браки возможны только под наблюдением государства и только для рождения детей. Дети отбираются у родителей и воспитываются в специальных учреждениях. Мальчики и девочки получают одно и то же воспитание, так как, по Платону, женщина вполне способна выполнять те же самые социальные функции, что и мужчина. Социальная утопия Платона, направленная на то, чтобы сделать счастливым все государство, приносит в конце концов в жертву отдельного человека. Государство счастливо в целом, а не в отдельных частях. По Платону, идеальное государство состоит из людей, которые выполняют свои социальные функции без учета своих личных интересов и потребностей. Таким образом, сплоченность государства обеспечивается за счет жесткого ограничения и обеднения личной жизни людей, полного подчинения личности государству.

Платоном предусматривалась жесткая идеологическая диктатура властей. За "безбожие" полагалась смертная казнь. Любое искусство подвергалось строгой цензуре, которая рассматривала каждое произведение с точки зрения того, было ли оно направлено на развитие морального совершенства в интересах государства.

"Самое главное здесь следующее, - пишет Платон, - никто никогда не должен оставаться без начальника - ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению...

Надо нальствовать над другими и самому быть у них под началом" (Законы. XII. 942а, с).

Платоновское государство - это теоретическая схема утопического государства, в котором жизнь общества подчинена строгому государственному контролю.

Выводы:

Платон

* впервые оставил собрание фундаментальных произведений;

* положил начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" - противоположность материалистической "линии Демокрита");

* впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества - государство, законы и т.д.;

* заложил основы понятийного мышления, произвел попытку выделить философские категории (бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, неделимое - делимое и др.);

* создал философскую школу (Академию), которая просуществовала около 1000 лет.

Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

* материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

* окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция, а является лишь отражением чистых идей, а вещь – материальным отражением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи.

* реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы), которые истинны, вечны и постоянны;

В вопросах гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

* мир чувственных вещей познавать не имеет смысла, так как он постоянно меняется;

* поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи", мир идей;

* "чистые идеи" невозможно познать помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение - "докса"), их можно познать лишь разумом;

* высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные - образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".

* познание есть процесс воспоминания душой того, что она видела в мире идей до своего вселения в тело человека.

Платон первый в истории философии поставил в явном виде вопрос об отношении духа к материи и рассмотрел его с разных позиций. Он считал, что вначале должно возникнуть то, что движет само себя. А это не что иное, как душа, ум.

* выделяет душу мировую и душу отдельного человека

* душа человека (вещи) есть часть мировой души;

* душа бессмертна;

* при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

* постоянство души и смена телесных форм - естественный закон Космоса.

Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно которому:

* все население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники;

* работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

* воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости - участвуют в военных действиях;

* философы (мудрецы) - разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

* философы и воины не должны иметь частной собственности;

* жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

* не существует брака, все жены и дети общие;





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 16176 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...