Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теория идей Платона



Вопрос об идеях рассматривается Платоном в различных диалогах: "Гиппий Больший", "Федон", "Пир", "Филеб". Идея как образец творения предстает в диалогах "Тимей", "Кратил", идея как бытие, а вещь как инобытие идеи в диалоге "Софист", Единое-Благо как верховная идея – в работе "Государство".

Область идей не представлялась Платону однородной, она образовывала своего рода иерархию. Существуют идеи высшего порядка, это идеи целесообразности, красоты и блага, истины, прекрасного, справедливого. Среди них, первые три Платон выделял как основные.

Затем следуют идеи, выражающие физические явления и процессы, к ним относятся идеи огня, покоя, движения, цвета, звука. Третий ряд идей отражает отдельные разряды существ, например животных и человека. Потом идут идеи предметов, отношений и т. д.

Концепция идей Платона обладает еще одной особенностью. Для Платона идея выступает не только в онтологическом смысле как реальное бытие, но и как мысль о нем, как понятие об этом бытии; она есть родовое понятие о сущности предмета.

По Платону мир идей – это истинное или подлинное бытие. Как и у элеатов оно характеризуется как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом. Но, в отличие от элеатов, истинное бытие у Платона предстает как множественное – «это некие умопостигаемые и бестелесные идеи» (Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. Т. 3). У элеатов бытие – это единое. А что же единое по Платону? Единое, как считает Платон, выше всякого существования и всякой множественности, но без его объединяющей силы невозможны и сами идеи. Это единое Платон отождествляет с высшим благом, к которому все стремится и через это получает свое собственное бытие. Само высшее бытие – по ту сторону всякого бытия и, следовательно недоступно разуму, и о нем нельзя сказать ничего кроме отрицаний, указывающих на то, чем оно не является. Для обозначения единого впоследствии стал применяться термин «трансцендентное», в переводе «то, что по ту сторону».

Концепция «идеи» является центральной в философской системе Платона. Можно сказать, что различные стороны его учения являются претворением этой концепции в различных областях.

Однако учение Платона об "идеях" претерпело с течением времени определенные изменения. В диалогах "Парменид", "Филеб" и "Софист" Платон сам выдвигает против него свои собственные возражения. Критика со стороны Платона настолько серьезна, что некоторые исследователи даже считали, что эти диалоги принадлежат не Платону, а другим философам, например Аристотелю. Однако скрупулезные исследования все-таки показали, что эти диалоги - платоновские.

Критика теории "идей" Платона раскрывается по линии ее дуализма, а также сведения подлинного бытия лишь к идеям, которые не имеют прямого отношения к земному чувственному миру. Поэтому в упомянутых диалогах Платон проводит новый подход к своей концепции идей. Он полагает, что "идеи" представляют собой противоречивое единство единого и многого, бытия и небытия, движения и покоя, и это единство - источник любого изменения. В этом проявляется диалектика позднего Платона, которая признает противоположности тождественными, когда одно определение переходит в свою противоположность. Так, бытие предполагает небытие, единое - многое, покой - движение, тождество - различие.

Платон - выдающийся представитель объективного идеализма, его основоположник, давший эвристический толчок развитию всей западной философии. В этом смысле справедливы слова А. Н. Уайтхеда, писавшего: "Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет собою ряд примечаний к Платону".





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 1581 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...