Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В) Зенон Элейский (490-430 гг до н.э.)



Зенона из Элеи изображали как политического деятеля, боровшегося против тиранов и погибшего в этой борьбе.

В учении Зенона содержится ряд аргументов, направленных на то, чтобы защитить философию Парменида.

В соответствии с принципами элейской школы Зенон также разрывает чувственное и рациональное познание. Истинным он однозначно признает рациональное познание, чувственное же ведет к неразрешимым противоречиям. Зенон прославился именно выяснением противоречий между разумом и чувствами. Чтобы показать сомнительность и невероятность чувственного познания, он спросил одного из софистов Протагора: «Произведет ли звук одно зерно проса, если упадет, или одна десятитысячная зерна?» Впервые ввел в употребление диалогическую форму в философии.

В своих онтологических взглядах он однозначно отстаивает позиции единства, целостности и неизменности сущего. Сущее, по Зенону, имеет материальный характер. «Миров много и не существует пустого пространства», все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен. В согласии с этими стихийно материалистическими взглядами он представлял и возникновение человека, сущность человеческой души – «люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуется преобладанием». То есть микрокосмос и макрокосмос едины, бытие непротиворечиво, поэтому противоречивое бытие - мнимое (кажущееся) бытие.

Аристотель называл Зенона родоначальником «диалектики», понимая под ней способ выяснить истину посредством выявления внутренних противоречий в мышлении противника и избежания этих противоречий. Путь, по которому идет Зенон в обосновании своих взглядов и защите взглядов Парменида, - это доказательство от противного. Считают, что Зенон представил 40 доказательств «против множественности» сущего и пять доказательств «против движения», т. е. защиты его неподвижности. В сохранившихся литературных источниках имеются доказательства против множественности (четыре) и доказательства против движения (четыре). Они носят названия апорий Зенона. Апория в переводе с греческого означает «затруднение», «безвыходное положение».

Зенон, конечно, допускал возможность движения в области чувственного познания. Однако в его апориях речь идет не о «реальности» или «существовании» движения, но о возможности его постижения разумом. Но отрицая движение, ставит вопрос о природе движения. Движение - диалектика прерывного и непрерывного.

Апория Зенона «Дихотомия». Если предмет движется, то он должен пройти половину пути, прежде чем дойдет до конца. Но прежде, чем пройти эту половину, данный предмет должен пройти половину этой половины и так до бесконечности. Таким образом, движение не может ни начаться, ни закончиться.

Апория «Ахиллес и черепаха». Впереди Ахиллеса находится черепаха, и они одновременно начинают бег. Ахиллес никогда не догонит черепаху, так как пока он добежит до места, где находилась черепаха, она проползет какое-то расстояние, и это будет повторяться до бесконечности.

Апория «Летящая стрела». Летящая стрела, по мнению Зенона, всегда будет находиться в покое, так как в каждый момент движения она будет занимать равное себе место.

Апория «Стадион». Два тела движутся навстречу друг другу и относительно друг друга. В этом случае одно из них затратит на прохождение мимо другого столько же времени, сколько оно затратило бы на прохождение мимо покоящегося. Значит половина равна целому, что нелепо. Таким образом, все логические следствия, вытекающие из этих апорий, говорят о том, что движение - это видимость, а не сущее.

Он формулирует свои апории для того, чтобы показать, что мы не можем мыслить движение, если понимаем пространство как состоящее из отделенных друг от друга частей, а время - как состоящее из отделенных друг от друга моментов. Таким образом, Зенон доказывает, что множества не существует, бытие едино.

Таким образом, по Зенону: 1) допущение движения приводит к противоречию; 2) логически невозможно мыслить множественность вещей;

Выводы: философы элейской школы

* поставили в центр внимания понятие бытия как такового

* первыми обратили внимание на проблему небытия: бытие есть, а небытия нет – бытие познаваемо, а небытие непознаваемо.

* представили две картины мира: мир единого и вечного бытия и кажущийся мир мнений.

* выдвинули учение о неизменной сущности истинного бытия

* открыли принципиально новый этап в развитии греческой философии: появление гносеологических проблем отношения знания к действительности

* исследовали связь единства и многообразия

* рассматривали движение как несуществующее. Движение и изменение - не истина, а мнение;

* резко разграничили истину - знания, основанные на рациональном познании, и мнения, основанные на чувственных восприятиях.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 315 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...