Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В) Анаксимен (588-525 гг. до н.э.)



Анаксимен в отличие от дугих представителей милетской школы - Фалеса и Анаксимандра - в качестве первовещества окружающего нас мира берет воздух. По его учению все сущее происходит из этой первоматерии и обратно в нее возвращается.

По своей физической природе воздух - род пара или темного облака и сродни пустоте. Воздух безграничен и не имеет определенной формы (прообраз понятия материи), он порождает все многообразие вещей, в том числе и богов, которые подобно всем другим вещам, являются определенными состояниями воздуха.

Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, он в зависимости от степени сгущения последовательно превращается в воду, в землю, и наконец, в камни. Движение протекает от холодного к теплому. Здесь видна идея перехода количества в качество. Как и его предшественники Фалес и Анаксимандр, Анаксимен исходит из представления о всеобщей изменчивости: все вещества способны принимать различные формы и способы соединения и разъединения частиц посредством процесса сгущения и разрежения.

Земля - плоский диск, поддерживаемый огромной массой воздуха и парящий в нем. Также парят состоящие из огня диски небесных светил. Земля неподвижна, а Солнце и планеты движутся под воздействием космического ветра. Анаксимен уделяет большое внимание метеорологическим явлениям - дождю, граду, снегу и т. д., пытаясь объяснить эти явления различными причинами на основе присутствия воздуха. Анаксимен устанавливает истинный порядок расположения тел в космосе по отношению к Земле; ближе всего Луна, затем Солнце и звезды.

Воздух для Анаксимена был не только первоначальной космической стихией, но и началом, источником жизни: сама душа для него – «дыхание», дуновение ветра. Таким образом, он провел параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») - "душой космоса". Он сравнивает дыхание жизни с воздухом. Здесь воззрения Анаксимена переплетаются с мифологическими представлениями о душе как некотором начале, которое пронизывает все живые тела. "Подобно тому, как душа, - говорит он, - будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлет весь мир" (Маковелъский А. О. Досократики. Ч. 1. Казань, 1914. С. 52). В этих словах выражается идея пантеизма, в соответствии с которым Бог равен природе, т. е. воздуху, выступающему началом всего сущего.

Выводы:

философы милетской школы:

* выступали с материалистических позиций;

* занимались не только философией, но и другими науками - точными и естественными;

* пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа «физиков»); единого и многого.

* искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.

* у философов милетской школы видны проявления элементов диалектики

* пытались систематически использовать идею доказательства (Фалес).





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 279 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...