Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Б) Парменид (540-470 гг до н.э.)



Собственно основателем элейской школы был Парменид. Он считается другом и учеником Ксенофана, а также учеником Анаксимандра.

Свои взгляды и философские мысли Парменид излагал в стихах, в которых часто используются метафоры и аллегории. Философская поэма, написанная Парменидом, «О природе», из которой сохранилось около 160 стихов, разделена на две части: «путь истины» и «путь мнения». Парменид делает весьма резкое различие между подлинной истиной (алетейа), являющейся продуктом рационального основания действительности, к которой ведет только ум, умозрение, и мнением (докса), опирающимся на чувственное познание(способ объяснения мира исходя лишь из свидетельств органов чувств, которые воспринимают изменчивость вещей, их возникновение и уничтожение). Чувственное познание дает образ лишь кажущегося состояния вещей, и с его помощью нельзя постичь их подлинную сущность.

Ценность философии Парменида в его разделении чувственного и рационального познания и в его понимании достоверного и вероятного знания («путь мнения»). Эти его идеи были в значительной степени развиты в дальнейшем и оказали влияние на целый ряд философских школ вплоть до современности

Но осознание различия чувственного и рационального познания приводит к метафизическому разрыву этих двух ступеней единого процесса познания. Различение Парменидом познания по мнению и по истине влекло за собой принижение чувственного опыта как основы познания и в дальнейшем послужило одним из источников идеализма Платона.

Путь мнения и путь истины Парменида дают две картины мира: мир единого и вечного бытия и кажущийся мир мнений. Если весь мир, все пространство заполнено веществом, то не существует никакого множества вещей, так как между вещами нет пустых промежутков, которые отделяли бы одну вещь от другой.

Основным для Парменида, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем, проблема бытия и небытия. Бытие - это то, что всегда есть: оно также едино и неделимо, как мысль о нем, в противоположность всем вещам чувственного мира. Ничто не возникает и не уничтожается, представления о движении, изменении - это лишь мнения смертных, то есть повседневные представления о мире.

Мир, по Пармениду, вещественный шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно, движение невозможно, так как мировое пространство полностью заполнено. Согласно Пармениду, мир разлагается на две первоматерии, из смешения которых он возник: на светлый и деятельный огонь и темную и пассивную массу. В центре мира, согласно Пармениду, пребывает богиня правительница (или Правда и Необходимость); она держит жребий и правит всеми небесными движениями. До создания других богов она создала Эроса, бога любви, пробуждающего в людях стремление к соединению.

Хотеть нечто переместить, означало бы либо поместить его на место другого сущего, а это невозможно, так как одно сущее там уже находится, либо поместить его на место, где ранее было не-сущее, не-сущее не существует. Отсюда сущее является наполненным и неподвижным. Бытие вечно и неизменно. Таким образом по Пармениду «Бытие есть, небытия нет», ибо небытие невозможно ни познать, ни выразить. Всякая мысль есть мысль о существующем. Поэтому несуществующее, или небытие, нельзя мыслить как несуществующее; другими словами несуществующего нет.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 293 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...