Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учение святых отцов о тесном пути 3 страница



“Может быть, скажешь: не имею денег, как окажу без них милость нищему? Не имеешь де­нег, но имеешь произведение: отрекись своей гре­ховной воли и этим твори милость. Не можешь подать милостыню рукою? Подай ее благим про­изволением: когда согрешит пред тобою брат твой, остави ему (Лк. 17:3), по заповеди Госпо­да, и вменится это тебе в великую милость. Если ищем себе прощения грехов от Бога, то и мы дол­жны так поступать в отношении к ближнему при всяком согрешении его против нас, чтоб над нами совершилось сказанное во Евангелии: от" пущайте, и отпустится вам (Лк. 6:37). Великое дело подавать милостыню убогим, когда имеются деньги; но миловать согрешающего против нас ближнего на столько выше и на столько более способствует к получению прощения во грехах, на сколько душа, по естеству, превосходнее тела. Если же мы, просив прощения грехов у Бога, по­лучив прощение многократно и по причине это­го прощения не потерпев здесь никакого зла, не хотим сделать ближних участниками этого дара, то по необходимости уподобляемся тому злому рабу, который, получив от Владыки прощение долга в десять тысяч талантов, не простил ста пе-нязей своему должнику ближнему. Господь, про­изводя законный суд над лукавым рабом, сказал:

рабе лукавый весь долг он отпустил тебе, поне­же умолил Мя еси: не подобаше ли тебе помило-вати клеврета твоего, и простить ему долг, яко жеиАзтя помиловах? И прогневався, поведает Евангелие, предаде его мучителем, дондеже воз­даст весь долг свой. К этому Господь присовоку­пил как вывод, следующие слова: такс и Отец Мой небесный сотворит вам, аще не отпусти­те кийждо брату своему от сердец ваших пре­грешения их (Мф. 18: 32, 35). Подобно этому и в другом месте обогатившихся от Него различны­ми благодеяниями, но имеющих немилостивый и несострадательный нрав признает несчастны­ми, говоря: горе вам, богатым, яко восприемлете утешение ваше (Лк. 6:24). Истинное богат­ство есть обилие в нас различных дарований, дан­ных нам: горе же нам! Многократно умолили мы Бога и помилованы были Богом, сами же были умоляемы и никого не помиловали. Мы воспри-емлем утешение наше, удовлетворяя нашей мстительности прочим похотениям”394.

“Осуждаемся мы не за множество зол, но за то, что не хотим покаяться и познать чудеса Хри­стовы, как свидетельствует сама Истина. Мните ли, — говорит Она, — 'яко галилеане сии, ихжв кровь смеси Пилат с жертвами их, грешнейшии бяхупаче всех человек, иже на земли? Ни, глаго­лю вам; но аще не покаетеся, такожде погибне­те. И они осмьнадесяте, на нихже паде столп Силоамский, и поби их, мните ли, яко грешней-ши бяху паче всех человек, живущих во Иеруса­лиме? Ни, глаголю вам; но аще не покаетеся, та­кожде погибнете (Лк. 13: 2, 5). Видишь ли, что осуждаемся за непокаяние”3".

“Полагаю, что покаяние составляется из сле­дующих трех добродетелей: из очищения помыс­лов, из непрестанной молитвы и из терпения на­ходящих скорбей. Эти добродетели должны быть совершаемы не только явно, но и умным дела­нием: этим добродетелям предназначено достав­лять бесстрастие тем подвижникам, которые долговременным упражнением стяжут навык в них”396.

“Взем Крест твой, гряди по Мне (Мк. 10:21), сказал Господь. Крест — терпение находящих скорбей”397.

“Без вышеупомянутых трех добродетелей не может быть совершено дело покаяния. Полагаю, что покаяние приличествует всем и всегда, и грешникам и праведникам, желающим получить спасение, потому что самое состояние совершен­ства не имеет такого предела, на котором бы не требовалось исполнения вышеупомянутых доб­родетелей. Начинающих они вводят в благочес­тие, средних — в преуспеяние, совершенных ут­верждают в совершенстве. Добродетели эти не могут удовлетворительно быть исполнены ни от долговременного упражнения в них, ни от сознания своей праведности”.

“Уничижали малая по махе упадет (Сир. 14:1). Не скажи: как может пасть духовный? Пре­бывая таким, он не падает. Когда же примет в себя что-нибудь малое из области греха и не из­вергнет этого малого из себя покаянием, то оно, укоснев в нем и развившись, уже не терпит пре­бывать в одиночестве, но влечет и к иному, срод­ному себе, насильно, как бы цепью, которая об­разовалась от продолжительного благоприятства первоначальному виду греха, принятому произ­вольно. Если духовный вступит в борьбу с явив­шимся злом и отразит его молитвою, то останет­ся в своей вере преуспеяния, утратив, однако, отчасти бесстрастие в такой степени, в какой попущено было пристрастие ко вкравшемуся злу. Если же духовный будет окончательно низвлечен возрастающим насилием возобладавшею им по­слабления, отвергши труд борьбы и молитвы, то по необходимости подвергнется обольщению и от других страстей. Таким образом, будучи пере­даваем одною страстью другой и каждою из них мало-помалу увлекаем, лишается Божественной благодати, увлекается уже тогда и в большее зло, даже в противность своему произволению, от насилия видов греха, возобладавших им прежде”.

“Непременно возразишь мне на это: неужели духовный не мог, в то время как зло начинало действовать в нем, умолить Бога, чтоб не впасть в столь бедственные последствия? И я говорю, что мог. Но, пренебрегши малым, он произвольно принял его как ничтожное, не позаботясь помо­литься о нем и не ведая, что это малое служит причиною большего, вводит в большее, как в доб­ре, так и во зле. Когда же страсть возрастет и, впущенная произвольно, возгнездится в нем, тог­да уже и против воли его начинает действовать против него упорно. Уразумев сущность дела, должно прибегать молитвою к Богу, противосто­ять и сопротивляться врагу, которого прежде за­щищали, препираясь с человеками. Случается даже и то, что мы, будучи уже услышаны Госпо­дом, не получаем помощи ощутительно для нас, потому что она приходит не по тому образу, ко­торый предполагается для нее человеком, но так, как устраивает Бог, нам на пользу. Ведая удобо-поползновенность нашу ко греху и наклонность пренебрегать грехами, Он помогает нам много скорбями, чтоб мы, избавившись бесскорбно, снова не стали увлекаться и впадать опрометчи­во в те же,согрешения. Основываясь на этом, мы утверждаем, что необходимо терпеть постигаю­щее нас, что пребывание в покаянии есть состояние, вполне соответствующее нам”-".

“Мы все — потомки Адама; все родимся во грехе его и по этой причине все определением Божиим осуждены на вечную смерть, не имеем возможности спастись без Христа. Все, и самые праведнейшие между человеками, избавляются от вечной смерти единственно чрез посредство Христа, распявшегося за всех и искупившего всех кровью Своею. По этой причине и Сам Искупи­тель предлагает для всех одно делание, объемлю­щее в себе все прочие делания, и повелевает апо­столам говорить всем одно: покайтеся, прибли-жися бо Царствие Небесное (Мф. 4:27 и 10, 7). Вместе с этим Спаситель преподал многие част­ные заповеди, от исполнения которых достига­ется совершенство в покаянии, и исполнение это завещал до самой смерти, сказав: иже погубит душу сбою Мене ради и Евангелия, в живот веч­ный сохранит ю (Мк. 8:35; Ин. 12:25). И опять, повелевая отречься от всего, присовокупляет: етце же и своея души (Лк. 14:26). Запечатлевая вели­кое значение заповедей, он говорит: иже аще ра­зорит едину заповедей сих малых, мний наре­чется в Царствии Небесном (Мф. 5:19). Если Хри­стос, как здесь объяснено, назначил пребывать в покаянии до смерти, следовательно, тот, кто ут­верждает, что покаяние может быть окончатель­но исполнено прежде смерти, отвергает заповедь, отрицаясь от погубления души до смерти, явля­ется он преступником всех Христовых заповедей. Нет конца покаянию до самой смерти и для ма­лых, и для великих! Никто не возмог на самом деле достичь совершенства в покаянии, такого со­вершенства, которое не нуждалось бы в прило­жении или не было уже способно к нему! И по­тому мы, если и не удостоимся выполнить его как должно, то по произволению будем упряжняться в нем, чтоб не причислиться к отвергающим заповедь намеренно, чтоб не подвергнуться за это осуждению. Рассмотри от начала мира жизнь всех, совершивших благополучно странствование земное, и найдешь, что таинство благочестия во всех благоугодивших Богу совершилось чрез по­каяние. Был ли кто осужден? Осужден он за пре­небрежение покаянием. Был ли кто оправдан? Оправдан он, потому что прилепился к покая­нию”400.

“Самое естество научает нас пребывать в по­каянии до смерти. ум не может быть праздным. Если б ум был и весьма значителен по объему и силе, природным и приобретенным, то он, нахо­дясь в состоянии здравия, действует в области добра; если же, возуповав на свое превосходство, оставит упражнение в добре, то по необходимо­сти уклоняется в область зла; и опять, удаляясь от злого, естественно привлекается к деятельно­сти благой и правильной. Такая деятельность для новоначальных, средних и совершенных заклю­чается в молитве, в очищении помыслов и в тер­пении попускаемых скорбей, без чего невозмож­но совершать и прочих добродетелей, соделыва-ющих покаяние благоприятным”401.

“Если покаяние есть прошение милости, то упражняющемуся в покаянии должно озабо­титься о том, чтоб не услышать се сыти вето (1 Кор. 4:8), должно продолжать неотступное прошение как неимеющему достаточно, потому что всяк просяй приемлет” (Мф. 7:8)402.

“Если будет помилован только тот, кто сам милует, то, как думаю, покаянием держится весь мир, человеки содействуют друг другу в покая­нии по устроению Божия Промысла”403.

“Если мы будем подвизаться в покаянии до самой смерти, и тогда не исполним должное, по­тому что и тогда не принесем ничего равноцен­ного Царству Небесному”404.

“Как естественно нам есть, пить, говорить, слышать, так естественно и каяться”405. '

“Умерщвляется, по определению закона, од­нажды заслуживший смерть, если же кто про­должает жить, тот уже живет по вере, ради по­каяния, если бы и не за свои грехи, то за грех пра­родительский, общий всему человечеству”406.

“Мы очистились крещением; очистившись, получили заповеди. Нарушающий заповеди оск­верняет крещение, забвение приемь очищения древних своих грехов (2 Пет. 1:9), которыми не бывает скуден никто, подвергаясь ежедневно со­грешениям невольно, хотя бы и стремился к ис­полнению всех заповедей”407.

“Покаяние нужно всем: оно показывает нам грехи наши, соделанные прежде произвольно, а ныне, когда мы возненавидели страсти и начали удаляться от них, — служащие причиною согрешении невольных”"".

“Признающий свое покаяние окончательно исполненным, зрит вспять, в нем обновляются впечатления от прежних согрешений” (Лк. 9:62).

“Истинно разумный разумеет и то, что он нуждается в покаянии: разум истины даруется покаянием, и покаяние — разумом истины”.

“Христос поручился за нас на условии покая­ния: отвергающий покаяние отвергает Спаси­теля”410.

“Добрыми делами естества411 без покаяния мы не можем совершить ничего заслуживающе­го помилование от Бога; Господь дарует нам ве­ликое помилование за расположение души, на­строенной покаянием. Принуждающий себя и пребывающий до кончины своей в настроении, доставляемом покаянием, спасется за понужде­ние себя и за покаяние, хотя бы и подвергся не­которым согрешениям: обетовано это Господом в Евангелиях”412.

“Провозглашающий о себе, что он не нужда­ется в покаянии, этим объявляет себя праведни­ком, а Писание именует его порождением ехид­ны. (Мф. 3:7; Лк. 3:7). Признающий себя совер­шившим покаяние по причине мнения о своей праведности сочетавается, не ведая того, со слас­тями страстей, потому что мнение и кичливость принадлежат к таким сластям”413.

“Зараженный самомнением не возможет спа­стись: прозорливый же и обидливый муж и вели­чавый ничесоже скончает (Авв. 2:5), говорит Писание”414.

“Если смиренномудрие не приносит никако­го вреда совершенному, то и совершенный да не оставляет начальную причину смиренномуд­рия — покаяние”415. •

“Насытившийся покаянием не может сми-ренномудрствовать”416.

“Если б мы тщательно заботились о смирен­номудрии, то не нуждались бы в наказаниях. Все-, злое и лютое, постигающее нас, постигает за пре­возношение. Попущено было ангелу сатаны му­чить (2 Кор. 12:7) апостола, чтоб апостол не пре­вознесся; тем более нам, увлекающимся превоз­ношением, попустится сатана. Он будет попирать нас, доколе мы не смиримся”417.

“Побеседуем несколько о бессловесной страс­ти гнева. Она опустошает, смущает и помрачает всякую душу; она во время движения и действия своего соделывает человека — особливо удобопо-ползновенного и быстропреклонного к ней — подобным зверю. Страсть эта преимущественно утверждается, укрепляется, пребывает несокру­шимою дотоле, доколе диавольское древо огор­чения и раздражительности, гнева и ярости на-паяется злою водою гордости, дотоле оно возрас­тает сильно, цветет обильно, приносит множество плодов — преступлений закона Божия. Таким об­разом, здание, воздвигнутое в душе лукавыми ду­хами, пребывает в неприкосновенной, несчастной целости, утверждаясь и укрепляясь на основании своем — на гордости. Если хочешь, чтоб грехов­ное древо, страсть огорчения и раздражительно­сти, гнева и ярости посохло в тебе и сделалось бес­плодным, чтоб секира Духа, приблизившись, сру­била его, ввергла в огонь, по определению Еванге­лия, и истребила со всякою злобою; если хочешь, чтоб дом беззакония, непрестанно и злонамерен­но созидаемый диаволом, который, собирая, как камни, различные предлоги и благословные и су­етные, или на самом деле, или в помыслах, соору­жает здание злобы в душе; если хочешь, говорю, чтоб этот дом был разрушен и разметан, то имей незабвенным в сердце твоем смирение Господа. Рассуждай: кто Господь и чем соделался Он ради нас? С какой высоты Божественного света, откро­венного горним существам соответственно их зрительной силе, славимого на небе всеми разум­ными созданиями: ангелами, архангелами, пре­столами, господствиями, началами, властями, хе­рувимами, серафимами и не именуемыми Писа­нием умными силами, которых имена не достиг­ли до нас, по проречению апостола, в какую глу­бину человеческого смирения Он низошел по не­изреченной благости Своей и по всему уподобил­ся нам, седящим во тьме и сени смертней, соделавшимся пленниками при посредстве преступ­ления Адамова, находящимся в насильственной власти демонов, которые действуют в нас страс­тями нашими. Когда мы находились в этом лю­том порабощении, в области невидимой и горькой смерти, не устыдился такого положения на­шего Владыка всей твари видимой и невидимой:

Он смирил Себя и воспринял человека из страс­тей бесчестия и из состояния отвержения, куда низвергнут был человек, осужденный определе­нием Божиим. Владыка соделался подобным нам по всему, кроме греха, то есть за исключением страстей бесчестия. Наведенные казни определе­нием Божиим на человека в наказание за преступ­ление заповеди и за впадение в грех, то есть теле­сную смерть, труды, голод, жажду, все это Он восприял, соделавшись тем, что — мы, чтоб мы соделались тем, что — Он. Слово плоть быст (Ин. 1:14), чтоб плоть соделалась Словом; Богатый о6нища нас ради, да мы нищетою Его обогатимся (2 Кор. 8:9), — по великому человеколюбию упо­добился нам, чтоб мы уподобились Ему всеми добродетелями. Точно! С того времени, как при­шел Христос, человек изменяется в нового чело­века, будучи обновляем благодатью и силою Духа, достигая в меру совершенной любви, изгоняющей страх и уже не подвергающейся падению. Любы николиже отпадает (1 Кор. 13:8): потому что Бог, говорит Иоанн, любы есть, и пребывали в любви, в Бозе пребывает (1 Ин. 4:16). Этой меры сподо­бились апостолы и все те, которые, подобно им, обучились добродетели основательно и правиль­но, представили себя Господу совершенными, последовавши Христу в течение всей жизни сво­ей желанием совершенным. Постоянно созерцай, не побеждаясь забвением, смирение, которое Гос­подь восприял на Себя по любви к нам, по неиз­реченному человеколюбию. Созерцай вселение Бога Слова в ложесна Девы, принятие им челове­чества, рождение от жены, постепенность теле­сного возрастания, бесчестия, досады, поношения, поругания, укорения, биения, оплевания, насме-яния, наругания, червленную хламиду, терновый венец, приговор на Него правителей, вопли про­тив Него беззаконных иудеев, Ему единоплемен­ных — возми, возми, распни Его (Ин. 14:15) — крест, гвозди, копье, напоение оцтом и желчью, наругания над Ним язычников, насмешки тех, которые, проходя мимо Его распятого, говорили Ему: аще Сын еси Божий, сниди со креста, и веру­ем в Тя (Мф. 26:40). Созерцай и прочие страда­ния, которые Господь претерпел ради нас распя­тие, смерть, тридневное погребение во гробе, со­шествие во ад. Какие же были за тем плоды стра­даний? Воскресение из мертвых, пленение ада и смерти, вознесение на небеса душ, исшедших от­туда с Господом, сидение одесную Отца (Мк. 16:19) превыше всякого начала и власти и всяко­го именуемого имени (Еф. 1:2), честь, слава, по­клонение всех ангелов Первенцу из мертвых по причине понесенных Им страданий, как и апос­тол говорит: Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе, иже во образе Божий сый, не вое-хищением непщева бытиравен Богу, но Себе ума­лил, зрак раба приим, в подобии человеческом быв, и образом обретеся якоже человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякого имене: да о имени Иисусове всяко колено поклонится, небесных, земных и преисподних: и всяк языкь исповесть, яко Господь Иисус Христос во славу Бога Отца (Флп. 2:5,11). Вот в какую славу и высоту, по суду правды Божией, вышеисчисленные страдания возвели Господня человека! И потому, если с лю­бовью и усердием будешь памятовать о них не­забвенно в сердце твоем, страсть огорчения и раз­дражительности, гнева и ярости не будет обладать тобою. Когда самое основание этой страсти — гордость — будет выворочено кверху рассматри­ванием смирения Христова, тогда и все здание беззакония, ярости, гнева и печали разрушится удобно и само собою. Какое жестокое и камен­ное сердце не смягчится, не увидится, не смирит­ся, если уму будет постоянно соприсутствовать памятование о смирении Единородного Сына Божия, о претерпенных Им страданиях? Не пред­ставит ли оно себя, по Писанию, произвольно в попрание всем человекам, как попираются ими земля и пепел? Когда душа, взирая на смирение Христово, будет смиряться и сокрушаться, какая ярость, какой гнев возмогут возобладать ею? Ка­кая печаль возможет одолеть ее?”418

“Подобает научиться духовному закону, воз­ложить на себя подвиги*19 (1 Кор. 13:6,7) о бла­гочестии, и постигающие скорби переносить с терпением, как свои. Без этого никто не может сделаться истинно премудрым.

На вопрос, какие бы то были подвиги о благо­честии, преподобный Марк отвечал: это запове­ди Христовы, из которых первая и величайшая — любовь. Она не мыслит зла, вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит (Кор. 3:18), по слову Писания. Поступая так, она не судит тех, которые представляются обижающими ее. Лю­бовью мы различаемся один от другого, и все не-достаточествуем по отношению к ней, ожидая восполнения этому недостатку от благодати Хри­стовой, если мы ее вознерадим о возделывании любви по нашим силам. Бог знает и сколько мы не можем сделать по немощи, и сколько не со­вершаем дел любви по'нерадению. Любовь ук­репляется не от одних произвольных трудов, но и от случающихся скорбей, и потому мы'нужда­емся, чтоб Бог ниспослал нам много терпения и кротости. По отношению к этому говорит апос­тол: хотяй быти мудр в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет. Мудрые по букве призна­ют согрешающими одних обижающих, а премуд­рые по Духу Божию, будучи и обижаемы, пори­цают себе, когда не переносят обид терпеливо, с благим произволением, с радостию. Порицают они себя не только за это, но и по той причине, что признают скорби возникшими из данного ими некогда повода, из какого-либо прежнего со­грешения, хотя согрешения бывают легче и тя­желее одно другого. Кто мстит за себя, тот как бы обвиняет Бога в бессудии, а кто претерпевает нашедшую скорбь как свойственную себе, тот терпением приносит исповедание в прежде со-деланных согрешениях, за которые и подверга­ется страданию от наведенной напасти”.

“Имеются три вида благочестия: первый со­стоит в том, чтобы не согрешать; второй — в том, чтоб, согрешивши, терпеливо переносить при­ключающиеся скорби; третий — в том, чтоб пла­кать о недостатке терпения, если не переносим скорби с должным терпением. Если мы здесь не совершим примирения с Богом, установленны­ми от Него средствами, то это по необходимос­ти навлекает на нас подсудимость на будущем суде: разве только Бог, увидев, что мы смирились и плачем, изгладит, как Сам ведает, грехи наши всесильною благодатью Своею. Если же мы не только не смиримся и не восплачем о нераде­нии в исполнении вышеупомянутых видов бла­гочестия, но и еще будем защищать себя слова­ми мирской премудрости (учености) и ею пре­возноситься над благоговейными, то как будем помилованы, действуя противоположно услови­ям помилования?”

“Когда преподобный беседовал так, один из учеников его, уповавший на воздержание свое и по этой причине пребывавший вне познания ис­тины, покушавшийся претерпевать все скорбное,

но неправильно, думая о себе, что страдает как мученик, возразил старцу: где говорит Писание, что по вине каждого и по праведному суду Бо-жию находят бедствия на человеков?”

“Старец отвечал: возлюбленный! Найдешь это во многих местах Писания, как в Ветхом, так и в Новом Завете. Впрочем, и мы укажем тебе неко­торые из таких мест, если желаешь того. Уразу­мев истину, отвергни высокомудрие; мало этого, отвергни зломудрие и приобрети смирение, за­имствовав его от Бога, Который сказал: возмите шо Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь, и смирен сердцам, и обрящете покой душам, вашим” (Мф. 11:29).

“Ученик остановил преподобного на этом сло­ве и сказал ему: если каждый из нас подражает смирению Христову тем, что признает постига­ющие его скорби должным себе воздаянием, как сказано тобою, то из этого очевидно явствует, что и Христос, пострадав, исполнил долг свой. Но я считаю такое мнение богохульством. Авва отве­чал: скажи мне, возлюбленный, берущие в заем деньги при поруке поручителей, одни ли долж­ники? или одинаково с ними должники и пору­чившиеся за них? Ученик: очевидно, что и пору­чившиеся. На это старец: будь же убежден со всею достоверностью, что Христос, восприняв нас, соделал Себя должником, как и Божествен­ное Писание свидетельствует о Нем: Агнец Бо­жий, вземляй грехи мира (Ин. 1:29), быв по нас клятва (Гал. 3:13). Он восприял смерть за всех нас; Он умер за всех нас: тебя ли одного не вос­приял Он? объясни это искренно. — Ученик, при­пав к ногам старца, сказал: я согрешил, как мла­денец, сказав в неведении сказанное мною; но отнюдь не отрекаюсь Избавителя и Восприем­ника всех верующих в Него. Знаю, что, кроме Него, нет иной надежды человекам на спасение, как говорит апостол: вси согрешиша и лишени суть славы. Божия, оправдавми туне благодатию Его (Рим. 3:23,24). — Братия, присутствовавшие тут, получили пользу, увидев, что брат познал ис­тину и покаялся. Старец продолжал: теперь ос­тается нам показать из Писания, что из случаю­щегося с каждым из нас печального ничто не слу­чается несправедливо, все по праведному суду Божию. Иные страдают за свое. зло, а иные за ближних: 6 недра входят вся неправедным: от Господа же вся праведная (Примеч. 16:33). По этой причине сказано: или будет зло во граде, еже Господь не сотвори? (Амос. 3:6). И еще: вся дела Господня с правдою (Притч. 16:9). И: еже сеет кождо, сие и пожнет (Гал. 6:7). И: аще неправда наша Божию правду составляешь, что речем?

едали не праведен Бог, наводяй гнев? да не будет (Рим. 3:5,6). И три отрока, ввергнутые в разжен-ную печь, учат нас этому образу мыслей, сказав, что они ввергнуты по своей вине и по Божию по­велению, хотя они восприняли лице согрешив­ших соотечественников, будучи сами невинны (Дан. 3; 28, 31). И святый Давид, оскорбляемый Семеем, исповедует, что подвергается оскорб­лениям по повелению Божию и за свою вину (2 Цар. 16:11). И Исаия, и Иеремия, и Иезеки-иль, и Даниил, и другие пророки предвещали на­роду израильскому и народам языческим, что их постигнут скорби, соответственно грехам', совер­шенным каждым народом. Пророки объявляли вместе и вины, и наведения за эти вины: за это именно, предрекали пророки, за то, что провозг­лашалось в среде народа то и то, делалось то и то, • постигнет их то и то. Объясняя это же, блажен­ный Давид говорит в псалмах своих: разу мех Гос­поди, яко правда судьбы Твоя, и воистину сми­рил мя еси (Пс. 118:75). И еще: поношение бе­зумному дал мя еси. Онемех и не отверзох уст моих, яко ты сотворил еси (Пс. 38: 9, 10). Эти слова Давида и мы должны произносить к Богу, когда подвергнемся укоризнам от кого-либо, и благодарить Бога за то, что Он послал обличите­ля сокровенных в нас лукавых мыслей, послал с тою целию, чтоб мы, рассмотрев мысли наши с достоверностью, исправили себя. Большей части наших греховных недугов мы не знаем! потому что только мужу совершенному свойственно со­держать в памяти свои недостатки. Если и явные нарушения закона духовного неудобопонятны, тем неудобопонятней нарушения его, соверша­емые в области мыслей. Но мы, не ведая боль­шей части греховности нашей, смущаемся от наведений. Поймем же, как благоразумные, что Господь наводит искушения для пользы нашей и посредством их делает нам много добра: во-пер­вых, посредством их открываем присутствие в себе злых мыслей, сокровенно обладающих нами; по открытии их подается нам истинное, неприт­ворное смиренномудрие; потом избавление от суетного возношения и обнаружение разнооб­разной злобы, таившейся внутри нас, как гово­рит Писание: проникогаа вси делающее беззако­ние, яко да потребятся в век века (Пс. 91:8). Бра­тия! Наверно знайте следующее: если не будем переносить наведений с терпением, верою и бла­годарением, то никогда не возможем открыть злобу, сокровенную внутри нас. Если же не от­кроем ее, то не возможем ни отразить и прочих злых помыслов, борющих нас, ни взыскать очи­щения от впечатлений, произведенных прежде соделанными грехами, ниже получить твердой уверенности относительно будущего”.

“Наводимые скорби и обличения не уподобляются по наружности винам, но в духовном зна­чении отношения одних к другим сохраняют точную правду. Это можно увидеть и из Священ­ного Писания: задавленные упавшею на них баш­нею Силоамскою не обрушали башни на других:

пленники, отведенные на семьдесят лет в Вави­лон для покаяния, не брали в плен других для покаяния. Средства наказания не имеют неук­лонного сходства с винами: так, воины, уличен­ные в проступках, подвергаются побоям, но не тому самому злу, которое сделали. Подобно это­му, и все мы наказуемся постигающими нас скор-бями и благовременно и правильно к покаянию, но не тождественно, то есть не в то самое время, когда согрешаем, и не тем злом, в котором ви­новны. Это-то и приводит некоторых к неверию правде Божией, то есть отсрочка наказания и несходство наказаний с винами”.

Вопрос: “Скорби, наводимые на нас, очень раз­нообразны. Одни из них истекают от человеков оклеветывающих, злоречащих, ласкательствующих, вводящих в заблуждение” обольщающих, скрадывающих, обижающих, соблазняющих, враждующих, презирающих, ненавидящих, притесняющих, биющих, подвергающих гонению, словом, делающих то зло, которое человеки мо­гут делать человекам. Другие скорби возникают от собственного тела, когда оно бесчинствует, про­тивоборствует духу, ищет неги, впадает в различ­ные недуги и болезни, подвергается падениям, ушибам и прочим разнообразным последствиям немощи своей. Опять иные скорби приходят из­вне таковы: угрызения псов, ядовитых и плотояд­ных зверей, также заразительные поветрия, голод, землетрясения, наводнения, морозы, зной, ста­рость, убожество, заточение и тому подобное. На­носятся скорби злыми духами, с которыми мы находимся в войне, по словам апостола; они на­блюдают за нашими словами и делами, а по ним заключают о помыслах, которые, естественно, должны быть подобны словам и делам. Справед­ливо умозаключение демонов! Если наш самовла­стный ум не будет по причине неверия беседо­вать с искусительными вражескими приражени-ями; если он не оставит подобающую ему совер­шенную надежду на Бога и не начнет плодить помыслов, то не может последовать ни слов, ни дел. Но ты сказал, что всякого рода бедствия по­стигают падшего соразмерно вине его, привлекая нас в познание правды Божией; покажи же нам и причины скорбей, чтоб мы, таким образом, по­верили тому, что мы именно виновны в наводи­мых нам скорбях и должны терпеливо перено­сить нападающие на нас скорби. Опасаемся под­вергнуться тяжкой муке по определению ожи­дающего нас загробного суда не только как греш­ники, но и как отвергшие врачевание”.

Ответ: “Причина всякого скорбного слу­чая — помыслы каждого. Я мог бы указать как на причину, на слова и дела; но они не рождают­ся прежде помыслов, а потому помыслам при­писываю все. Предшествует помысл, потом чрез слова и дела образуется общение человека с че­ловеком. Имеются два образа общения: один из злобы, а другой от любви. При посредстве обще­ния мы воспринимаем друг друга, не понимая даже этого; восприятия же не последуют по не­обходимости скорби, как и Писание говорит: поручаяйся за друга, врагу предает свою руку (Притч. 6:11). Каждый терпит скорби, постига­ющие его, не только из-за себя, но и из-за ближ­него, — в том, в чем восприял ближнего на себя^.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 183 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...