Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учение святых отцов о тесном пути 1 страница



Учение о тесном пути, преподанное Священ­ным Писанием, излагается святыми отцами весь­ма сильно, глубоко, ясно, убедительно, в изоби­лии, как такой род пищи, который имеет важ­нейшее значение на духовной трапезе духовного слова. “Если хочешь, — сказал преподобный Марк подвижник, — в немногих словах преподать ду-^ шеспасительное наставление ученолюбивому, то преподай ему молитву, правую веру и терпение встречающихся скорбей. Этими тремя видами добра приобретается все прочее добро”166. Уче­ние о терпении скорбей признавалось всегда од­ним из основных христианских нравственных преданий. В настоящее время, когда Промыслом Божиим образование и спасение иноков ввере­но по преимуществу многоразличным напастям и искушениям, учение о терпении скорбей по­лучает величайшую знаменательность. Делаем до­статочное число выписок об этом предмете из

творений отеческих с тою целью, чтоб доставить современному иноку подкрепление духовное посреди скорбей, уже наступивших, чтоб доста­вить ему правильным пониманием скорбей при­готовление к правильному принятию скорбей, еще не пришедших — скопляющихся, может быть, грозно вдали, подобно темной громовой туче. Кого они застанут нечаянно, неготовым, не­вооруженным, того колеблют удобно, часто низ­лагают. Взятие креста своего, то есть благодуш­ное терпение скорбей, основывается на самоот­вержении. Без самоотвержения оно невозмож­но. Оно является соответственно степени само­отвержения. Самоотвержение основывается на вере во Христа. Этот закон духовный предъявлен Христом (Мф. 17:24).

Выписка из творений преподобного Макария Великого:

“Желающий быть подражателем Христу, чтоб при посредстве этого получить звание сына Бо-жия, рожденного Духом, прежде всего должен переносить благодушно и терпеливо все случаю­щиеся с ним скорби, как то: телесные болезни, обиды и поругания от.человеков и наветы от не­видимых врагов, потому что, по Промыслу Бо-жию, распоряжающемуся всем премудро и совсеблагою целью, такие испытания различными напастями попускаются душам, чтоб обнаружи­лось явственно, которые из них любят Бога ис­кренно. От начала века для святых патриархов, пророков, апостолов и мучеников было знамени­ем избрания то, что они прошли по тесному пути искушений и скорбей и таким образом благоуго-дили Богу. Сыне, — говорит Писание, — аще при­ступавши работати Богу, уготови душу твою во искушение: управи сердце твое, и потерпи (Сир. 2: 1, 4). И в другом месте: все, елико аще нанесено ти будешь, приими (Сир. 2: 1, 4) как благое, зная, что без Бога ничего не случается с нами. И потому душе, желающей благоугодить Богу, прежде всего должно вооружиться терпе­нием и надеждою. К злохитростям диавольским принадлежит и то, что он во время нашедшей скорби ввергает нас в уныние с целью отвратить от упования на Бога. Бог никогда не допускает искушениям столько угнести уповающую на Него душу, чтоб она, доведенная до крайности, пришла в отчаяние. Верен Бог, — говорит апос­тол, — Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избътше, яко возмощи вам понести (1 Кор. 10:13). И диа-вол озлобляет душу не столько, сколько хочет, но в такой мере, в какой попускается Богом. Если людям не неизвестно, какое бремя может нести мул, какое осел, какое верблюд, и на основании этого знания на каждого из упомянутых живот­ных возлагается соответствующая силе его ноша; если знает скудельник, сколько времени должно держать в печи глиняные сосуды, чтоб они, буду­чи передержаны в ней, не перетрескались или, напротив того, будучи вынуты недостаточно обо­жженными, не оказались негодными к употреб­лению, если, говорю, человек одарен таким сооб­ражением, то не гораздо ли более, не несравнен­но ли более предусматривает премудрость Бо-жия, какое бремя искушений должно возложить на каждую душу, чтоб она, будучи испытана им, соделалась способною к Небесному Царству”167.

“Если стебель конопли не будет продолжитель­но бит, то не получит способности превращаться в тончайшие нити; чем долее он будет бит, чем более будет чесан гребнями, тем делается чище и способнее. Новослепленный глиняный сосуд, но не скрепленный в огне, не годен для употребле­ния; малолетний отрок не способен к исправле­нию обязанностей житейских, не способен стро­ить здания, садить древа, засевать приготовлен­ные к тому поля или выполнять что другое из жи­тейских потребностей; так часто и души, будучи причастниками Божественной благодати, будучи преисполнены небесной сладости по благости Бо-жией, снисходящей младенчеству их, и вкушая мир Христов от действия в них Святого Духа, но еще не искушенные различными напастями от злых духов, нисколько не возвысились из состоя­ния и разума детских, и, выражусь так, еще не­способны к Царству Божию. Потому что аще без наказания есте, — говорит апостол, — ему же причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове (Евр. 12:8). И искушения, и скорби посылаются человеку к пользе его; они доставляют душе опытность и крепость, и, если она в надежде на Господа понесет их терпеливо до конца, то быть не может, чтоб она не наследо­вала обетовании Духа и не освободилась от воз­мущения порочными страстями”168.

“У врага нашею — бесчисленные козни, кото­рыми он старается повредить нам и отвлечь от Христа. Он наводит или внутренние скорби, дей­ствуя духами злобы, иди возбуждает в душе сквер­ные страстные помыслы, возобновляя в памяти прежде соделанные согрешения, стараясь в то же время ввергнуть душу в уныние, представляя ей спасение уже невозможным и внушая этим рас­положение к отчаянию. Он действует так хитро, что такие помыслы кажутся рождающимися в са­мой душе, а не навеваемыми в ней чуждым ей лу­кавым духом, который, действуя, вместе хочет и укрыться. Или он поступает вышесказанным об­разом, или поставляет в трудное положение по телу, или изобретает все средства, чтоб подверг­нуть благочестивых людей оскорблениям от лю­дей порочных. Но чем ожесточеннее лукавый враг пускает в нас огненные стрелы, тем более и более должно нам укрепляться в Боге, возлагая на Него надежду и в твердом убеждении, что все это попускается по воле Божией, которой единствен­ная цель заключается в том, чтоб души, любящие Бога, были вполне испытаны искушениями и со всею удовлетворительностью доказали свою лю­бовь к Богу”169.

“Божий человеки должны приготовить себя к сражениям и борьбе. Юный воин великодушно переносит полученные раны и храбро отражает супостатов; точно так и христиане должны му­жественно переносить оскорбления и борьбу как внешние, так и внутренние. Ударяемые скорбя-ми христиане должны восходить в преуспеяние посредством терпения. Таков путь христианско­го жительства. Где святый Дух, там, как тень за солнцем, последуют гонение и борьба. Воззри на пророков, в которых действовал Дух Святый: ка­ким они подвергались гонениям от соотечествен­ников своих! Воззри на Господа, Который — путь и истина (Ин. 16:6) и Который претерпел гоне­ние не от какого-либо чуждого народа, но от Сво­его собственного племени, от израильтян! Они преследовали Господа с неистовством, и распяли на кресте. Подобной участи подверглись и апос­толы. С того времени как Господь был пригвож­ден ко кресту, отошел Святый Дух Утешительот Иудеев, переселился в христиан, и никто из Иуде­ев не подвергся уже гонению: одни христиане предавались на мученичество. Не следует хрис­тианам приходить в недоумение при напастях: подвергаться преследованию — неотъемлемая принадлежность истины”170.

“Мученики, прошедши чрез многие виды му­чений, явили силу непобедимого мужества, под­чинившись и самой смерти насильственной: пос­ле этого они удостаиваемы были венцов. Чем мно­гочисленнее и тягостнее были их страдания, тем большие получили они славу от Бога и дерзнове­ние к Богу. Подобно этому души, преданные раз­нообразным скорбям или явно наносимым чело­веками, или возникающим в самих душах от вос­стания нелепых помыслов, или причиняемым впа­дением в телесные болезни, если с твердостью до конпа претерпят все, сподобляются одинаковых венцов с мучениками, одинакового дерзновения к Богу. Скорби мучеников, которые претерпели

мученики от человеков, понесены этими душами от жестокого нападения и натиска самых лука-1 вых духов, — и чем многочисленнее и тягостнее нападения супостата — диавола, которым они подвергаются, тем обильнейшую получат славу от Бога не только в будущем веке, но и здесь, обога­тившись преизобильным утешением Духа”171.

“Известно со всею достоверностью то, что и узок и тесен путь, ведущий в жизнь вечную, что по этой причине мало идущих по нему, и пото­му мы должны все искушения, наносимые диа-волом, претерпевать с твердостью и постоян­ством ради надежды на получение благ, уготован­ных нам на небе. Сколько бы ни понесли мы здесь скорбей, что значит это в сравнении или с обето­ванными нам благами в будущем, или с причас­тием Утешителя, всеблагого Духа, которое здесь уже даруется достойным, или с освобождением из тьмы порочных страстей, или с прощением множества долгов наших, то есть грехов? Недо­стойны страсти — страдания — нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8:18). И потому мы должны мужественно пере­носить ради Господа все, подобно храбрым вои­нам, не отрицаясь, и умереть за нашего Царя. Почему не подвергались мы таким горестям, ка­ким подвергаемся ныне, когда пребывали в мирской жизни и прилежали делам ее? Почему ныне, когда поступили в служение Богу, претерпеваем многоразличные искушения? Очевидно, за Хри­ста наносятся нам наши скорби супостатом, одержимым завистью к нам по поводу благ, уго­тованных нам, он усиливается ввергнуть души наши в расслабление и уныние, чтоб мы не полу­чили обетованных наград за жительство, прове­денное в благоугождении Богу. Но мы сражаем­ся со Христом, и разрушаются все ухищрения врага против нас. Христос — великий, непобеди­мый Покровитель и Заступник наш. Рассудим, всмотримся внимательно: и Сам Он препрово­дил земную жизнь, осыпаемый поношениями, насмешками, преследуемый гонениями, наконец казненный поносною смертью на кресте”172.

“Хочешь ли переносить удобно всякую скорбь и искушения: смерть за Христа да будет вожде­ленна тебе, и эта цель обета нашего да предстоит непрестанно очам ума. Так заповедано нам: нам заповедано взять крест наш и последовать Хрис­ту, что значит быть постоянно готовым к подъя-тию смерти. Если будем в таком расположении и настроении духа, то, как сказано, будем перено­сить с великим удобством всякую скорбь: и внут­реннюю, и находящую извне. Может ли встретить с негодованием или досадою случающиеся про­тивности тот, кто желает умереть за Христа? Именно по той причине представляются тяжки­ми скорби, что мы не расположены умереть за Христа, не сосредоточили в Нем всех сердечных стремлений наших. Вожделевающий иметь в себе Христа и стяжать столь изящное наследство, дол­жен, соответственно этому желанию, подражать страданиям Его. Говорящие, что любят Господа, пусть докажут справедливость слов своих не толь­ко великодушным терпением всех случающихся скорбей, но и терпением охотным, с любовью” ради надежды, отложенной в Господе”173.

“Слово Божие действует в каждом человеке соразмерно и сообразно ему. На сколько кто со­держит слово, на столько содержится Им; на сколько хранит Его, на столько сохраняется Им. По этой причине все лики святых, пророки, апо­столы, мученики хранили слово в сердцах, не пек­лись ни о чем временном, но, презрев земное, пребывали в заповеди Святого Духа, отдав пред­почтение боголюбию и добродетели пред всем, отдав это предпочтение не пустыми словами и поверхностным сознанием, но словом, соединен­ным с делом, самою действительностью. Вместо богатства, они избрали нищету, вместо славы — бесчестие, вместо наслаждения —злострадание; вместо ярости они избрали любовь: ненавидя наслаждения этой жизни, они тем более любили тех, которые отнимали у них средства к наслаж­дению, и этим содействовали принятому ими направлению. Они удалялись от вкушения зап­рещенного плода еже ведети доброе и лукавое (Быт. 2:9), они любили благочестивых и благона­меренных, но не обвиняли и злых, признавая и тех и других посланниками Владычного управ­ления; ко всем имели они правильную любовь. Внимая заповеданию Господа отпущайте, и отпустится вам (Лк. 6:37), они признавали оби­жающих благодетелями, доставляющими обижа­емым средство к получению прощения в грехах. Опять: внимая заповеданию Господа яко же хо-щгте да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Лк. 6:31), они любили и благих, по долгу совести. Оставив свою правду и взыскав правды Божией, они обрели постепенно любовь, сокровенную естественно в правде Божией”.

“Господь, преподав многие заповеди о люб­ви, повелел искать правды Божией (Мф. 6). Эта правда — мать любви. Невозможно спастись иначе, как чрез ближнего. Отпущайте, — запо­ведал Господь, — и отпустится вам (Лк. 6:37). В этом заключается духовный закон, начертыва-емый на сердцах верующих и служащий испол­нением первого закона. Не приидох, — говорит Господь, — разорити закон, но исполнити(М^>. 5:17'). Каким образом исполняется он? Услыпп”. Первый закон, осуждая сделавшего зло ближне­му по благословной причине, осуждал и обижен­ного, так что каждый, осуждая в чем-либо ближ­него, осуждал вместе и себя, а прощавший ближ­нему доставлял этим прощение и себе. Говорит закон: “Осуждение за осуждение, отпущение за отпущение”. Итак, исполнение закона заключа­ется в прощении обид. Упомянули мы о первом законе не потому, чтоб Богом были даны два за­кона; дан один духовный по естеству, по отно­шению же к воздаянию произносящий правиль­ное определение: прощающему он прощает, а того, кто требует взыскания, подвергает суду. С избранными избран будеши, — говорит он, — и со строптивым развратишися (Пс. 17:27). По этой причине исполняющие закон духовно и по мере исполнения соделывающиеся причастни­ками благодати, любили не только благодетель­ствовавших, но и поношающих и гонящих, ожи­дая получить любовь в воздаяние добродетели. Добродетель их состояла не только в том, что они простили нанесенные им обиды, но и в благо­творении душам обидчиков, молясь за них Богу, как за те орудия, при посредстве которых они получают блаженство, по свидетельству Писания: блажени есте, егда поносят вас и ижденут вао>(Мф;5:11).

Такому образу мыслей научал их духовный за­кон. Когда они соблюдали терпение и кротости в духе, тогда Господь, видя терпение сердца бори-мого и не отступающего от любви, разрушал сре­достение ограды (Еф. 2:41) и совершенно изго­нял из них злобу. С этого времени они уже имели в себе любовь не по насилию над собою, а по бла­годати Божиеи, потому что с этого времени их Господь удерживал обращаемое оружие (Быт. 3:24), воздвигающее страстные помыслы; они вхо­дили во внутреннейшие завесы, идеже предтеча о нас вниде Иисус (Евр. 6:20), где они наслажда­лись плодами Духа, откуда увидели ожидающее их блаженство будущей жизни, с совершенным извествованием сердца, то есть существенно, а не в зерцале и гадании (1 Кор. 13:12); они свидетель­ствуют с апостолом: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдогиа, яжеуго-това Бог любящим Его (1 Кор. 2:9). Но я предло­жу об этом чудном действии следующий вопрос если оно не входило на сердце человеку, то вы, апостолы, как знаете его? Как знаете его, испове­дав, что вы человеки нам подобострастные? (Деян. 14:15). услышь, что отвечает на это блаженный Павел: Нам Бог открыл это Духом Святым: Дух

бо вся испытует, и глубины. Божия (1 Кор. 2:10^ Чтоб никто не мог сказать “Святый Дух дан быд апостолам как апостолам; “нам же несвойствен­но вмещать Его в себе”, Павел говорит, дав сло­вам своим форму молитвы: да дает вам Бог, па богатству славы Своея, силою утвердитисяДу' хом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу в сердца ваша, в любви, вкоренени, и ос­новали (Еф. 3:15,16). Господь — Дух есть: а йде-же дух Господень, ту свобода (2 Кор. 3:17). Аще кто Духа Христова 'не имать, сей несть Егов (Рим. 8:9). Будем молиться и мы, чтоб и нам при­ять благодать Святого Духа в полном извествова-нии и явственном ощущении, чтоб снова взойти туда, откуда мы изгнаны, чтоб удален был от нас душегубец — змей, дух, непрестанно влагающий в нас тщеславие, дух попечения и объядения, чтоб мы уверовали в Господа живою верою, сохрани­ли заповеди Его и возросли в Нем в мужа совер­шенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4:13), чтоб нами уже не обладала любовь мира сего (Иак. 4:4; Ин. 2:15), чтоб мы были твердо убеждены в духе нашем, и веровали несомненно в благоволение благодати Божиеи о кающихся грешниках. Даруемое благодатию не соразмеря­ется уже с тою немощью, которая господствова­ла в человеке прежде приятия благодати, иначе благодать не была бы благодатью. Уверовав все­сильному Богу, приступим к Дарующему прича­стие Святого Духа за веру, а отнюдь не за дела естества и несоразмерно им приступим с про­стым и не любопытным сердцем: не от дел зако­на, — говорит писание, — Духа прилете, но от слуха веры” (Гал. 3:2)174.

Выписка из творений преподобного Марка. Подвижника175:

“Бог есть и начало, и средина, и конец всякого блага. Истинное блого не может быть ни приня­то верою, ни исполнено на деле иначе, как при посредстве Иисуса Христа и Святого Духа”176.

“Живая вера— крепкий столп: Христос для верующего в Него такою верою — все”177.

“Бдение, молитва и терпение постигающих нас скорбей доставляют сердцу безвредное, по­лезное сокрушение, лишь бы только несоразмер­ное усиление подвига не отняло у него суще­ственного достоинства. Нерадящий об этих трех видах делания, упражняющийся в них слабо, подвергнется нестерпимой муке при кончине своей”178.

“Во время кончины сластолюбивое сердце слу­жить для души темницею и оковами; любящее же подвиг — дверью отверстою”179.

“Железные врата, вводящие в Иерусалим, — образ жестокого сердца: отверзаются они сами собою ведущему подвижническую жизнь и тер­пящему скорби, как отверзлись апостолу Петру” (Деян. 12:10)180.

“В то время как действует в тебе память Божия, умножай моление, чтоб и Господь воспомянул о тебе, когда забвение о Нем нападает на тебя”181.

“Милостивое сердце очевидно привлечет к себе милость, противоположное этому естествен­но должно случиться с сердцем, находящимся в расположении, противоположном милости”.182

“Закон духовной свободы научает истине, и многие знают его поверхностным разумением, но немногие уразумевают по вере исполнения заповедей делами”183.

“Совершенство духовного закона сокрыто в кресте Христовом”184.

“За скорби уготовано человекам благое; злое — за тщеславие и сластолюбие”185.

“Обижаемый человеками избегает греха и обретает заступление, соразмерное скорби”186.

“Кто верует Христу, обетовавшему воздаяние, тот усердно, по мере веры, претерпит всякую обиду”187.

“Кто молится о человеках, обижающих его, тот низлагает бесов; низлагается бесами тот, кто дозволит себе противоборство обижающим его че­ловекам”188.

“Поношение от человеков приносит скорбь сердцу: оно для терпящего бывает причиною чи­стоты”189.

“Живя в довольстве, принимай попущаемые скорби и, как долженствующий дать отчет, вос­прещай себе излишества”190.

“Случившаяся нечаянно скорбь напоминает благоразумному о Боге, уязвляя забывшего о Боге соразмерно вкравшемуся забвению”191.

“Умственно показывай себя Владыке: человек бо зрит на лице. Бог же на сердце” (Евр. 4:13)192.

“Всякая невольная скорбь да научает тебя об­ращаться к памятованию Бога, и не оскудеет в тебе побуждение к покаянию”193.

“Исследывай свои грехи, а не грехи ближнего, и не будет окраден твой духовный подвиг”194.

“Неудобопростительно нерадение о всех по­сильных добродетелях; милостыня и молитва вос­ставляют нерадевших”195.

“Всякая скорбь по Богу есть существенное дело благочестия: истинная любовь искушается противностями”196.

“Не подумай, что можно стяжать добродетель без скорби: жительствующий в отраде пребывает чуждым духовной опытности”".

“Всматривайся в окончательное последствие всякой скорби и найдешь, что оно заключается в истреблении греха”198.

“Желающий не в осуждение себе принимать похвалу от человеков прежде да возлюбит обли­чение в грехах своих”'99.

“Подвергшийся бесчестию за истину Христо­ву сторично будет прославлен многими. Но лучше делать доброе в надежде будущего воздаяния”200.

“Хвалящий ближнего лицемерно в удобное время уничижит его”201.

“Не знающий козней, устраиваемых врагами, удобно закалается ими и не знающий начал, на которых зиждутся страсти, удобно низвергается в грехопадения”202.

“Поступивший по заповеди да ожидает иску­шения вследствие своего поступка: любовь ко Христу искушается противностями”203.

“Когда явится к тебе помысл, предлагающий славу от человеков, то знай наверно, что он уст­раивает для тебя бесчестие”204.

“Враг ведает правдивость духовного закона и ищет только, чтоб человеческий ум изъявил со­гласие на представший ему греховный помысл. Таким образом, враг или подчиняет покоривше­гося ему трудам покаяния, или, если побежден­ный не прибегнет к покаянию, подвергает его страданиям, наводя на него как на покоривше­гося ему произвольно различные скорби; иногда же подучает его восставать и против наведенных скорбей, чтоб и здесь умножить страдания и вы­казать неверным по причине нетерпения, при исходе души из тела”205.

“Многие много поборолись против встречаю­щихся невольно скорбей, но никто не избежал скорби иначе как при посредстве молитвы и по­каяния”206.

“Пороки заимствуют силу один от другого, и добродетели развиваются в человеке одна от дру­гой, возбуждая в причастнике своем движение к преуспеянию”207.

“Малые согрешения еще уменьшаются диа-волом в глазах наших, иначе он не может приве­сти нас к большим согрешениям”208.

“Гневающийся на ближнего или за деньги, или за славу, или за наслаждение, еще не познал, что Бог управляет тварями праведно”209.

“Если кто, явно согрешая и не прибегая к пока­янию, не подвергся никакой скорби до самого исхода из этой жизни, то понимай из этого, что его постигнет суд без милости”210.

“Молящийся в разуме терпит встречающие­ся скорби, но побуждаемый памятозлобием еще не имеет чистой молитвы”21 \.

“Обиженный, обесчещенный, изгнанный кем-либо из человеков, не засматривайся на настоя' щее, но устреми взоры к последствиям действий этого человека и найдешь, что он был для тебя виновником многих благ не только в настоящем, но и в будущем веке”212.

“Полезна горькая полынь для тех, у которых испорчено пищеварение, так и злонравным по­лезно подвергаться злоключениям. То и другое служит врачевством, доставляя телесное здравие первым и приводя к покаянию вторых”213.

“Ты не желаешь терпеть зла? Не желай и де­лать зла: первое за вторым последует неизбежно. Каждый жнет то, что посеял”214.

“Сея зло произвольное пожиная его неволь­но, мы должны удивляться правде Божией”215.

“Определено некоторое время между сеятвою -и жатвою: не видя воздаяния вслед за сделанным злом, не будем не верить воздаянию, как некото­рые не верят ему по этой причине; придет оно в свое время”216.

“Похваляющий и вместе порицающий ближ­него, выказывает этим, что он недугует тщесла­вием и завистью: похвалами старается скрыть зависть, а порицаниями старается выставить свое превосходство над порицаемым”217.

“Невозможно пасти овец и волков на одном пастбище; так невозможно получить милость тому, кто делает зло ближнему”218.

“Вода и огонь, будучи соединены в одном мес­те, противодействуют друг другу: противодей­ствуют друг другу в душе словооправдание и сми­рение”219.

“Ищущий отпущения грехов, любит смирен­номудрие; осуждающий ближнего запечатлева­ет свою греховность”220.

“Не оставляй неизглажденным греха, хотя бы он был и самомалейший, иначе он повлечет тебя к большему злу”221.

“Если хочешь спастись, возлюби правдивое слово и никогда не отвращайся обличений”222.

“Лучше молиться с благоговением о ближнем, нежели обличать его о всяком согрешении”223.

“Кающийся истинно подвергается поруганию безумных: это служит для него знаком благоугож-дения Богу”224.

“Превознесшись похвалами, ожидай бесчес­тия”225.

“Ищущий похвалы вступает в область страс­тей; плачущий о скорби, нашедшей на него, об­наруживает преобладание в нем сластолюбия”226.

“Колеблется, как на весах, помысл сладостра­стного: сладострастный иногда проливает слезы, оплакивая грехи свои; иногда же, защищая свое

сластолюбие, ратует против ближнего и вступа­ет с ним в спор”22'.

“Долготерпеливый муж изобилует разумом: будет изобиловать разумом и тот, кто устремит­ся всем сердцем к изучению Божественной пре­мудрости”228.

“Без памяти Божией разум не может быть истинным: без нее он — ложен”229.

“Ненавидящий обличения погрязает в страс­тях произвольно. Любящий обличение, если и увлекается еще страстями, то, очевидно, увлека­ется по прежде полученному навыку”230.

“Не желай слышать поведания о согрешени­ях ближнего: в таком произволении напечатле­ваются образы этих согрешений”231.

“Настоящие скорби променивай в мысли тво­ей на блага будущей жизни и нерадение никогда не расслабит твоего подвига”232.

“Сплетение приятных и неприятных приклю­чений принимай равным помыслом (с одинако­вым равнодушием); Бог при таком подвиге чело­века уравнивает неравность событий”233.

“Душевные перемены и колебания происхо­дят от помыслов, не приведенных в основатель­ное, всегда равное состояние Богом устроено так, что невольное бывает естественным последстви­ем произвольного”234.

“Дела, совершаемые телом, суть порождения действий духа, будучи естественными и справед­ливыми последствиями их, по определению Бо-жию”235.

“Пребывай непоколебимо в духовном разу­ме — и не будешь изнемогать при искушениях. уклонившись же из духовного образа мыслей, ощутишь страдание: претерпи его”236.

“Молись, чтоб не постигло тебя искушение. Постигшее же искушение прими как свою при­надлежность, а не как что-либо чуждое тебе”237.

“Воздержись от всякого излишества при удов­летворении нуждам тела — и тогда возможешь усмотреть козни диавольские”238.

“Когда ум оставить телесные попечения, тог­да начнет видеть, соразмерно этому оставлению,

7^0

козни невидимых врагов”".

“Иной по наружности исполняет заповедь, но в сущности удовлетворяет своей тайной страсти и растлевает доброе дело греховными помысла­ми”240.

“Вводимый в начало зла, не скажи: оно не по­бедит меня. Насколько ты введен в него, настоль­ко уже и побежден”241.

“Всякое великое согрешение начинается с малого подчинения началам его и возрастает по­степенно, будучи питаемо и развиваемо”242.

“Козни злобы — мрежа многоплетенная! Час­то запутывающегося в ней она охватывает со всех сторон, если он попустит себе нерадение”243.

“Не желай слышать о несчастии, постигшем человека, враждебного тебе. Слушающие произ­вольно такие поведания, пожинают плоды свое­го произволения”244.

“Не думай, что всякая скорбь попускается че­ловекам за грехи их: искушаются и благоугожда-ющие Богу. Говорит Писание: нечистивый и без-законницы изженутся (Пс. 34:28); оно же гово­рит: еси хотящий благочестив жити о Христе, гоними будут” (2 Тим 3:12)245.

“Во время скорби постарайся заметить дей­ствие сластей: они, утешая в скорби, бывают нам приятны”246.

“Некоторые называют мудрыми понимаю­щих и объясняющих различные предметы в ви­димом мире: мудры — обладающие своими пожеланиями”—.

“Если увидишь сильное движение в душе, вле­кущее к страсти безмолвствующий ум, то знай, что ум предупредил это невольное действие дей­ствием произвольным, произвольно приведя в движение страсть и насадив ее в сердце”248.

“Когда престанешь исполнять на деле плотс­кие похотения, по учению Писания, тогда, при помощи Господа, удобно прекратится и в душе невидимое действие страстей”-".

“Бог вменяет нам и дела, и намерения. В Пи­сании сказано: Господь воздаст коемуждо по де­яниям его (Мф. 16:27); также сказано: даст ти Господь по сердцу твоему” (Пс. 19:5)250.

“Незанимающийся постоянно рассматрива­нием своей совести, не возложит на себя и теле­сных подвигов для стяжания благочестия”251.

“Невозложивший на себя произвольно подви­гов для стяжания благочестия, тем сильнее будет подвергаться скорбям невольным”252.

“Совесть есть книга естественного закона. Читающий эту книгу исполнением на деле тре­бований ее, опытно познает, что Бог вспомоще­ствует человеку”253.

“Познавший волю Божию и исполняющий ее по силе малыми трудами избежит трудов вели­ких”254.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 209 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.028 с)...