Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творчество Н. В. Гоголя



Творчество Н.В.Гоголя как этап развития русской литературы. Своеобразие художественного мышления писателя. «Видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы». Страстная устремленность к добру и красоте, жажда «воцарить» их на земле. Конфликт высокой духовности и низкой «существенности». Новаторство поэтики Гоголя. Предметный мир произведений Гоголя. Взаимодействие романтических и реалистических тенденций в прозе писателя. Совмещение в одном лице «поэта жизни действительной» (Белинский) и писателя, раскрывающего «пошлость пошлого человека» и «мерзости» русской жизни. Развитие прозы Гоголя в «учительном» направлении. Творец «восторженного», «светлого» смеха и художник, переживший мучительную духовную драму.

Основные направления изучения творчества писателя. Вопрос о причинах духовной драмы писателя в работах В.В.Зеньковского, К.В.Мочульского, Ю.М.Манна, Е.И.Анненковой, В.А.Воропаева и др.; вопрос о связи Гоголя с романтизмом в дореволюционном литературоведении и в литературоведении ХХ в.

Ранний романтический период творчества. Поэма «Ганс Кюхельгартен». Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» как воплощение эстетического идеала Гоголя. Народная культура и фольклор в творчестве Гоголя. Мир «Вечеров» – мир справедливости и добра как естественного состояния естественного человека. Понятие живой души. Поэзия народной жизни. Фантастика в «Вечерах». Атмосфера целостности и гармонии и основные тенденции ее разрушения: история отчуждения от целого («Вечер накануне Ивана Купала»), бесовская сила денег («Страшная месть»), мотив мертвой души («Иван Федорович Шпонька и его тетушка»). Своеобразие организации художественного времени и пространства. Особенности субъектно-объектной организации цикла. Сказовая манера повествования.

Сборник «Миргород» как художественное целое. «Российское» и «украинское» в творчестве Гоголя. Изображение провинциального быта. Специфика хронотопа повестей. Соотнесенность прошлого и настоящего как композиционный принцип цикла. Резкое противопоставление яркого, поэтического мира, возможного лишь в прошлом или в народной фантазии, и жалкого, «раздробленного» настоящего как свидетельство углубления трагичности мировосприятия Гоголя. Характеры гоголевских героев. Архетипы и вечные образы в произведениях цикла. «Старосветские помещики»: концепция двойной оценки человека и его места в жизни с точки зрения его возможностей и с точки зрения реализации, осуществления или неосуществления этих возможностей. Тема любви в повести. Героическая эпопея «Тарас Бульба». Национально-патриотический пафос повести, ее связь с народной поэтической традицией. Историко-философская позиция Гоголя. Трагедия отпадения от целостности и раздробленность («Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). «Повесть о том…» как жалкая пародия на героическое прошлое. Своеобразие гоголевского смеха. Роль гротеска в поэтике Гоголя.

Цикл «Арабески» и «Петербургские повести». Философско-эстетические взгляды Гоголя, их связь с романтической эстетикой. Статья «Несколько слов о Пушкине»: основные принципы Гоголя как писателя: исследование жизни, открытие скрытого, глубинного смысла, «необыкновенного» в самых обычных явлениях. «Петербургский текст» в творчестве Гоголя. Изображение социальных и психологических противоречий русской столицы. Мифологическое начало в «Повестях». Эсхатологические мотивы в «Петербургских повестях». Контраст между мечтой и действительностью. Мотив гибели прекрасного и безграничного одиночества человека в эпоху всеобщей «раздробленности» в повести «Невский проспект». Фантастическая, «сверхъестественная» власть денег, посягающих на высочайшие проявления и создания человеческого духа – искусство, творчество («Портрет»). Мотив лжи и безумия современного мира. Образ «маленького человека» («Записки сумасшедшего», «Шинель»). История пробуждения в духовно ничтожном и жалком Поприщине человеческого начала, прогрессирование душевной болезни Поприщина и «выпрямление» его личности, обретение человеческого достоинства. Духовное и поэтическое озарение, переживаемое героем в наивысшей точке своего безумия. История Акакия Акакиевича Башмачкина как история искажения и гибели человека под властью обстоятельств. Использование мотивов из жизнеописания святых. Глубочайшая степень социальной ущемленности героя и способность к переживанию идеального. Образ значительного лица. Финал повести и его полисемантичность. Эволюция фантастики в творчестве Гоголя («Нос»). Особенности реализма Гоголя.

Драматургия Гоголя. Взгляды писателя на театр. Ранние драматургические замыслы писателя («маленькие комедии»). Комедии «Женитьба» и «Ревизор»; их место в гоголевском творчестве. Проблематика и образы комедий. Истолкование писателем художественного новаторства комедии «Ревизор» («Театральный разъезд...», «Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору», «Предуведомление для тех, которые желали бы сыграть, как следует играть «Ревизора»»). Роль гротеска в драматургии Гоголя. Принципы художественного обобщения, типизация и символика. Смысл заглавия, эпиграфа и «немой сцены». Семантика образа города в комедии «Ревизор», «миражная интрига» (Ю.В.Манн). Сущность «хлестаковщины» как социально-психологического явления, механизм ее порождения. Комическое как средство выражения авторской позиции, разновидности комического в «Ревизоре». Интерпретации «Ревизора» в театре и в критике. Постановки комедий Гоголя на сцене.

Замысел «Мертвых душ» как «национальной поэмы». Смысл названия. Концепция русской жизни в «Мертвых душах». Противоречие общественных форм русской жизни ее глубоким субстанциональным началам. Место первой части поэмы в художественном замысле писателя. Социальная и нравственно-философская проблематика. Понятие «души» как высшей философской абстракции, на художественной конкретизации и персонификации которой строится образная структура поэмы. Двумерность психологической доминанты каждого персонажа. Контраст живого и мертвого. Два типа характеров в «Мертвых душах» (по Ю.В.Манну). Роль образа Чичикова в развитии сюжета. Построение сатирических образов: выделение в характере преобладающей черты, портретные и бытовые детали, роль диалога. Жанровое своеобразие произведения. Традиции европейского романа и «Мертвые души». Соотношение сатирического и лирического начал в «Мертвых душах», резкий контраст между реалистической картиной российской действительности и возвышенными идеалами Гоголя. Сюжетно-композиционные особенности. Принцип «усиления пошлости». Художественное время и пространство «Мертвых душ». «Повесть о капитане Копейкине» и ее роль в художественной структуре произведения. Символы в произведении. Многозначность образа дороги, превращение ее из пространственной магистрали во временную перспективу. Тема неведомого будущего в поэме. Полемика вокруг «Мертвых душ» в критике 1840-х гг. (В.Белинский и К.Аксаков). Работа Гоголя над вторым томом поэмы. Основные идеи и образы, изображение положительных героев. Соотношение реального и фантастического. Синтез различных художественных традиции (ренессансной, просветительской, романтической) в гоголевской поэме. Духовный переворот в сознании писателя. Книга «Выбранные места из переписки с друзьями» и ее значение для творческой эволюции Гоголя. Поиски «исходов и путей». Письмо Белинского к Гоголю и ответ на него Гоголя.

Особенности поэтики Гоголя, художественное мастерство писателя.

Значение гоголевских традиций для развития русской литературы. Гоголь и натуральная школа в русской литературе. Н.В.Гоголь и А.С.Пушкин. Интерпретация наследия Гоголя русской критикой Серебряного века (В.Розанов, Д.Мережковский, Н.Бердяев) и литературоведением советского и постсоветского периодов.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1840-1850-х гг.

Общественная ситуация и особенности литературной жизни. Постепенное формирование разночинной интеллигенции и усиление ее влияния на общественное сознание и литературный процесс. Переход ведущей роли в организации литературного движения и формировании общественного сознания от салонов (1810-1820 гг.) и кружков (1830-е гг.) к журналам. «Отечественные записки», «Современник», «Библиотека для чтения» и их роль в литературно-общественной борьбе.

Роль критики, литературы и других видов искусства в процессе подготовки общественного сознания России к реформам. «Западники» и славянофилы; консерваторы, либералы и революционеры-демократы; их философские, социальные и эстетические представления. Споры о перспективах развития русского общества. Славянофилы и «западники». Проблема национальной самобытности русского общественно-экономического и культурного уклада в концепциях славянофилов, их политическая, философская и литературная платформа. Борьба славянофилов за единение русского общественного сознания. Проблема взаимоотношений России и Европы.

Наступление реакции на свободомыслящую интеллигенцию и усиление цензурного гнета в связи с европейскими революциями 1848 г. «Мрачное семилетие» 1848-1855 гг.

Углубление интереса к национальному характеру и роли народной культуры и современной литературе. «Молодая редакция» «Москвитянина» в споре со славянофилами и западниками. А.Григорьев и молодой А.Островский в «Москвитянине». Поиски положительных начал русской жизни.

«НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Происхождение названия. Возникновение «натуральной школы». «Гоголевское» направление в русской литературе. Альманахи «натуральной школы» («Физиология Петербурга», «Петербургский сборник»). Роль Некрасова и Белинского в формировании и пропаганде эстетических принципов «натуральной школы». В.Г.Белинский - вдохновитель и теоретик «натуральной школы».

«Натуральная школа» новый этап в развитии русского реализма. Две основные творческие линии внутри «натуральной школы»: реалистическая и натуралистическая.

Широкое художественное изображение жизни крестьянства. Крестьянская проблема в произведениях А.Герцена, Н.Некрасова, И.Тургенева, Д.Григоровича, В.Даля, А.Писемского. Изображение крестьянских характеров в литературе 40-х гг.

Проблема «маленького человека» и изображение жизни городской бедноты в произведениях «натуральной школы». Тема беспочвенного мечтания и практической деятельности в творчестве И.Гончарова в 40-х гг. Место Ф.Достоевского в литературе 40-х гг. Белинский о Достоевском.

Беллетристические жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман. Принципы художественной типизации. Типы конфликтов в произведениях «натуральной школы»: диалогический, «ретроспективный» и др. Демократизация стиля.

Значение «натуральной школы» для развития русской литературы. Начало литературной деятельности Д.В.Григоровича, В.И.Даля, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, А.Н.Островского, М.Е.Салтыкова, Ф.М.Достоевского.





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 2391 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...