Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творчество М. Ю. Лермонтова



Личность М.Ю. Лермонтова. История изучения жизни и творчества. Своеобразие творческой индивидуальности поэта, трагизм мироощущения, антитетичность мировосприятия, «двусоставность» (А.И.Журавлева) идейно-художественной системы. Стремление к небу и любовь к земле, неискоренимая жажда веры и невозможность уверовать, желание нравственного обновления и сознание его неосуществимости как главные этические коллизии творчества Лермонтова. Утверждение личности, противопоставленной отрицаемому миропорядку. Проблема «байронизма» Лермонтова. «С небом гордая вражда».

Раннее творчество поэта: становление художественной системы.

Лирика Лермонтова. Автобиографичность ранней лирики. Философская и нравственная проблематика поэзии. Расширение поэтических границ творчества в лирике Лермонтова. Новаторство поэтического языка. Особенности поэтики, система тем и мотивов ранней лирики Лермонтова. Движение от отвлеченно-романтического принципа к конкретному социально-психологическому отображению духовных стремлений личности, все более остро чувствующей свою зависимость от внешних условий. Мотивы одинокого странничества, душевной опустошенности, тоскливого отчаяния и поиски «кругом души родной». Усиление гражданских мотивов в лирике Лермонтова после гибели Пушкина («Смерть поэта», «Дума», «1-е января»). Мотивы одиночества, свободы, борьбы, жизни и смерти («Узник», «Пленный рыцарь» и др.). Патриотические мотивы («Бородино», «Родина»). Образ поэта в лирике Лермонтова («Поэт», «Пророк»). Два «Пророка» в русской культуре: концепции поэтического творчества А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. «Человек и природа» как одна из центральных тем в творчестве Лермонтова («Когда волнуется желтеющая нива», «Выхожу один я на дорогу»). Философская проблематика лирики Лермонтова на рубеже 1840-х гг. Эволюция лирического героя. Романтический идеал Лермонтова и его трансформация, поиски подлинных духовных ценностей в реальной действительности. Движение от романтической исповедальности и дневниковости к философски обобщенному изображению судьбы лирического героя. Поиски новых художественных форм, углубление подтекста, тяготение к иронии, к скрытым формам символического выражения.

Драматургия Лермонтова. Взаимодействие романтизма и реализма в ранней драматургии Лермонтова («Люди и страсти», «Странный человек»). Образ благородного героя в драмах Лермонтова. Драма «Маскарад», социально-бытовой, нравственно-психологический и философский пласты и их взаимодействие на всех уровнях пьесы: образном, сюжетно-композиционном, жанрово-стилевом. Своеобразие поэтики драмы. Эволюция типа демонической личности. Трагедия Арбенина. Обличение светского общества. Система лейтмотивов в драме. Символика в драме «Маскарад».

Поэмы Лермонтова. Кавказские поэмы, поэмы связанные с русским средневековьем. Лирический герой и конфликт в поэмах Лермонтова «Измаил-Бей», «Аул Бастунджи».

«Песня про купца Калашникова» как национальная историческая поэма. Воспроизведение национального характера в поэме. Связь поэмы с устным народным творчеством. Историзм, социальная детерминированность характеров, нравственно-психологическая мотивированность действий героев. Конфликт «частного» и «общего» в поэме. Конкретность и предельная точность изображения, языка и стиля.

Поздние романтические поэмы Лермонтова: «Беглец», «Демон» и «Мцыри». Тема демонизма и ее эволюция в творчестве поэта. Философская проблематика поэм «Демон» и «Мцыри». Жанрово-стилевое своеобразие произведений.

Мотивы кавказского фольклора в «Демоне». Образно-смысловая структура поэмы. Демон как внутреннее противоречивое, конкретно-личностное сознание и художественное воплощение трагических исканий современников поэта, символико-философское отражение глубинной сущности человеческого духа, человеческого рода в процессе его бесконечного и трудного познания мира. Образ Тамары, конкретное нравственно-психологическое и социально-философское содержание: Тамара как воплощение земной человеческой красоты, ее хрупкости и неповторимости, символ всепоглощающей любви; отражение духовного роста личности, перехода от полудетской гармонии неведения к познанию мира в его противоречивости. Сюжетно-фабульный конфликт поэмы, этапы его развития, символический смысл сцены смертельного поцелуя. Взаимодействие личностного и субстанционального конфликтов в поэме. Контрапунктное столкновение в Демоне взаимоисключающих и взаимосвязанных правд.

Утверждение типа свободолюбивого героя в поэме «Мцыри». Принципы создания образа героя. Противоречия между силой духа и слабостью тела, между бесконечными возможностями человеческого духа и конечностью существования «бренного» человеческого тела и т.д. Фабульный и символико-обобщенный смысл пути Мцыри в «край отцов». Новаторство поэтической структуры поэмы. Исповедь Мцыри как идейно-композиционный центр поэмы, ее внутренняя диалогичность. Двойной взгляд поэта на своего героя. Соотношение правды «цветущей Грузии» и судьбы Мцыри, успехов «цивилизации» и трагедии отдельного человека.

Развитие реализма в творчестве Лермонтова. Реалистические тенденции в поэзии и прозе. Поэма «Тамбовская казначейша», нарочитая сниженность тематики, сюжета, системы образов. Воссоздание быта современной русской провинции. Провинциальный «микрокосм» и «макрокосм» существующей действительности. Тема чести и достоинства личности.

Проза Лермонтова. Ранняя проза Лермонтова. Тема русского бунта в повести «Вадим». Связь повести с традициями европейского «неистового» романтизма. Повесть «Княгиня Литовская». Образ разночинца в повести.

Роман «Герой нашего времени». Социально-историческая, философская и этическая проблематика романа. Романтические и реалистические тенденции в романе. Художественная концепция человека. Синтез особенностей «объективного» и «субъективного» романа. Печорин как «герой времени», типическое и индивидуальное в образе Печорина. Образ Печорина и образы «героев времени» в ранних произведениях Лермонтова. Печорин и Онегин. Личность в ее отношении к обществу и миру, в ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и в противостоянии им. Сюжетная роль и идейная функция образов Бэлы, Максима Максимыча, княжны Мери, Веры, Вернера. Психологическое мастерство Лермонтова. Две основные формы психологизма в романе: «непрямое» раскрытие психологических процессов в их внешнем проявлении и непосредственный внутренний анализ и самоанализ героя. Сюжетно-композиционные и жанровые особенности романа. Связь композиции с идейно-художественным замыслом автора. Художественное время и пространство романа. Система образов романа. Стиль лермонтовской прозы.

Проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова (по Ю.М.Лотману).

А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов. Значение творчества Лермонтова для развития русской литературы. М.Ю. Лермонтов в русской критике XIX-XX вв.





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 1788 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...