Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творчество А. С. Пушкина



А.С.Пушкин - «солнце» русской поэзии, «начало всех начал» в русской литературе. Факторы, воздействовавшие на творческую биографию А.С. Пушкина. История изучения творчества и биографии А.С.Пушкина. Этапы творческой эволюции.

Формирование поэтического сознания Пушкина в лицейский период. Освоение опыта европейской литературы и традиций русской культуры XVIII и начала XIX вв. Интерес писателя к поэтике русского классицизма. Развитие традиций Фонвизина, Радищева, Карамзина, Крылова. Вольтер и поэтическое сознание молодого Пушкина. Державин, Батюшков, Жуковский, Катенин. Д.Давыдов - литературные учителя Пушкина. Проблематика и жанры поэзии А.С. Пушкина лицейского периода. Вольнолюбивые и сатирические мотивы в лицейских стихах. Анакреонтические и элегические мотивы в лирике поэта.

Петербургский период, участие поэта в литературной и общественной жизни. Тема свободы как главная тема лирики этих лет, культ внешней и внутренней свободы человека. Политические стихотворения Пушкина. Свобода как личная независимость, дружеская непринужденность, свобода от всяческих условностей и предрассудков, свободный образ мыслей, гражданская «вольность», свобода народа («Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву» и др.). Особенности романтизма Пушкина.

«Руслан и Людмила» - вершина раннего творчества. Реализация принципа творческой свободы в проблематике, жанре и стиле поэмы. Мотивы, демократизм языка поэмы. Литературная полемика как организующий принцип поэмы. Полемика вокруг «Руслана и Людмилы». Значение поэмы для развития русской литературы.

Южная ссылка и ее место в творчестве поэта. Отношение Пушкина к декабризму; связи с деятелями Южного общества декабристов. Романтическая лирика Пушкина начала 1820-х гг., ее тематика, система мотивов и стиль. Мотивы вольности, свободы и просвещения; их эволюция в поэзии Пушкина. «Кавказские» стихотворения Пушкина. Воздействие творчества Байрона на художественное сознание Пушкина. Южные романтические поэмы. Проблемы свободы и счастья, «естественного и цивилизованного человека», покоя и страсти и др. Своеобразие романтического героя (образ Пленника как «героя века», развенчание героя-индивидуалиста в «Цыганах»), принципы создания характеров, особенности сюжета и конфликта. «Отрывочность», «вершинность» и «недосказанность» в сюжетосложении и композиции. Жанровое своеобразие поэм (синтез эпических, драматических и лирических начал). Литературно-критические споры вокруг романтических поэм Пушкина. Кризис романтического мироощущения и его проявление в творчестве поэта. Начало работы Пушкина над романом в стихах «Евгений Онегин».

Ссылка в Михайловское. Развитие принципов реализма в творчестве Пушкина. Лирика Михайловского периода. «Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия в русской литературе. Интерес автора к отечественной истории и летописям. Поэтика трагедии. Трансформация канонов классицизма. Шекспировские традиции в изображении характеров. Историко-философская концепция Пушкина. А.С. Пушкин и Н.М. Карамзин. Народ в трактовке Пушкина. Царь и юродивый. Трагедия власти и народа. Значение «Бориса Годунова» для развития русской драматургии. Театральные интерпретации трагедии.

Возвращение Пушкина из ссылки. Лирика второй половины 1820-х гг., ее тематика и мотивы. Отношение Пушкина к бунту декабристов («В Сибирь», «Арион»). Стихи о «поэте» и «толпе». Стихотворение Пушкина «Пророк»: концепция поэтического творчества.

Образ Петра I в произведениях Пушкина. «Полтава»: проблема национально-исторического героя. «Полтава» и традиции исторической поэмы ХVIII. Синтетический характер произведения, сочетание элементов эпопеи, романтической поэмы, трагедии и исторического романа.

Восточная тема в поэзии Пушкина. «Протеизм» поэта. «Подражания Корану» как философское произведение.

«Евгений Онегин» как «самое задушевное произведение Пушкина» (Белинский). Место романа в творческой эволюции поэта. История создания. Концепция русской жизни в романе. Отражение социальной, духовной и бытовой сторон жизни. Создание текста, воспринимаемого как внелитературная реальность (Ю.М.Лотман).

Проблематика и образы романа «Евгений Онегин». Литература и «литературность» в романе. Принципы создания характеров героев: принцип реалистического детерминизма, диалектики общего и частного, социального и антропологического, вариативность, принцип противоречия, принцип развития и многоплановости и др. «Модальность как актуальная форма реальности… и как условие …свободы» (С.Г.Бочаров).

Поэтика романа. Принцип противоречия и его проявление на разных уровнях художественной структуры текста. Тип художественного повествования как сложное переплетение форм «чужой» и авторской речи. Проблема «точки зрения» в романе. Новаторское построение поэтической интонации («роман требует болтовни»).

Взаимодействие эпического и лирического начал, жанровая полифония. Композиция, функции лирических отступлений, принципы фрагментарности, монтажности, «диалога» разнохарактерных частей, их дополнение действием противоструктур, вносящих в текст сплоченность и сомкнутость: стилистические лейтмотивы, принцип гармонии конца и начала, «зеркальность» сюжетных ходов и др. Проблема финала и 10 главы. Стиль. Концепция героя как элемент его характеристики и принцип изображения окружающей действительности. Семантико-стилистические сломы в романе и специфическое соотношение множественных центров надсистем, воспринимаемых как иллюзия самой действительности.

Образ автора и образ «героя времени». Автор как повествователь, рассказывающий историю героев, комментатор, резонер, лирический герой с тонкими и сложными переживаниями, творец романа и персонаж собственного произведения.

Онегинская строфа как содержательная единица композиции романа, смысловая и ритмическая структура.

Интерпретация «Евгения Онегина» Белинским и русской критикой 1860-1880-х гг.

Болдинская осень 1830 г., многообразие творчества этого периода. Лирика 30-х гг., ее гуманизм и оптимизм. Белинский о пафосе пушкинской поэзии. Философия «чудного мгновения» и ее отражение в лирике любви, дружбы, творчества, природы. Философия жизни и смерти. Поэтика лирических стихотворений этого периода: жанры, композиция, основные символические образы, ритмическое разнообразие и рифмы, их смысловое и ритмическое значение, звукопись и т.д.

Философская лирика Пушкина 1830-х гг. Библейские мотивы в лирике последних лет. Христианизация мировоззрения поэта в 1830-е гг.

«Повести Белкина» и их художественное своеобразие. Проблематика и стиль повестей. Циклизация. Особенности субъектно-объектной организации повестей. Композиция цикла. Основные проблемы. Полемическая направленность прозы Пушкина, элементы пародии на романтизм и сентиментализм. Система мотивировок в «Повестях Белкина». Тема «маленького человека». Значение «Повестей Белкина» для дальнейшего развития русской литературы.

«Маленькие трагедии». Проблематика и художественные особенности. Жанровое новаторство «Маленьких трагедий». «Вечные» образы и сюжеты; «образы культуры» в цикле. Универсализм художественного мира «Маленьких трагедий», отражение в них пушкинской философии. Семантика и символика Пира. Принципы циклизации.

Поэма «Медный всадник». Философско-историческая проблематика поэмы: проблема личности и государства, осознание исторической противоречивости природы российской власти и преобразований Петра I. Своеобразие жанра, образ Петербурга, символы и мифологемы в поэме, герой и конфликт, тип «маленького человека», семантика вступления и финала.

«Петербургский текст» в творчестве Пушкина. Этическая проблематика творчества Пушкина в 1830-х гг. Поэтический синтез в творчестве поэта.

Цикл сказок Пушкина. Философская и нравственная проблематика сказок.

Проза Пушкина начала 1830-х гг.: «Пиковая дама»: новый герой, социальные противоречия, тема власти денег, реальное и фантастическое в повести. «Дубровский». Пушкин как историк. Историческая концепция А.С.Пушкина. Роман «Капитанская дочка» и мемуарная традиция ХVIII в. Пушкин и Вальтер Скотт. «Идейная структура» (Ю.М.Лотман), образы и поэтика, формы выражения авторской позиции. Историческое, социальное и общечеловеческое в романе. Незавершенные произведения Пушкина. Критика и публицистика.

Философская концепция жизни и смерти и ее эволюция в мировоззрении и творчестве поэта. Хронотоп дома и дороги. Дом как идейный фокус, вбирающий в себя мысли о культурной традиции, истории, гуманности и «самостоянье человека». «Философия пути» в художественном сознании Пушкина. Образы-символы стихий.

Значение творческой деятельности А.С. Пушкина для русской культуры. «Всемирная отзывчивость» поэта.

А.С. Пушкин в русской и зарубежной критике XIX-XX вв.

Поэты пушкинского круга: П.А.Вяземский, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, Д.В.Давыдов, Ф.Н.Глинка, Е.А.Боратынский, Н.И.Гнедич, И.И. Козлов. Сходство тематики, жанровой системы, стиля их произведений; влияние поэзии А.С.Пушкина. Гусарская лирика Д.Давыдова. Поэзия А.Дельвига: древнегреческие идиллии; стилизации русской народной песни. Деятельность Н.Гнедича по переводу «Илиады».

Творчество Е.А.Боратынского. Е.А.Баратынский как «поэт мысли». Его ранние произведения. Философский характер трактовки природы в его лирике. Своеобразие поэмы «Эда», Поэмы из жизни петербургского «света» («Бал» и «Цыганка»). Предисловие к поэме «Наложница» как один из ранних манифестов русского реализма. Реалистические тенденции в поэмах. Боратынский в борьбе за духовную самостоятельность поэта, против какого бы то ни было эпигонства («Подражателям», «Когда твой голос, о поэт…»). Жанрово-тематическое новаторство поэзии Е.Баратынского. Отражение противоречий жизни в философской лирике («К чему невольнику мечтания свободы?», «Последняя смерть», «Последний поэт»). «Сумерки» как цикл. Творчество Баратынского как связующее звено, соединяющее философскую лирику XVIII в. с последующими этапами развития этой ветви русской поэзии.





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 2028 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...