Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Литературное движение 1800-1815 гг



Понятие «литературной жизни» и «литературного быта». Проблемы русской литературной жизни. Основные отличия литературной жизни в XVIII в. и в XIX в. Взаимосвязи между литературной жизнью России и Европы. Критика как явление национальной литературной жизни.

Общественный подъем и оживление литературной жизни в первые годы XIX в. Соотношение различных отмирающих и нарождающихся течений. Литературные общества и салоны, журналы и альманахи начала века. «Вольное общество любителей российской словесности, наук и художеств» и «Дружеское литературное общество», их программы и роль в развитии общественной и эстетической мысли.

Полемика между «традиционалистами» и «новаторами» в искусстве («Беседа любителей русского слова» и «Арзамас»); взаимодействие их позиций. Дискуссии о развитии русского литературного языка и культуры, полемика «карамзинистов» и «шишковистов». Тема Отечественной войны в литературе. Журнально-критическая деятельность Н.Полевого («Московский телеграф»). Эстетика и критика Н.Надеждина («Телескоп»). Литературная деятельность П.Катенина. Эстетика романтической критики («Московский вестник», «Московский наблюдатель»).

Классицизм, Просвещение, сентиментализм и особенности их функционирования в русской литературе этого периода. Поэзия и проза. Жанровая система и стилевое многообразие литературы. Особенности развития литературных родов.

Место поэзии в русской литературной жизни начала века. Воздействие поэзии Г.Р. Державина на русскую литературу 1800-х гг. Поэты-просветители начала века.

Проза начала века. Взаимодействие просветительских, классицистических и сентименталистских тенденций в прозе. Воздействие творчества А.Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»), Н.М. Карамзина («Бедная Лиза», «Наталья боярская дочь», «Остров Борнгольм»), на русскую литературу первого десятилетия XIX в. Проза В.А. Жуковского ("Марьина роща"). Жанры прозы в 1800-1820-е гг. Просветительские тенденции в творчестве В.Т.Нарежного («Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова»). «История государства Российского» Карамзина и ее значение для русской литературы и культуры XIX в.

Жанрово-стилевые особенности русской драматургии. Литература и театральная жизнь. Трагедии В.А. Озерова («Эдип в Афинах», «Димитрий Донской») и П.А. Катенина («Андромаха»); их воздействие на общественное сознание. Черты классицизма и сентиментализма в драматургии В. Озерова. Комедии А.А. Шаховского («Липецкие воды» и др.), и М.Н. Загоскина («Проказник», «Комедия против комедии» и др.).

Творчество И.А.Крылова. Личность Крылова. Литературная деятельность Крылова в XVIII в. Басни И.А. Крылова и их место в русской литературе первой четверти XIX века. Жанровые особенности басен, своеобразие их стиха. Нравственная, социальная и философская проблематика басен Крылова. Художественное новаторство Крылова-баснописца (сопоставление с Эзопом, Лафонтеном). Проявление реалистических тенденций в баснях Крылова, принципы построения сюжетов и образов. Театральность, роль деталей. Значение басен Крылова для развития русского литературного языка. А.Пушкин, Н.Гоголь и В.Белинский о Крылове.

Формирование романтизма как ведущая тенденция историко-литературного процесса. Предромантизм и романтизм. Романтическое мироощущение, миропонимание, мировоззрение, критерии романтического типа творчества. Значение немецкого и английского романтизма для развития русской литературы. Основные особенности проблематики и поэтики романтизма. Историзм романтической литературы. Постановка проблемы народности литературы. Система жанров русского романтизма. Романтические элегии. Полемика о балладе и ее роль в обсуждении вопроса о путях развития русской национальной литературы (Грибоедов, Катенин, Кюхельбекер и др.). Типологические разновидности русского романтизма начала XIX в. Национальное своеобразие русского романтизма.

Субъективно-лирический романтизм В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова.

Творчество В.А.Жуковского. Становление романтизма в поэзии В.Жуковского. Связь поэта с западноевропейским романтизмом. В.Жуковский – «гений перевода», размах переводческой деятельности, широта общекультурных интересов поэта.

Философская концепция двоемирия. Эстетика невыразимого. Расширение смысловой ёмкости слов, романтическая символика, музыкальность поэтического языка и стиха, фантастика.

Новаторство Жуковского в разработке средств выражения внутреннего мира человека. Романтика таинственного и чудесного - важнейшее завоевание романтизма Жуковского. Лирические жанры в творчестве Жуковского: элегия, песня, романс, послание. Баллады Жуковского («Людмила», «Эолова арфа». «Двенадцать спящих дев», «Теон и Эсхин»). Обращение поэта к образам русских народных легенд и поверий («Светлана»). Мотивы патриотической лирики, связанные с событиями 1812 года. («Певец во стане русских воинов»). Романтическая трактовка любви н дружбы, природы («Цвет завета», «Таинственный посетитель»).

Роль Жуковского как «учителя» Пушкина. Жуковский в оценке Белинского.

Творчество К.Д.Батюшкова. Особенности мироощущения поэта. Интерес к античной и итальянской культуре. Эпикурейские и анакреонтические мотивы в лирике К.Батюшкова. Проблема нравственного раскрепощения личности в лирике поэта, традиции «легкой поэзии» и культ Мечты («Мои пенаты», «Вакханка», «Таврида»). Патриотическая и военная тематика в лирике Батюшкова («К Дашкову», «Переход через Рейн»). Нарастание пессимизма в позднем творчестве поэта («Умирающий Тасс», «К другу»). Онтологические стихи. Сатирическая поэзия Батюшкова («Видение на брегах Леты») как способ литературной полемики. Батюшков и Жуковский. Полемика о художественном методе Батюшкова и его месте в поэзии. Батюшков как предшественник А.С.Пушкина. Белинский о Батюшкове.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1815-1825 гг.

Особенности исторической и общественной жизни. Декабризм как литературное явление, декабристы, их взгляды, тип поведения и мышления. Северное и Южное тайные общества. «Вольное общество любителей российской словесности», «Зеленая лампа». Альманахи К.Рылеева и А.Бестужева «Полярная звезда» и В.Кюхельбекера и В.Одоевского «Мнемозина». Журнал И.Киреевского «Европеец». Связь мировоззрения и творчества декабристов с русским и западноевропейским просветительским и романтическим движением. Отечественная война 1812 г. и патриотизм декабристов. Особенности обращения декабристов к эстетике и поэтике романтизма.

Политическая и общественно-литературная платформа гражданского романтизма. Конфликт реальности и идеала. Эстетические принципы (утверждение общественной воспитательной роли литературы, нового типа героя-гражданина, приемы его создания, эстетический идеал и героический пафос лирики). Взаимодействие стилевых течений в творчестве декабристов. Традиции классицизма, Просвещения и романтизма в поэзии декабристов. Тема родины, свободы и гражданского долга в творчестве декабристов. Их внимание к историческому прошлому страны, событиям освободительного движения. Борьба декабристов за национальную самобытность русской литературы. Высокая оценка декабристами русского фольклора и его значения для литературы.

«Архаическое» и романтическое начала в поэзии декабристов (В.Ф.Раевский, Ф.Н.Глинка, П.А.Катенин, К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер, Г.С.Батеньков). Жанры гражданской лирики, исторической баллады и романтической поэмы. Реалистические тенденции в творчестве декабристов. Утопические черты их романтизма.

Творчество К.Ф.Рылеева. Проблематика лирики К.Рылеева. Особенности изображения человека. Основные жанры его поэзии: элегия, послание, ода, сатира, «думы». «Думы» Рылеева: основные политические идеи, особенности воспроизведения исторических событий, принцип романтической аллюзии, художественное своеобразие «Дум»; их оценка А.Пушкиным. Поэма «Войнаровский». Агитационные песни.

Гражданский романтизм после поражения восстания. Трагическое в лирике В.Кюхельбекера как отражение мировоззренческого кризиса направления после поражения восстания декабристов. Поклонение «тени» Рылеева. Тема «участи» русских поэтов. Поэтическая обработка библейских мотивов в позднем творчестве. Образ разочарованного светского героя времени.

Развитие очерковой литературы. Путевые, нравоописательные, исторические очерки А.А.Бестужева, В.К.Кюхельбекера. Расцвет русской романтической повести. Поэтика романтической повести. Формирование жанровых разновидностей «исторической», «светской», «кавказской» повестей. Исторические повести А. и Н.Бестужевых, В.Кюхельбекера. Новаторство творчества братьев Бестужевых.

Соотношение субъективно-лирического и гражданского типов романтизма, принципы их выделения. Традиции гражданского романтизма в творчестве Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и др.

Творчество А.С.Грибоедова. Личность Грибоедова. Своеобразие общественной позиции писателя. Грибоедов и декабристы. Творческая эволюция писателя. Ранние комедии Грибоедова. Место А.С.Грибоедова в русском литературном процессе 1820-х гг.

Работа над комедией «Горе от ума». Политическая злободневность комедии; отражение в ней социально-исторического конфликта эпохи, Жанровая многоплановость пьесы. Органическое слияние в ней самых разнообразных жанров: общественной, сатирической нравоописательной и лирической комедии, философской пьесы, политического памфлета, водевиля и басни, синтез начал высокой комедии и трагедии.

Особенности построения комедийной интриги. Социальный и этический конфликты, нравственная и философская проблематика комедии - проблемы борьбы старого и нового, взаимоотношения поколений, тема ума и безумия и др. «Горе от ума» как синтетическая пьеса: отражение художественных традиций классицизма, просветительского реализма, сентиментализма, романтизма, реализм пьесы.

Многозначность образов комедии. Чацкий как социальный тип и художественный образ. Реалистичность и национально-социальная характерность речи действующих лиц.

«Горе от ума» в оценке А.С.Пушкина, В.Г.Белинского и И.А.Гончарова. Полемика вокруг образа Чацкого в русской критике XIX в. Сценическая история «Горя от ума» в русском театре XX в. Образ Чацкого в театральных постановках XIX-XX вв. Незавершенные драматические произведения писателя. Значение творчества Грибоедова для развития русской литературы.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1820-1830-х гг.

Восстание на Сенатской площади в 1825 г., его резонанс в литературе. Духовная атмосфера, ощущение несвободы, давления на личность. Русская интеллигенция в эти годы. «Россия, впутанная в раздумье» (Н.П.Огарев): философские искания русского общества. Гегельянство на русской почве. Кружок Н.В.Станкевича и его значение для развития русской культуры и литературы. Увлечение французскими утопистами. Кружок А.И.Герцена. «Философское письмо» П.Чаадаева и его воздействие на развитие русской мысли и литературы. Журналы, литературные объединения и литературная критика этих лет. Роль Белинского в литературной жизни 1830-40-х гг.

Философский романтизм, его организационные формы, идейно-эстетические принципы. Рассмотрение искусства в качестве высшего «органона философии» (И.Ф.Шеллинг). Отражение в литературе шеллингианского пантеизма, гегелевской диалектики, самобытных исканий философствующей московской интеллигенции. Обновление проблематики художественного творчества через систему натурфилософских и космогонических представлений, образов-идей из сферы философии, истории и антропологии. Обновление поэтики и стилистики творчества, усиление философской медитативности, свободное сочетание реального и фантастического, аллегоричность, фрагментарность, музыкальная аранжировка повествования и т.д.

Процесс формирования реалистического мироотношения в русской литературе 1830-х гг. Проявление реалистических тенденций в прозе, поэзии и драматургии. Развитие теории реалистического творчества в русской эстетике и критике в 1830-е гг. Роль сатиры в процессе развития реализма. Особенности взаимодействия реализма и романтизма в русской литературе 1830-х гг. А.С.Пушкин и русский реализм. Журнал А. Пушкина «Современник» и его значение для русской культуры. Жанровая динамика литературы 1830-х гг. Романтизм в русской поэзии. «Массовая литература» первой четверти XIX в. и журнал О.И.Сенковского «Библиотека для чтения». Литературная и общественная деятельность Ф.В. Булгарина. Журнал «Северный архив» и газета «Северная пчела».

Поэзия 1830-х гг. Поэтическое творчество любомудров. «Лирика самопознания», «ночная поэзия».

Философско-поэтическое миросозерцание Д.В.Веневитинова; воздействие на его взгляды немецкой философии. Лирика Веневитинова как «поэзия мысли». Взгляды Веневитинова на человека и мир, сущность поэтического творчества. Основные темы и мотивы творчества. Образ человека-творца и воспроизведение судьбы поэта в его поэзии. Элегические мотивы в лирике Веневитинова.

Поэтическое творчество В.Г.Бенедиктова и его место в литературном процессе. Восприятие лирики Бенедиктова читателями. Стилевые принципы поэзии Бенедиктова

Проникновение реалистических принципов в русскую поэзию. Традиции народного творчества в поэзии. Воздействие творчества Пушкина на поэзию периода. Русские песни и романсы. Стихи и песни А.Кольцова. Национальный характер лирики Кольцова. Связь с народной поэтической культурой. Фольклорное восприятие природы и человека. Образы и мотивы поэзии Кольцова. Философская лирика Кольцова. «Думы». В.Г. Белинский о поэзии Кольцова.

А.И.Полежаев. Судьба Полежаева. Поэма «Сашка» и ее место в литературной жизни. Стиль поэмы. Художественные функции натуралистических деталей. Лирика А.Полежаева. Тема свободы в лирике Полежаева. Основные мотивы лирики. Реалистические тенденции в лирике. Изображение солдатского быта. Кавказская тема в творчестве Полежаева. Мировая история в поэзии Полежаева. Песни на стихи Полежаева и фольклор.

Русская проза 1830-х годов. Система прозаических жанров в литературе периода. Своеобразие взаимодействия романтизма и реализма в прозе. Расцвет творчества А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Гоголя.

Расширение тематических границ русской прозы во второй половине 1820-х гг. Фольклорное начало как проявление национальной стихии в произведениях А.Погорельского, О.Сомова, В.Одоевского («Лафертовская маковница», «Гайдамак», «Малороссийские были», «Елладий»). Фантастика в русской романтической повести.

Особенности развития прозы в 1830-е гг. Циклизация русской прозы. Историческая тема в русской прозе. Психологизм русской прозы. Русская светская повесть как явление литературы. Романтические произведения Н.Полевого. Философские тенденции в русской прозе 1830-х гг. Мистика и бытовая реальность в прозе В. Одоевского («Сильфида», «Русские ночи»). Русские сказки О.Сомова. Ироническое осмысление романтических штампов в прозе О.Сомова. Реалистические тенденции и социальная сатира в повестях М.Погодина и Н.Ф.Павлова. Тема «искусство и судьба художника» в прозе 1830-х гг. и ее решение в романтической и реалистической литературе («Художник» А.В.Тимофеева, «Живописец» Н.А.Полевого, «Портрет» Н.В.Гоголя, цикл повестей В.Ф.Одоевского).

Восточные повести и сказки О.Сенковского. «Фантастические путешествия барона Брамбеуса». Исторические романы и повести М.Н.Загоскина. Роман «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году». Исторические романы И.И.Лажечникова «Последний Новик», «Ледяной дом», «Басурман». Творчество Н.Полевого (исторические труды и роман «Клятва у гроба Господня»). Повести и романы об эпохе Петра I Н.В.Кукольника («Авдотья Петровна Лихончиха», «Прокурор», «Часовой» и др.). Авантюрные и исторические романы Булгарина. Роман «Иван Выжигин» и его место в литературном процессе 1830-х гг. Развитие русского романа в творчестве А.Вельтмана («Странник», «Сердце и думка»).

Творчество А.А.Бестужева-Марлинского. Личность и судьба А.А.Бестужева-Марлинского, его роль как теоретика декабристского романтизма. Поэтическое творчество А.Бестужева-Марлинского. Романтические повести Бестужева-Марлинского. Поиски героического в прошлом. Принципы изображения исторического прошлого («Мореход Никитин»), светские повести («Испытание», «Страшное гадание»), «Кавказские» повести («Аммалат-Бек», «Мулла-Нур» и др.). Конфликт культур в «кавказских» повестях. Стиль романтической прозы Марлинского, тип романтического героя и сюжет. «Марлинизмы» в русской литературе. Бестужев как литературный критик.

Творчество В.Ф.Одоевский. Романтические повести В. Одоевского. Одоевский и традиции немецкого романтизма. Дидактико-сатирические произведения Одоевского. Аллегоризм и дидактизм прозы 1830-х гг. («Старики, или остров Панхаи»), философские письма. Сборник «Пестрые сказки». Социальная проблематика и психологический анализ в светских повестях («Княжна Мими», «Княжна Зизи»). Творчество В.Одоевского в 1840-е гг. «Интеллектуальная» проза писателя. Цикл философских повестей «Русские ночи». Проблематика и композиция цикла. Фантастика в творчестве Одоевского. Особенности стиля повестей В.Одоевского.





Дата публикования: 2015-04-06; Прочитано: 2724 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...