Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Народная музыка (музыкальный фольклор)



Народная музыка (музыкальный фольклор) — вокальное (песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа. Будучи достоянием всего народа, музыкальный фольклор существует благодаря исполнительному искусству талантливых самородков (кобзарь, гусляр, скоморох и др.). Истоки народной музыки уходят далеко в прошлое. Музыкальные традиции разных обществ, формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху сосуществуют более или менее древние музыкальные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют традиционный музыкальный фольклор.

Основной вид музыкального фольклора - песни, эпические сказания (русские былины), танцевальные мелодии, плясовые припевки (русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы). Каждое произведение музыкального фольклора представлено целой системой стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной музыки в процессе её исполнения.

Жанровое богатство народной музыки - результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни); полевые работы (покосные, жатвенные песни); рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни); смерть (похоронные плачи-причитания).

Позднее наибольшее развитие в фольклоре получили лирические жанры, где на смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических песен или инструментальным наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации - вокальные (протяжная песня) и инструментальные.

Комплексное воздействие народной песни

В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением этической, эстетической, педагогической идей. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не, только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

Песни - более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песенное творчество молодежи всемерно стимулировало и поощрялось пожилыми. «Она не стала еще девушкой, у ней нет своей песни», - говорили старые чуваши. Понимание прекрасного в слове и мелодии, по народному представлению, предполагают творческое отношение к нему: в процессе исполнения песни допускалось улучшение текста и мелодии.

Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл - это жизнь человека с рождения до смерти. Песни поют младенцу в колыбели, не научившемуся еще понимать, старцу в гробу, переставшему уже чувствовать и понимать. Ученые доказали благотворную роль нежной песни в психическом развитии ребенка в утробе матери. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. У итальянцев есть пробудительные песни - чтобы младенец проснулся в хорошем настроении и встретил наступающий день в радости.

Песни поют и слушают все. Ни об одном другом жанре, кромо песни, нельзя этого сказать: пословицы, сказки, загадки становятся понятными, начиная с определенного возраста, теми или иными из них пользуются преимущественно в определенный период жизни. Конечно, и песни имеют свой «любимый возраст»: девушки пятнадцати-двадцати лет поют столько песен»; сколько они не спели до этого возраста и не споют до конца своей жизни.

В песнях определенно присутствует педагогическая идея, она обусловливает образовательно-воспитательную функцию песен. Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы, хотя, конечно, большинство песен не могут быть резко разграничены и распределены по возрастам. Иные песни взрослых малые дети поют с особым воодушевлением. Поэтому речь может идти только о преимущественном исполнении тех или иных песен в том или ином возрасте. Колыбельная песня предназначена младенцу, поет ее преимущественно мать, но зафиксированы случаи исполнения ее четырех - пятилетними детьми, укачивающими своих младших братьев и сестер. Колыбельная педагогика - самая природосообразная педагогика за всю историю человечества (первой колыбелью были руки и колени стоящей и сидящей дикарки-матери).

Назначение колыбельных песен убаюкать, усыпить ребенка. Творцами колыбельных песен преимущественно являются матери и бабушки, а пользуются ими все, кто нянчит детей. О колыбельных песнях встречаются воспоминания в пословицах, сказках, песнях.

Народные поэтические произведения интересны тем, что демонстрируют всеобщую любовь к детям. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу прежде всего материнской любви. Но одновременно они внушают любовь к детям всем, кто исполняет их в процессе заботливого ухода за ребенком, т.е. так или иначе стимулируют самовоспитание; особенно это важно в тех случаях, когда за маленькими детьми присматривают дети постарше. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова пробуждает их душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий. Колыбельная песня складывалась веками, в ней - самое оптимальное соотношение мысли, движения и настроения. Лучшие из них до сих пор используются в пестовании, их поют сами дети, укладывая кукол спать. Колыбельная песнь - величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок - еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет.

В песнях - плачах уже на лексическом уровне много места уделено воспитанию. В них много слов, связанных с воспитанием, характеризующих его сущность; педагогические традиции народа освещаются очень обстоятельно, рассказывается подробно о делах, действиях, мыслях, связанных с воспитанием детей. Мать беспокоится, например, хватит ли у нее ума-разума детей «повыкрутить, повырастать да в добры людишки повыпустить». Мать «с того света» благословляет детей, прося даровать «радости им в жизни даровитые». Действия мачехи в причитаниях представлены как антивоспитание: злая мачеха будет «на детушек покрикивать», «утрышком раненько будет на них позыкивать», выспаться не даст им, будет посылать «на работушку их суровую», словом ласковым не будет называть, «грубо-нагрубо детвору» будет «порывать», «не расчешет она русых им головушек, не областит младых их сердечушек», «и немываны они сидят, нечесаны, с утра раннего не кормлены, не поены, она песенок им петь не давае». Мачеха делает противоположное тому, что делала мать, и народ ведет речь не 66 отсутствии воспитания, а именно о действиях, враждебных воспитанию. Показательна здесь деталь о песне, сказанная мимоходом: радостная жизнь, счастливое детство немыслимо вне песни, без песни.

Песня - сложная форма народного поэтического творчества и являются комплексным средством воздействия на личность. В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они - одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения.

Красивые мелодии усиливают эстетическое воздействие поэтического слова песен. Влияние народных песен на крестьянскую молодежь всегда было огромно, причем их значение никогда не исчерпывалось только красотой стиха и мелодии (внешней красотою, красотой формы). Красота мыслей, красота содержания относятся также к сильным сторонам народных песен.

И сами слова песен, и условия и характер их исполнения способствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия. В песнях воспевается здоровье, оно называется счастьем, высшим благом. Редкие детские и молодежные песни исполняются в помещении, они поются на лугу или опушке леса во время хороводов, сопровождаются танцами, плавными движениями, поются во время подвижных игр на улице. В народе всегда считали, что песни развивают голос, расширяют и укрепляют легкие: «Чтобы громко петь, надо иметь сильные легкие», «Звонкая песня расширяет грудь».

Неоценимо значение песни в трудовом воспитании детей и молодежи. Как уже было сказано выше, песни сопровождали и стимулировали трудовой процесс, они способствовали согласованию и объединению трудовых усилий работающих. В этом отношении особенная роль принадлежала трудовым песням, которых у всех народов очень много.

Во многих песнях называются и трудовые операции и выразительно описывается целый трудовой цикл. Так, например, в песне о льне содержатся вопросы вроде - «Как сеют лен» и ответы - «Его сеют вот так», демонстрируются соответствующие движения. Далее в песне раскрывается, как лен полют, выдергивают, молотят, мочат, мнут на мялке, в ступе, прядут, ткут... В песнях много говорится об орудиях труда, предмете труда, наконец, о результатах труда, содержатся хозяйственные советы, сообщается о приемах работы и т.п., и все это опоэтизировано. Народ воспевает труд, поется гимн труду.

Молодой человек, прощаясь с родными местами, в своей песне с сожалением размышляет о том, что не довелось ему поднимать бревна, помогая отцу в строительстве дома, не посчастливилось пожить в отцовском доме; что не пришлось ему носить дрова, помогая матери в выпечке хлеба; не довелось и поесть материнского хлеба. Просто и естественно устанавливала песня связь человека с родным домом через его труд в семье.

В народе обычно приглашали в гости песней. Приглашение в гости было одновременно и приглашением к совместному труду, Песня-приглашение красива и содержательна, формы обращения к приглашаемым вежливы, в ней воспевается «сторонка родная», поэтизируется ее природа. «На нашей стороне, - поется в песне, - прекрасные луга, на лугах - ягодники, приезжайте, сестреночки, приезжайте собирать те ягоды; на нашей стороне - ольховая роща, в олешняке - хмельник, приезжайте, сватушка, приезжайте собирать тот хмель; на нашей стороне - орешник, в орешнике - орехов много, приезжайте, сестрицы, приезжайте собирать те орехи; на нашей стороне - молодой дубняк, в дубняке том - много желудей, приезжайте, тетушки, приезжайте собирать те желуди». «Приезжайте к нам, потрудимся вместе и гостями будете желанными» - такова основная идея этой красивой песни.

Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не притворное. Еще одно достоинство песни - это всеобщность. Всякая народная песня позволяет ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с самыми разными ситуациями.

Много песен создано народом: постушки и потешки, колыбельные, заклички, прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны. Но общее - это эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания, воспитание коллективизма и душевной чуткости.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 1056 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...