Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Традиции как фактор народного воспитания



Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью все более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.

Конечно, отнюдь не следует идеализировать все народные традиции. В традициях немало и консервативного, но трудно не согласиться с Г.Н.Волковым, который рассуждает о том, что вместе с отсталостью уходит и самобытность.

Словосочетание «отсталые народы» или примитивные культуры изжило себя в этнологической науке, так и в общественной лексике. Пока что «вершинами» научно-технической цивилизации остаются взрыв над Хиросимой и авария под Чернобылем. Так стоит ли ценность народа измерять уровнем его цивилизованности, который чем выше, тем интенсивнее происходит разрушение традиций, т.е. разрушение народной культуры.

Бурный прогресс современной цивилизации оставляет как бы на обочине многие знания» умения и навыки, приобретенные всем ходом многотрудного исторического развития человечества. Подчас выпадают из процесса духовного развития мира целые пласты, целые культурные системы. Особенно те, которые созданы и продолжают создаваться народами, приверженными к своему традиционному образу жизни. Не так редко, увы, исчезновение и самих народов: одни вымирают, другие растворяются в более крупных, часто в более энергичных» агрессивных, жестоких соседях.

Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения ценных народных традиций, насколько направленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Только возрождение традиций может приостановить губительный процесс духовных потерь, деформаций, деградации. Одними из важнейших факторов, определяющих процесс формирования этнической идентичности, являются сохранность и полноценность существования этнических традиций в окружающем социуме. Известный исследователь Л.Гумилев отмечал, что «отсутствия традиции не достиг ни один этнос, ибо тогда бы он просто перестал существовать, растворившись среди соседей» (Гумилев Л.Н.).

Традиции, таким образом, имеют определяющее значение в народной судьбе. Народы, даже потерявшие язык, страну, сохраняют себя этнически именно благодаря традициям. Они, оказывается, в данном случае даже важнее, нежели язык, который выступает здесь как элемент традиционности.

Традиции многообразны. По ним можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия. Даже такая, свойственная традиции, черта, как консерватизм, порою оказывается благом, спасением, ибо является условием стабильности народа, устойчивости его нравственных основ, менталитета. В традициях концентрируются, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, народов, людей, ибо человечество - это единый космический этнос.

В семейном быту концентрируются важнейшие этнические традиции. Быт суммирует все предыдущие факторы, в совокупности они в мелочах быта приобретают новые качества. Быт столь же многообразен в своих проявлениях; как и природа. В сущности - это природа, сотворенная человеком, его домашняя, внутренняя жизнь, естественное его бытие.

Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику, обусловленную конкретно-историческими и этносоциальными условиями. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно. «Свой обычай в чужой дом не вноси»; «Обычай крепче закона»; «Худому обычаю потачки не давай»; «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. с исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена (в некоторых этнических коллективах, например в индийском сообществе, дети должны были знать 80 поколений рода). Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Многочисленные обычаи и традиции разных народов можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения. В отличие от городской улицы, чаще всего оказывающей отрицательное влияние на молодежь, деревенская улица всегда воспитывала, наказывая общественным порицанием за необдуманные поступки, разгульную жизнь, бездеятельное времяпрепровождение. Своеобразны деревенские принципы взаимной помощи. Если у человека сгорел или обветшал дом, то соседи устраивали безвозмездную трудовую помощь, всем селением возили строительный материал, воздвигали новый дом. Коллективная помощь оказывалась друг другу и при посадке картофеля, и в сенокосную пору. Особое внимание при этом уделялось немощным старикам и одиноким пожилым людям.

Каждая семья должна была следить за санитарным состоянием закрепленного участка, сделать ровной и удобной проезжую часть вдоль улицы, сажать деревья в целях ограждения рек и родников от засыхания, участвовать в коллективном возведении мостов и т.д. Если установленные правила жизни в деревне кем-то не выполнялись, такой человек получал молчаливое осуждение и холодное отношение односельчан.

Ничто так не скрепляет народ, как традиции. Именно на них и опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше, его национальная гордость и человеческое достоинство. Традиция вбирает в, себя многое: и самое ценное из быта, и искусство, и труд. Трудовые традиции, пожалуй, самые устойчивые.

Праздники и обряды – наиболее распространенные разновидности народных традиций. С языческих времен дожили до наших дней, подчас входя в современные религиозные системы. Например, празднование русским народом Рождества слилось с языческими колядами, составляя вместе с ними единую традицию. Современная жизнь дополняет этот праздник новыми элементами.

Характерной особенностью народных праздников является учет конкретных сторон совершенствования личности и дифференцированный подход к отдельным качествам совершенного человека. Одно из первых мест у всех народов занимали трудовые традиции, которые в ходе своей реализации непременно приобретают праздничную окраску.

Следует задаться вопросом: откуда берут начало праздники, где их истоки? Данные истории, археологии, этнографии и других областей знаний дают возможность представить жизнь наших далеких предков и именно здесь увидеть истоки праздников и обрядов. Когда люди жили первобытной средой и добывали себе пищу охотой и рыболовством, каждая успешная охота означала возможность утолить голод, накормить ближних, жить в течение некоторого времени, не заботясь о пище. В таких общих трапезах древних людей и следует искать истоки праздников.

Кроме того, каждая успешная охота сама по себе была праздником, сопровождалась определенными действиями, которые должны были дать выход огромному напряжению нервной энергии, связанной с преследованием зверя и радостью по случаю успешной охоты. Поэтому, ведя речь о возникновении праздников и обрядов, необходимо учитывать комплекс разнообразных факторов человеческую потребность в переключении эмоционального строя; стремление людей противопоставлять праздники монотонным будням; необходимость периодического отдыха от трудовой деятельности.(Пропп В.Я., с. 138.).

В дальнейшем праздники порождались хозяйственными потребностями, поэтому, как установлено в этнографической литературе, народный календарь, по которому расписаны обряды и праздники, - это сельскохозяйственный или аграрный, земледельческий календарь. Естественно, что это упрощенная схема возникновения праздничных дней.

Праздники и обряды необходимы людям. Они несут им радость и в то же время как бы аккумулируют в себе духовность и образ жизни, подчеркивая единство личного с жизнью всего этноса. В связи с этим уместной представляется мысль В.Я.Проппа о том, что народное творчество (фольклор) играет интегрирующую роль не только в обрядовой среде, но и во всей сфере духовной культуры (Пропп В.Я., с.138).

Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Так, например, в новогодних обрядах марийцев содержался целый комплекс норм: маски в эти дни проверяли хозяйственную, бытовую, семейную, общественно-социальную жизнь людей, критиковали в форме игры, комедии, пародии негативные стороны жизни, возвеличивали трудолюбивых людей, бичевали нравственно опустошенных. Обряды, отображающие нравственные устои русского народа, закрепляющие чувства верности друзьям (подругам), развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Троица, Масленица, Кузьминки и т.д.

В народной педагогике праздники являются не только мощным средством воспитательного воздействия, но и комплексными формами организации жизни и деятельности подрастающего поколения. Вот почему приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 2516 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...