Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Воспитание как педагогическое явление. Его сущность и особенности



Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно-организованное воспитание.

Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного их факторов жизни и развития общества. С социальной точки зрения – воспитание – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемое через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. С философской точки зрения, воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия одного поколения с другим, осуществление передачи эстафеты жизни старшим поколением молодому, и в жизни как смене одного поколения другим воспитание предстает условием такой смены.

Психологическое же освещение воспитания имеет свое содержание, ибо психология отмечает в воспитании обращенность к способности юного человека отражать окружающий мир в сознании, и, с психологической точки зрения, воспитание может быть проанализировано в качестве процесса целенаправленного развития способности человека отражать мир и взаимодействовать с миром. Воспитание – элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической, в контексте которой оно рассматривается как профессиональное явление – то, что организуется профессионалами-педагогами в специальных воспитательных учреждениях, наделенными обществом профессиональными полномочиями и несущими профессиональную ответственность перед обществом. Таким образом, воспитание – это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойного Человека. Организация этой деятельности опирается на научную картину процесса формирования личности, т.к. только при условии полного соответствия профессиональной деятельности социально-психологической природе данного процесса возможен высокий профессиональный результат.

Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака: целенаправленность, наличие какого-то образца, пускай самого общего, как социально-культурного ориентира; соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества (бандит, обучающий молодых антисоциальному образу жизни, не воспитывает, а формирует); присутствие определенной системы организуемых влияний. Воспитание реализуется в процессе взаимодействия как между воспитателями и воспитуемыми, так и между самими воспитуемыми, что предполагает наличие определенных коммуникативных отношений. Возникающие в этом процессе социальные взаимодействия и обусловленные ими коммуникативные связи обозначаются термином воспитательные отношения. Сущность воспитательного процесса заключается в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека с тем, чтобы найти свое выражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности. При этом определяющее значение имеют не сами по себе условия развития, а фактическое место человека в этих условиях, его отношение к ним и характер деятельности в них (социальная ситуация развития). По самой своей природе воспитательный процесс носит многофакторный характер. Становление личности происходит под влиянием школы, семьи, общественности и т.д. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего – родители и педагоги.

Виды планирования в муз. обучении, подготовка учителя к уроку муз-и.

Система задач по созданию пед. плана-сценария урока музыки.

Определение темы, главной идеи урока, постановка цели урока, определение действия, выражающего тему и идею урока, направленного на достижение цели.

1. Художественный анализ музыкального материала:

- вживание в муз. пр-е через его восприятие в слушании и музицировании,

- характеристика идейно-образной сферы муз. произ-я,

- хар-ка исторической эпохи и стиля композитора,

- хар-ка формы и основных средств выразительности.

2. Определение учебно-воспитательного контекста:

- худ.-педагогический анализ муз. материала,

- определение уровня развития муз. восприятия, вкусовых предпочтений, интересов уч-ся,

- определение перспективы дальнейшего развития учащихся.

3. Нахождение художественно-педагогической драматургии урока:

- определение композиции урока,

- нахождение кульминации действия урока,

- выбор методов худ.-познавательной деят-ти уч-ся,

- определение эмоционально-смысловой атмосферы урока.

Этапы подготовки учителя к урокам музыки:

1. Анализ Госстандарта в образовательной области «Искусство», школьной программы по музыке, учебника и учебных пособий по предмету. нотных хрестоматий и фонохрестоматий.

2. Разработка перспективного плана на четверть или полугодие с определением типов уроков и их целевых установок. Определение примерного круга муз произведений.

3. Конструирование урока на основе представлений о возможностях учащихся определенного класса, подбор муз. репертуара и дополнительного материала.

4. Работа с муз. репертуаром (прослушивание, собственное исполнение, отбор фрагментов для работы с уч-ся и др.)

5. На основе конструирования урока разработать его сценарий (конспект)

6. Подготовка необходимого оборудования в классе (аппаратура, инструменты, детский наглядный материал и т.д.)





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 3481 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...