Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Система музыкального воспитания Золтана Кодая (Венгрия)



Наибольшую известность в муз. пед. кругах получила система муз. воспитания венгерского композитора и педагога З.Кодая. Ее особенностью является опора на народную музыку, воспитание музыкальной культуры детей через активное развитие их музыкальных способностей. Часто говоря о системе К. подразумевают лишь релятивную (относительную) сольмизацию. Это, конечно, не так, однако К. начинает рекомендовать ее с 30-х годов и вызвано это было тем, что существовавшее ранее последовательное изучение мажорных тональностей, интервалов не способствовало освоению венгерской народной музыки, в основе которой лежит пентатоника. Согласно этой системе итальянские (слоговые) названия нот связываются не с абсолютной высотой звуков, а со ступенями мажорных и минорных ладов. Так мажорная тоника при сольфеджировании независимо от тональности всегда называется «до», 2-я ступень «ре»; минорная тоника «ля» и т.д. (несколько изменены названия 5 и 7 ст. «со» и «ти»).

Обучение по данной системе в общеобразовательной школе начинается со 2 полугодия 1 класса ознакомлением с 2мя ступенями «со» и «ми», к которым позже присоед. «ля». Во 2ом классе усвоенный трехступенный звукоряд дополняется ступенями «до» и «ре», образуя пентатонику. Над усвоением мажора, а затем минора пентатоники уч-ся работают весьма продолжительное время, лишь после этого они знакомятся со ступенями «фа» и «ти» и начинают усвоение диатоники.

К. считал, что релятивная сольмизация активно развивает ладовое чувство, а ассоциации между слогом и звуком способствуют правильному интонированию, развитию внутреннего слуха.

К. придавал важное значение пению, т.к. оно активно развивает слух. Он говорил, что нельзя обучать ребенка игре на инструменте, если его слух не развит в пении. (Двухголосное пение вводится К. уже в 1 классе).

Развитие муз способностей на начальном этапе осуществляется в игровой форме. К. считал, что после усвоения родной венграм пентатоники легко установить связь с западной мажорно-минорной системой. Для освоения пентатоники К. написал «333 упражнения в чтении с листа».

Ритмическое развитие детей строится на основе освоения ритмических фигур и метра, встречающихся в детских народных песнях. Ходьба и хлопки под муз помогают ощутить равномерность долей и подвести уч-ся к знакомству с четвертными и восьмыми. Далее ими осваиваются паузы, 2/4, половинные, 4/4. Вслед за этим изучается ¾, который в венгерской муз встречается редко, затем синкопа в 2/4 и, наконец, вводится четверть с точкой.

Элементы муз языка дети познают на основе полученных представлений, выученных ранее песен.

Для развития чувства формы используются различные ритмические и мелодические импровизации.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 2314 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...