Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Общественное сознание представляет собой специфическую форму идеального отражения и духовного освоения действительности, целостное духовное явление, обладающее внутренней структурой (тип, формы, виды).
Общественное сознание в течение длительного времени изучалось в основном в рамках философской мысли и соотносилось с таким понятием, как общественное бытие. В основе рассуждений многих ее представителей лежит утверждение, согласно которому «общественное бытие определяет общественное сознание» и «общественное сознание отстает от общественного бытия». Однако анализ научной информации показывает, что данные заключения не являются абсолютной истиной, а лишь одним из возможных аспектов оценки взаимодействия общественного сознания и общественного бытия. 1. Общественное сознание во многих жизненных ситуациях может отставать от общественного бытия и иногда нужно значительное время, чтобы это отставание преодолеть (если это вообще возможно). 2. Не менее реальна и не менее распространена ситуация, когда общественное сознание может достаточно адекватно отражать окружающий мир, вполне соответствовать тем объективным тенденциям в развитии общества, которые происходят в нем и в мире. 3. В условиях революционных, кардинальных общественных перемен сознание, воплощенное в идеях, может опережать (порой весьма значительно) общественное бытие, воздействуя на него и заставляя его изменяться в соответствии (может быть частичным) с объективными потребностями общества. В этом смысле можно говорить, что сознание творит мир и только в процессе практики человек доказывает «истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления». В истории человечества общественное сознание неоднократно становилось материальной силой и предопределяло развитие общества. И в этом утверждении нет ни грани субъективизма, идеализма, непонимания научной истины о роли материальных отношений, экономического базиса.
Таким образом, общественное сознание, отражая многообразие связей и отношений объективного мира, может быть активной, нейтральной или пассивной общественной силой. В период революционных потрясений, коренных изменений в общественной жизни оно активизируется, начинает в большем объеме влиять на ход общественного развития. Залогом действенности общественного сознания в этом случае выступает степень глубины познания объективного хода общественного развития и использование его в исторической деятельности классов, социальных групп и слоев, их политических и общественных объединений.
В философии общественное сознание обычно рассматривается в двух измерениях: как теоретическое и как обыденное. В научной литературе при выявлении их сущности, роли и функций наиболее распространена точка зрения, которая противопоставляет их друг другу, отождествляет обыденное сознание с более низким его уровнем. Все это справедливо, пока осуществляется гносеологический анализ этого явления. Но, как показывает жизнь, в чистом виде ни то, ни другое не существует. Практика заставляет нас по-иному взглянуть на эту проблему — в общественной жизни мы имеем дело не с обыденным или теоретическим, а с реальным, практически функционирующим сознанием.
Социологическое же видение общественного сознания начало оформляться на рубеже XIX—XX вв., исподволь накапливая разрозненную информацию. Оно в значительной степени исходило из того, что общественное сознание возникает, функционирует и развивается как компонент практической деятельности общественного человека. Оно включено в эту деятельность и является моментом взаимодействия между предметом и человеком, которое существует в практической деятельности. Активность сознания находит свое выражение в избирательности, в целенаправленности, в специфических его характеристиках (акты сознания, их содержание, познавательные средства, цель и др.). Исследуя общественное сознание во всем его многообразии, социологическая мысль сосредоточила внимание на осмыслении феномена субъектов этого сознания, что привело к выводу о том, что его можно рассматривать и в социальном аспекте: как общественное, как групповое (классовое) и как индивидуальное (личностное). Для социологии важное значение имеет тот факт, что процесс усвоения личностью содержания общественного сознания детерминирован объективными и субъективными обстоятельствами. К объективным относятся условия общественного и личного бытия. Субъективные детерминанты освоения личностью содержания общественного сознания обусловлены той социальной атмосферой, которая создается в данном обществе и выражается в господствующих морали, традициях, национальных обычаях и других проявлениях духовности. Они также выражаются в ее социально-психологических особенностях, а также в таких социальных характеристиках, как мировоззрение, убеждения, интересы и т.д.
Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 1156 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!