Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Практика как специфически человеческий способ отношения к миру



. Практика - специфически человеческий способ отношения к миру

Исходное отношение человека к миру

Это преобразование внешнего мира предполагает наличие сознания. Сознание является специфическимпризнаком человека, но его происхождение и сущность можно правильно понять только в системе практически -преобразовательного отношения человека к миру.

В процессе преобразования мира человек создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия существования, которые не даны ему природой в готовом виде. Создавая эту новую реальность, человек развивает и совершенствует самого себя, свои творческие способности. Таким образом, именно реальное преобразование материального мира является основой всех других проявлений творчески активного начала.

Как и любое живое существо, человек вписан в окружающую среду, но способ включения человека в эту окружающую среду носит принципиально иной характер, чем отношение животных к окружающей среде. Этот способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем активного преобразования объективно существующих предметов и явлений внешнего мира и определяется как практика.

Генезис практики.

Для того чтобы понять сущность практики, ее роль в системе всей жизнедеятельности человечества, следует рассмотреть ее происхождение в процессе становления человека и сопоставить ее со способами воздействия на окружающую среду, свойственными животному миру. Практика как специфически человеческий способ бытия в мире представляет собой деятельность, которая обладает сложной системной организацией. Она включает в себя: 1) реальное преобразование внешней среды при помощи искусственно созданных орудий и средств (субъект - объектные отношения), тогда как животные ощущают, воспринимают, представляют мир лишь в той мере в какой вещи свойства и отношения окружающего мира имеют для них прямой или косвенный биологический смысл 2) общение людей в процессе и по поводу этого преобразования (субъект-субъектные отношения) и 3) совокупность норм и ценностей (ценностно-целевые структуры), которые существуют в виде образов сознания и обеспечивают целенаправленный характер практической деятельности.

Приспособительное поведение животных и практически-преобразовательная деятельность человека.

Опосредствуя свое отношение к действительности искусственно созданными орудиями и средствами ее преобразования, человек в своей познавательной деятельности выделяет объективные свойства и связи реального мира. Человек способен познавать мир так, как этот мир существует по своим объективным законам. И в этом состоит его отличие от животного.

2. Практика - основа всех форм общественной жизнедеятельности человека.

Поведение и деятельность.

С термином "поведение" в науке связана активность, система действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде, притом у животных только к природной, а у человека - и к социальной. Типичным примером социального поведения является адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путем следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам.

Присущей только человеку формой отношения к действительности является деятельность, которая, в отличие от поведения не ограничивается приспособлением к существующим условиям - природным или социальным, - а перестраивает, преобразует их. В случае адаптивного поведения при всей его возможной активности и оригинальности цели действий в конечном счете заданы, определены. Деятельность же, связанная с целеполаганием, с возможностью определять цели деятельности (и при том не под давлением внешних обстоятельств, а на основе решения субъекта) традиционно связана с философским пониманием свободы. Свобода - преодоление давления заданных человеку условий - будь то внешняя природа, социальные нормы, окружающие люди - как факторов, детерминирующих его поведение, предполагает способность строить собственную программу действий, которая позволяла бы выйти за рамки предписываемого наличной ситуацией.

Интегративные функции практики по отношению к другим формам жизнедеятельности.

В сфере реального отношения людей к миру - к природе, к обществу, к другим людям - формируются исходные стимулы развития всех форм человеческой культуры. Интегративную функцию практики по отношению ко всей системе человеческой деятельности в многообразии ее форм и разновидностей следует связывать прежде всего с тем, что в возможностях практически-преобразовательного воздействия человечества на окружающий его мир аккумулируются итоги и результаты культурного строительства человечества. Принципиальные границы и возможности развития человека определяет не окружающая человека природа, вообще не какие-либо внешние силы, а динамика практически-преобразовательной деятельности, которая расширяет спектр условий природного существования человека, совершенствует социальную среду его обитания и создает условия его духовного развития.

3. Структура практической деятельности и ее основные формы

Практика как единство объективной и субъективной сторон.

Структуру практической деятельности, которую можно представить как единство двух сторон: "субъектной" (человек с его способностями, целями и целесообразными действиями) и "объектной" (средства, исходные материалы и продукты, получаемые из исходных материалов благодаря воздействию средств деятельности). Надо иметь в виду, что в функции объекта практической деятельности могут выступать не только фрагменты природы, преобразуемые в

производстве, но и люди, "свойства" которых меняются, совершенствуются, развиваются. Поэтому человек может выступать и как субъект и как объект практического действия. Взятая в качестве общественно-исторического процесса, практика предстает как единство предметно-материального изменения природы и изменения общественных отношений, в процессе которого происходит развитие самого человека как субъекта практики.

Формы практической деятельности.

Исходной формой практической деятельности, лежащей в основе всех остальных видов и форм жизнедеятельности человека в целом, является материальная производственная деятельность, способ производства материальных благ. Развитие способа производства материальных благ является основной движущей силой всего общественного развития.

Преобразуя природу, созидая специфически человеческую среду обитания, люди преобразуют самих себя. Формирование и развитие общественных отношений также является необходимой формой практически-преобразовательной деятельности, направленной уже не на окружающую людей природу, а на самих себя, на свои отношения с другими людьми.

Наряду с производственной и социальной практикой можно выделить также ее особую форму, имеющую более узкую социальную значимость, но тем не менее необходимую в современном обществе. Все большую роль в обществе начинает играть наука, превращающаяся в непосредственную производительную силу и становящаяся средством управления социальными процессами. Научное познание по своей природе нацелено не только на отражение уже существующих объектов, которые могут быть получены и воспроизведены в способах практической деятельности, но и обладаетпроективно-конструктивной функцией, т.е. дает знание о таких объектах, которые можно освоить в производственной и социальной деятельности только в будущем. Проверка истинности знаний о таких объектах требует особой формы практики, в качестве которой выступает научный эксперимент.

Особое значение в современных условиях приобретает такая форма практики, как техническая деятельность.

Техника и техническая деятельность.

Термин "техника" происходит от греческого "techne"- что означает искусство, навык, умение. Оно двойственно по своему смыслу. Техника в первом смысле - это совокупность различных устройств, созданных человеком (машин, инструментов, транспортных средств), предназначенных для создания различных веществ, энергии и информации, их преобразования, хранения и использования в целях развития производства и удовлетворения различных непроизводственных потребностей.Техника в этом смысле может выступать и как средство производства, и как его конечный продукт. Техника во втором смысле представляет собой совокупность различных навыков, устойчивых образцов деятельности, особого рода умений. Примером этого рода может служить техника рисования, балетная техника, техника программирования и т. д. В самой сердцевине технической деятельности заложено диалектическое единство между материальными артефактами - те или иные устройства, созданные человеком - с одной стороны, и навыками, умениями, стандартами деятельности и соответствующими техническими знаниями - с другой.

Развитие техники и технической деятельности, с одной стороны, совершается под сильным воздействием творческой, конструктивной и проективной деятельности человека, а с другой стороны, служит ее объективной основой.

В современной западной философии существуют разные, практически противоположные, концепции техники. Одна из них, получившая название концепции " технологического детерминизма ", считает технику и технологию решающими факторами развития человечества. Политика, искусство, наука и культура оказываются целиком подчиненными механизму научно-технического прогресса. Вся власть в такой технологизированной цивилизации сосредотачивается в руках технической элиты - технократии. Другая концепция - антитехницизм - рассматривает технику, техническую деятельность как злого демона, созданного человеком и подчинившего себе своего создателя.

Обе концепции, при всей их видимой противоположности друг другу, имеют общую философскую предпосылку - признание неразрешимости противоречия между человеком с его притязаниями на свободу и неповторимую индивидуальность, с одной стороны, и техникой и технологией, уничтожающими индивидуальность, свободу и независимость, - с другой.

На протяжении тысячелетий, создавая необходимые материальные блага и искусственную среду обитания человека, техника в качестве своих негативных последствий приводила к разрушению естественной среды обитания и к дегуманизации труда. Однако эта же техника в новых общественных условиях может и должна служить базой для гуманизации технической деятельности, для использования современных наукоемких технологий в качестве средства реабилитации и сохранения естественной среды и освобождения человека от тяжелого рутинного, нетворческого труда. В этом коренится возможность соединить профессиональное, технологизированное мастерство с индивидуальным творчеством, гармонизировать и гуманизировать научно-технический прогресс.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 4773 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...