Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
После Аристотеля в истории философии специальное внимание разработке целостного учения о категориях уделили Кант и Гегель, выдвинувшие разные модели идеалистической интерпретации природы категорий.
У Канта рассмотрение природы категории проводится в контексте общего решения исходных проблем теории познания, в частности проблемы соотношения чувственного, опытного знания и знания рационального, логического. Представители эмпиризма (Ф. Бэкон, Д. Локк), рассматривая процесс познания как простой, непосредственный, зеркально-мертвый акт, полагали, что все знание о мире представляет собой продукт чувственного созерцания. Рациональное же знание, фиксируемое в понятиях и категориях, понималось в связи с этим как прямое и непосредственное обобщение и сокращение чувственного знания, т.е. как некая форма реализации последнего.
Рациональное объяснение кантовского понимания природы категорий можно дать, если учесть тот факт, что у него субъектом познания выступал взятый вне общественно-исторического процесса отдельный индивид с его познавательными и психологическими способностями. Само же познание мира представлялось не как основывающееся на общественной практике отражение реальной действительности, а как реализация функционирования указанных способностей. Индивидуальное сознание, таким образом, бралось вне связи с общественным бытием и общественным сознанием, а категории выступали лишь априорными формами индивидуального человеческого рассудка.
В учении Канта о природе категорий нашла также отражение глубокая идея о том, что знание есть не простое механически-зеркальное копирование вещей, а продукт активной деятельности субъекта. Наличие категорий в сознании субъекта представляет собой своеобразную интеллектуальную платформу, которая позволяет подходить к объекту познания с определенной меркой, контролировать и обрабатывать чувственный материал, создавать целостное представление о мире явлений. Категории у Канта — это мощные орудия интеллектуального действия, в которых находит выражение гносеологическая автономия субъекта познания.
В философии Гегеля эта идея Канта находит дальнейшее развитие на пути тотальной субстанциализации мышления. Идеалистически понятая активность мышления у Гегеля конкретизируется прежде всего в двух исходных принципах его абсолютного идеализма: тождестве мышления и бытия и способности духа к движению и развитию, которые и определили особенности гегелевского понимания природы категорий.
Подобно Канту, Гегель свое учение о категориях вплетает в ткань гносеологических проблем. Однако в отличие от Канта процесс познания он понимает не как игру логических и психологических сил взятого в качестве субъекта познания абстрактного и изолированного индивида, а как внеличностный процесс саморазвития мирового духа, реализующийся во всем многообразии определений бытия. У Гегеля поэтому гносеология совпадает с онтологией, причем так, что последняя сводится к первой.
Содержательность — это лишь одно измерение природы категорий в учении Гегеля. Другим не менее существенным моментом их природы выступает у него внутренняя связь категорий, реализуемая в процессе их развития. Абсолютная идея у Гегеля предстает в своем существовании как система органически связанных категорий. Взаимосвязь и субординированность категорий в философии Гегеля непосредственно обусловлены признанием их содержательности. Все они есть "образы", разные формы выражения и определения одного и того же, а именно — абсолютной идеи. Развитие же содержания последней фиксируется в переходах, изменениях и субординации категорий.
В абстрактной форме Гегель стремится раскрыть процесс возникновения каждой категории, описать содержание, приобретаемое ею в процессе собственного развития, выявить механизм содержательного перехода одной категории в другую и прежде всего превращения и отождествления противоположных категорий, таких, как качество и количество, конечное и бесконечное, необходимость и случайность и др. Главный труд Гегеля "Наука логики" представляет собой не что иное, как богатейшую экспозицию развития и взаимопревращения категорий. Целью своей "Логики" Гегель считал "изображение царства мысли философски, т. е. в его собственной имманентной деятельности, или, что то же самое, в его необходимом развитии”
Связь и развитие категорий у Гегеля имеют внутреннюю структурную организацию, определяемую единством абстрактного и конкретного, а также совпадением исторического и логического. Направление развития и характер субординации категорий в логике Гегеля обусловлены процессом восхождения мышления от абстрактного к конкретному. Место каждой категории в системе других категорий у Гегеля определяется мерой выражения в ней содержания абсолютного духа и ее ролью в определении последнего как единства многообразного. Поэтому процесс возникновения категорий в философии Гегеля оказывается совершенно оторванным от движения познания от чувственного к абстрактно-рациональному и представляет собой чисто логическую процедуру выведения последующих категорий из предыдущих. Иначе говоря, существование отдельно взятой категории предполагается наличием системы категорий, и наоборот. Поскольку при этом условии оказывается, что такая система содержит все необходимое для развертывания собственных компонентов, т.е. является для самой себя основанием, то чрезвычайно обостряется вопрос о том, с чего следует начинать такого рода систему. Последняя, по существу, предстала у Гегеля как сам себя реализующий логический процесс. А для такого процесса началом могло быть только одно — имеющиеся в нем противоречия.
Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 814 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!