Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общество как предмет философского исследования




Общество - совокупность людей, объединенных исторически обусловленными

социальными формами совместной жизни и деятельности. Для того,

чтобы представить общество во всем многообразии его явлений и

процессов, а также уяснить различные подходы к его изучению,

необходимо познакомиться с рядом основных положений и понятий, с

помощью которых могут быть объяснены структура общества, т.е.

характер взаимосвязей и взаимозависимостей его сторон, а также

механизмы его функционирования и развития. На пути

осмысления данных вопросов предстоит познакомиться с содержанием

концепций наиболее влиятельных течений и школ социальной философии,

внесших заметный вклад в понимание проблем развития общества. Все

это поможет представить общество как целостную социальную систему.

Предметом социальной философии является общество, взятое вовзаимодействии всех его сторон, т.е. как целостная социальнаясистема, также законы функционирования и развития общества. Это значит,что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественныеявления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне общества каксаморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы. Социальнаяфилософия рассматривает также взаимодействие между собой различныхобществ. В поле ее зрения находятся и те явления и процессы общественнойжизни, которые характеризуют развитие всего человечества. В этом случаепредметом социальной философии выступает исторический процесс в егоцелом взаимодействие его объективных и субъективных сторон, закономерностиего развития. Представители разных направлений социальной философии исходят изпонимания общества как определенной социальной системы («социальногоорганизма»). Рассматривая общество как систему взаимодействий людей, онирасходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовныеначала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности,духовные ценности и т.д.), другие видят основу в материальных потребностях иматериальных условиях общественной жизни. Но как бы там ни было,общество - это прежде всего совместная жизнь многих людей, активновзаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненнонеобходимых потребностей. В результате между ними складываютсяопределенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворенияих потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временемданные отношения приобретают устойчивый характер, и само обществопредстает как совокупность общественных отношений. В процессе своейпрактической деятельности - производственно-экономической, нравственной,духовной, социально-политической, научной - люди производят необходимыедля своего существования материальные и духовные блага, преобразуютприроду, создают необходимую для себя духовную атмосферу исоциокультурную среду. В процессе своей совместной деятельности люди вступают между собой вразличные отношения, чтобы решать насущные вопросы их общественной жизни.В философии общественные отношения рассматриваются сматериалистических или идеалистических позиций. Материалистическое, т.е.научное, понимание общественных отношений впервые выработаномарксизмом. Оно заключается в том, что все многообразные общественныеотношения - экономические, политические, правовые, нравственные и т.п. -делятся на первичные - материальные, базисные и вторичные - идеологические, надстроечные.Большой вклад в толкование общества как системы дано в учении К.Марксаоб общественно-экономической формации. Исходя из работ К.Маркса иФ.Энгельса, общественно-экономическую формацию можно истолковать какобщество на определенном этапе его развития с характерными для негоспособом производства, социальной структурой, политической системой идуховной жизнью. Выделяются такие общественно-экономические формации, какпервобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая икоммунистическая. Каждая из них характеризуется, во-первых, как качественноопределенный тип общества, во-вторых, как ступень общественного прогресса.Но Маркс не настаивал на том, что все страны должны пройти поочередноуказанные формации. Он указывал на особенности развития некоторых странВостока, прошедших через так называемый азиатский способ производства,отличный от тех, которые существовали в странах Европы. Другие страныпрошли не через все, а через три или четыре из названных формаций. Все этопоказывает неодномерность и многовариантность исторического процесса, егоразнообразие и сложность.

Общество – это прежде всего социальные связи, закрепленные социальными институтами (религия, армия, наука, образование и т.д.), сложившаяся при прежних поколениях и определ. жизнь в следующих поколениях

Экзистенциализм исходит из отдельного человека, как обладающего свободой выбора и способного определить свою жизнь и жизнь общества

Трактовка общественных процессов обусловлена ценностями ученого, его свободой выбора, а также эпохой, культурной ситуации, в которой он живет

Согласно неокантианству, в природе действуют законы и поэтому ее можно объяснять, а в обществе действуют нормы и правила, которые устанавливает сам человек, которые меняются от эпохи к эпохе, которые можно только описывать.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 1685 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...