Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Диалектика и метафизика как методы познания



Диалектика и метафизика - два противоположных метода
познания, разработанные в классической философии. Метафизический метод направлен на создание однозначной, статичной картины мира. Он характеризуется тем, что рассматривает вещи и явления изолированно друг о друга, сводит многообразие форм движения к какой-либо одной форме, например, механической, отрицает противоречивость движения и развития. Диалектический метод направлен на создание многокачественной, динамичной картины мира. Он характеризуется стремлением к установлению связей между вещами и явлениями, выявлению качественного своеобразия форм движения, рассматривает движение и развитие в их внутренней противоречивости. На основе этих философских методов позна-
ния формируются противоположные способы мышления - метафизический и диалектический.

Диалектика —философский подход, утверждающий, что существующий мир изменяем. (Гераклит, Пифагор, Аристотель, Скептики.)

Слово "диалектика" впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, (греч. беседую). Но ещё Гераклит (5-6 в. до н. э.) использовал в своей философии диалектический метод познания (не осознавая). Диалектика позволяет отражать чрезвычайно сложные, противоречивые процессы материального и духовного мира. Но это не простое констатирование того, что происходит в действительности, а орудие научного познания и преобразования мира. Диалектика требует гибкости мышления. Диалектика не терпит застоя и не налагает никаких ограничений на познание, его возможности: неудовлетворенность достигнутым — стихия, революционная активность — ее суть. "Революционная сторона в философии Гегеля— диалектический метод. Великая основная мысль — что мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой предметы находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются, причем поступательное развитие, при всей кажущейся случайности и вопреки временным отливам, в конечном счете прокладывает себе путь. "(Энгельс) Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного …"(Маркс) Диалектика — творческое учение, немыслимое без постоянного развития и обогащения. Отрыв ее от жизни, уход в область "чистой" теории приводит, как правило, к метафизике как её антиподу. Чтобы быть действенной теорией познания и преобразования мира, материалистическая диалектика должна постоянно перерабатывать новую социальную практику, усваивая живой опыт исторической деятельности, обогащаясь им и тем самым совершенствуясь. Это — условие ее жизненности.

Принципы диалектического познания:1) Принцип всеобщего развития (мир рассматривается как бесконечно развивающееся, изменяющееся); 2) Принцип противоречивости, развитее через противоположности (борьба противоположностей — источник развития мира); 3) Принцип всеобщей связи (в мире всё связано); 4) Принцип детерминизма (взаимодействия, обусловленность), (мир — некоторая система элементов, которые объединяются в силу некоторой закономерной связи); 5) Принцип системности (мир многообразен, но выстроен в закономерную систему)

Историческое формирование диалектики: 1. Античная диалектика (стихийная и наивная) знания не были подтверждены научно: Сократ, Платон, Гераклит, Зенон… 2. Классическая немецкая фил-я (19-19 вв.) Кант, Фихте, Гегель, Шелинг. 3. Материалестическая диалектика: Маркс, Энгельс.

Диалектический метод является средством осмысления действительности в природе (Пр. многообразных превращений элементарных частиц в физике), в обществе и в самом мышление и позволяет выявить закономерности их развития и научно предвидеть грядущее.

Метафизика — философское учение (подход), утверждающее неизменяемость существующего мира. Неизменность. Впервые термин "Метафизика" в смысле "антидиалектики" употребил Гегель. В новое время возникает понимание метафизики, как антидиалектического способа мышления как результата односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Изъяв некоторый объект из связи его с другим, мыслящий человек упускает из виду его роль в составе целого, в динамике этого целого.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 3319 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...