Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Из чего состоит интонация?



Составными элементами интонации являются особенности голоса: его высота (тональный рисунок, мелодика), громкость и тембр; ритм и темп речи, ударения и паузы.

Интонирование высказывания ограничено возможностями голоса говорящего.

Мелодика речи – движение голоса по высоте тона (сравните произнесение повествовательного и вопросительного предложения). Мелодика фразы создает ее интонационный рисунок.

Громкость – сила, интенсивность (от франц. intensif - усиленный) произнесения, связанная с усилением или ослаблением выдыхания. Этот компонент интонации играет особую роль в общении. Так, в деловом общении совершенно неуместна громкая речь: в общественных местах громко разговаривать не принято. Громкая речь обычно эмоциональна, но воспитанные люди не дают волю своим эмоциям в деловой обстановке. Слишком тихий голос также нежелателен в деловом общении. Окружающие будут считать обладателя тихого голоса робким, неуверенным человеком или постоянно станут переспрашивать его. Если человек не хочет, чтобы его слова были услышаны посторонними людьми, ему следует общаться наедине с интересующим его собеседником, но не шептаться с ним на глазах у остальных коллег.

Тембр голоса (от франц. timbre - окраска, характер звука) - своеобразная звуковая окраска голоса. Тембр индивидуален и зависит оттого, какие обертоны сопутствуют основному тону говорящего. Тембр может быть веселый, игривый, мрачный и т. д. Успех многих людей в известной мере приписывают тембру их голоса.

Средства массовой информации много писали о том, что, когда Маргарет Тэтчер начинала политическую карьеру, она брала уроки техники речи и упорно работала над собой, в частности, из-за того, что ее высокий голос звучал неубедительно, неавторитетно и не подходил главе правительства, не вязался с ее политическим образом.

Считается, что высокий пронзительный тембр голоса, если он преобладает у говорящего, раздражает, слишком низкий - утомляет. Но вообще низкий голос часто встречается у людей спокойных, самостоятельных, самодостаточных, уверенных в себе. Вряд ли будут воспринимать всерьез как делового партнера обладателя писклявого, детского голоса.

Голос - неотъемлемая составляющая облика человека, важный инструмент его профессиональной деятельности.

Даже постоянные характеристики голоса, типа акцента, разграничения мужского и женского тембров, могут приобретать дополнительные значения. Так, низкий мужской голос под воздействием кинематографических клише стал признаком мужественности. На радиостанции «Голос Америки» в период холодной войны намеренно привлекали к работе дикторов с иностранный акцентом, поскольку таковые психологически не воспринимались как «предатели».

Воздействующей силой обладает и приятный тембр голоса. Вот как в античном источнике описывается голос Клеопатры: «У нее был чудеснейший голос, и благодаря своему обаянию она умела разговаривать со всяким. Сидеть и слышать ее было великое наслаждение, поэтому она и могла повергнуть любого: и человека хладнокровного, и немолодого. Цезаря она решила поразить этим обычным способом и возложила на свою красоту все надежды на достижение благоприятного исхода дела» (Е. Федорова).

Анализируя облик специалиста в книге «Имидж - путь к успеху», Л. Браун пишет: «Голос обозревателя является такой же неотъемлемой частью его имиджа, как его внешность или журналистское мастерство».

Помимо особенностей голоса в интонации используются и другие акустические средства.

Ритм – чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов. Ритм служит основой организации художественного текста, особенно поэтического со стихотворными размерами: ямбом, хореем и пр.

Темп (от лат. tempus - время) речи – скорость протекания речи во времени и паузы между речевыми отрезками (сравните скороговорку и замедленную речь). Скорость речи зависит от индивидуальных качеств говорящего, его темперамента, готовности к общению, от содержания речи и ситуации общения.

Слишком быстрый темп речи свидетельствует о том, что человек очень взволнован. От слушателей требуется большое напряжение, чтобы следить за содержанием речи, они быстро утомляются. Слишком медленный темп речи говорит о том, что говорящий или с трудом подбирает слова, или не хочет говорить о чем-либо.

Пауза (от греч. Pausis – прекращение) – временный перерыв в звучании, разрывающий поток речи, вызванный разными причинами и выполняющий разные функции.

Паузы нужны аудитории, чтобы обдумать услышанное, подготовиться к восприятию важного слова, мысли. Паузы нужны оратору. Его речь начинается с паузы. Прежде чем начать, следует помолчать 5-7 секунд, чтобы аудитория рассмотрела вас и сосредоточилась на речи. Оратору эта пауза поможет сосредоточиться, снять лишнее волнение.

Пауза – это не просто молчание, перерыв в общении. Это продолжение разговора другими, невербальными средствами.

Различают паузы синтаксические и несинтаксические - вызываемые физиологическими и психологическими причинами. Среди психологических пауз выделяют паузы припоминания, умолчания, напряжения и др. Паузы отражают мыслительные процессы и могут свидетельствовать о затруднении говорящего в выборе слова или могут быть сделаны специально по какой-либо причине.

Неформальному деловому общению свойственны как короткие, так и длительные паузы. Чем торжественнее речь, чем официальней, тем больше в ней длительных пауз, например: заключительная речь на суде, официальное заявление, заключительное слово на научной конференции и т.д.

Фразовое и логическое ударения служат средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе.

Интонация различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров. Стилистическая функция интонации реализуется в оформлении разных интонационных стилей. Интонационный стиль – это разновидность интонационного оформления устного речевого высказывания, свойственная определенному жанру речи. Выделяют следующие разновидности интонационных стилей: информационный, научный, публицистический, художественный, разговорный.

Следует помнить о том, что интонационные характеристики речи говорящего различны в публичном выступлении перед большой аудиторией и в малой группе, в строго официальном и полуофициальном общении.

Остановимся на некоторых интонационных ошибках, которые встречаются в устной речи. В первую очередь это касается мелодики фразы. Дело в том, что в последнее время распространились модные интонации, имитирующие английские. Они типичны не только для молодежной среды, падкой на все западное, но встречаются и в речи некоторых телекомментаторов и общественных деятелей. Например, использование восходящего тона на ударном слоге последнего слова в повествовательных высказываниях не свойственно интонации русского языка. Нейтральная с эмоциональной точки зрения информация при произнесении таким образом приобретает неуместную экспрессивность.

Для выражения эмоций стали активно использоваться американские и английские междометия: вау, упс и др. Такие вкрапления в русскую речь, произнесенные с английской интонацией, в деловом, особенно публичном общении выглядят крайне нелепо.

Неряшливые, просторечные интонации свидетельствуют о невнимании к своей речи. А злоупотребление манеризмами, парафонизмами (м-м-м..., э-э-э...) говорит о невысокой речевой культуре говорящего и оказывает отрицательное воздействие на аудиторию.

Существуют и другие недостатки речи, связанные с мелодикой. Часто речь говорящего слишком монотонна, а следовательно, невыразительна. Она усыпляет собеседника. Поэтому нужно стремиться к мелодическому разнообразию речи.

Важно также обратить внимание на то, что по законам этикета мы не имеем права перехватить инициативу в разговоре, пока слышим интонацию незавершенности у собеседника. В противном случае мы отвлекаем, перебиваем его.

Итак, звуковая организация речи стоит того, чтобы над ней серьезно работали. Приятный голос, уместное интонирование подчеркивают профессионализм, а неприятный голос, местечковый говорок, просторечные интонации могут перечеркнуть многие достоинства человека, потому что у окружающих возникнет подозрение, что собеседник не обладает высокой культурой.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 2568 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...