Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Воспитание речевого голоса



Если есть необходимость в решении этой задачи, то начинать следует с усвоения этапов формирования голоса. На первом этапе в нашем сознании должна сложиться модель идеального голоса на основе знаний о нем. Затем выясняется, с помощью каких механизмов можно усовершенствовать свой собственный голос. На следующем этапе, в активном тренинге, вырабатываются умения и навыки.

Несколько правил использования голоса при выступлении:

• Оцени ситуацию общения (размеры помещения, количество присутствующих) и выбери оптимальное звучание голоса, чтобы не тратить лишних сил (помни об адаптивности голоса).

• Направляй свой голос в аудиторию (помни о полетности голоса).

• Избегай однообразия звучания, шире используй диапазоны силы, гибкости, тембра.

• Помни о воздействии голоса на аудиторию, о его суггестивности и благозвучии.

О собственном голосе следует заботиться. Существует даже особое понятие «гигиена голоса».

Гигиена голоса – совокупность мер по сохранению высокой работоспособности голосового аппарата. Можно выделить три направления в этой работе:

• гигиена дыхания (вдох через нос);

• гигиена питания (пища и напитки не должны травмировать слизистую оболочку глотки и гортани);

• психогигиена (избегание переутомления голосового аппарата, чрезмерных эмоций, монотонности звучания речи).

[<<Назад] [Вперед>>]
             
Оглавление Модуль 1. Педагогическая риторика
  • Риторическая культура педагога
  • Речевое педагогическое общение
  • Педагогический этикет
  • Задания
  • Литература
Модуль 2. Невербальное поведение педагога
  • Невербалика в общении
  • Аспекты невербального поведения
  • Правила невербального поведения
  • Типология невербальных средств
  • Задания
  • Литература
  • Галерея "Человек говорящий"
Модуль 3. Техника говорения
  • Значение техники говорения в общении
  • Речевое дыхание
  • Голос
  • Дикция
  • Интонация
  • Задания
  • Литература
  • Мысли о голосе
Модуль 4. Публичная речь
  • Типы речей
  • Речевое воздействие
  • Задания
  • Литература
  • Мысли о говорении
Модуль 5. Урок как текст
  • Урок как текст
  • Речевые жанры урока
  • Ведущий монолог
  • Задания
  • Литература
Модуль 6. Педагогический монолог
  • Цели и жанры монолога
  • Объяснительная речь
  • Обобщающая речь
  • Задания
  • Литература
Модуль 7. Педагогический диалог
  • Типы диалогов
  • Диалог на уроке
  • Полемический диалог
  • Задания
  • Литература
                      ТЕХНИКА ГОВОРЕНИЯ 4. Дикция
[ <<Назад] [Вперед>> ]
         

Термин дикция (от лат. Diktio – произнесение речи) используется в двух значениях:

• разборчивость устной речи, степень отчётливости произнесения. Чёткая артикуляция создаёт впечатление, что человек уверен в себе, знает то, о чём говорит;

• манера говорения - это характерные для каждого индивидуума особенности: темп речи, продление или редукция гласных звуков, особые модификации интонации.
Наблюдатели отмечают следующие недостатки в манере говорить: эканье, продление гласных, чмоканье, назализацию и пр.

Дикция как составная часть техники устной речи играет не менее важную роль, чем, например, голос. Известно, что блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена невнятно, с запинками. И, наоборот, малосодержательная речь, произнесённая фонетически безупречно, может произвести благоприятное впечатление. Это сравнение, конечно, не является советом готовить малосодержательные речи, оно лишь показывает значительность той роли, которую играет разборчивость звучащей речи.

В современном общество ускорился темп общения, темп речи: люди пытаются на минимальный отрезок времени передать максимум информации. Если у говорящего отсутствует хорошая дикция, то это может привести к потере смысла и разрыву коммуникации.

В чем же причина плохой дикции и можно ли ее совершенствовать?

На первый вопрос интересный ответ дан в заметке «Компьютер заикается»:

«Во дворе трава, на траве – дрова» - почему эту с детства знакомую скороговорку и взрослому нелегко произнести правильно? Ответить на этот вопрос попытались математики.

Известно, что при разговоре возбуждаются нейроны мозга, причем каждый из них различает определенный звук. Составив программу для компьютера, ученые Рочестерского университета смоделировали этот сложный процесс. Компьютер, как и мозг, стал воспринимать речь в виде набора звуков. Когда же настало время быстро напечатать слова на бумаге, компьютер начал делать те же ошибки, что и человек. Проще говоря, заикаться. Отсюда вывод: говоря скороговоркой, мы произносим слова неправильно не потому, что заплетается язык – ошибается сам мозг. Ученые надеются, что их исследования помогут найти причины, а значит, и способы лечения нарушений речи».

Совершенствование дикции является профессиональной необходимостью прежде всего для актеров, поэтому в литературе, адресованной им, мы можем найти ответы на свои вопросы.

К.С. Станиславский дал следующие советы, касающиеся дикции:

• Оценивай в своей речи не только фразу, но и каждый ее слог, каждый звук.

• Недопустимы явные недостатки: гнусавость, шепелявость.

• Не комкай начала и концы слов.

• Произноси звуки четко.

• Главное, особо важное выделяй не только голосом, но и дикцией.

Усвоив советы великого режиссера, можно приступать к пошаговому улучшению собственной дикции:

1) диагностика собственной дикции: самоанализ, оценки окружающих;

2) развитие слуховой наблюдательности: анализ и копирование образцового произношения дикторов, выявление небрежного произношения в речи других и в собственной речи;

3) развитие дикции с помощью специальных упражнений.

В системе упражнений наиболее эффективны следующие:

• вокальные упражнения– исполнение песен в быстром темпе;

• чистоговорки – произнесение трудных с точки зрения дикции фраз;

• скороговорки – быстрое произнесение чистоговорок;

• мышечные упражнения – «камешки во рту».

Из описанных упражнений можно составить индивидуальный тренировочный комплекс, учитывающий поставленный диагноз. Комплекс может включать разогрев дыхания, артикуляционную гимнастику и голосовые упражнения.

[<<Назад] [Вперед>>]
             
Оглавление Модуль 1. Педагогическая риторика
  • Риторическая культура педагога
  • Речевое педагогическое общение
  • Педагогический этикет
  • Задания
  • Литература
Модуль 2. Невербальное поведение педагога
  • Невербалика в общении
  • Аспекты невербального поведения
  • Правила невербального поведения
  • Типология невербальных средств
  • Задания
  • Литература
  • Галерея "Человек говорящий"
Модуль 3. Техника говорения
  • Значение техники говорения в общении
  • Речевое дыхание
  • Голос
  • Дикция
  • Интонация
  • Задания
  • Литература
  • Мысли о голосе
Модуль 4. Публичная речь
  • Типы речей
  • Речевое воздействие
  • Задания
  • Литература
  • Мысли о говорении
Модуль 5. Урок как текст
  • Урок как текст
  • Речевые жанры урока
  • Ведущий монолог
  • Задания
  • Литература
Модуль 6. Педагогический монолог
  • Цели и жанры монолога
  • Объяснительная речь
  • Обобщающая речь
  • Задания
  • Литература
Модуль 7. Педагогический диалог
  • Типы диалогов
  • Диалог на уроке
  • Полемический диалог
  • Задания
  • Литература
                      ТЕХНИКА ГОВОРЕНИЯ 5. Интонация
[ <<Назад] [Вперед>> ]
         

Особая роль интонации в общении осознавалась людьми с давних пор. По свидетельству современников, древнегреческий философ Сократ высказывал свое мнение о человеке только после того, как слышал его голос. Сократу принадлежат слова: «Заговори, чтоб я тебя увидел».

Что же такое «интонация»? Какова ее роль в общении?

Интонация (от лат. intonare - громко произносить) – звуковая форма высказывания, служащая для передачи мыслей и чувств говорящего.

В общении интонация выполняет различные функции, прежде всего коммуникативную. Интонация создает тональность общения, то есть ту атмосферу, которая либо способствует взаимопониманию, либо затрудняет его. По М.М. Бахтину, «правильная» (нужная в данных условиях) интонация рождается, вытекает из общности оценок говорящих, из их принадлежности некоторому сообществу. Интонация должна совпасть с данной аудиторией, с ситуацией общения, только тогда она будет понята и принята.

Трудно переоценить значение интонационного рисунка для передачи содержания речи. Ученые утверждают, что 30-40% информации не усваивается, если интонация «не та», то есть, не соответствует содержанию речи. Насчитывают свыше 20 типов интонаций, выражающих различные смыслы и чувства. Еще Аристотель завещал нам «о значительных вещах не говорить слегка, а о пустяках – торжественно (в противном случае стиль кажется шутовским); о вещах похвальных – говорить с восхищением, о вещах, возбуждающих сострадание, - со смирением».

Интонация в большей степени, чем остальные невербальные средства, передает истинные оценки и эмоции говорящего, его отношение к содержанию высказывания, его значимости, степени его желательности и пр. Ее трудно подделать. Не случайно К.С. Станиславский утверждал: «Интонации научить нельзя».

Интонация оказывается более надежным каналом воздействия, чем слова. «Мелодические рисунки являются готовыми формами, которые хранятся в человеческой памяти как определенный запас интонаций родного языка, родной речи. Они – основа общественного воздействия в речевом общении. За них «цепляется» наш слух. По ним верно воспринимаем и осмысляем речь говорящего и даем оценку ему», - считает З.В. Савкова.

Интонация многое может сказать о личности говорящего: об особом индивидуальном стиле общения и о сиюминутном состоянии собеседника (спокойствие, взволнованность, уверенность, усталость и т.п.). Она поможет распознать искренность и фальшь.

Мы не всегда задумываемся, с какой интонацией нужно произнести фразу и как благодаря интонации меняется смысл высказывания. Возьмем, например, слова «да» и «нет» в качестве ответных реплик в диалоге. «Да» может выражать согласие с собеседником, удивление, восторг, сомнение, отрицание... «Нет» - категорическое несогласие, размышление, сомнение... Бернард Шоу очень тонко заметил: «Есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет» и только один способ это написать».





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 1258 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...