Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Взаимозависимость философии и частных наук



Одна из важнейших закономерностей развития науки – взаимо­зависимость философии и частных наук. В основе этой взаимоза­висимости лежит взаимосвязь всеобщего, являющегося предметом философских наук, и особенного, служащего предметом частных наук. Поскольку всеобщее существует только через особенное, во всей массе особенных, а особенное – только в связи со всеобщим, философское и частнонаучное знание вне их органической взаимосвязи обнаруживает принципиальную неполноту.

Зависимость философии от частных наук заключается в том, что она не имеет никакого другого первичного материала, из которого можно было бы выводить свою теорию, кроме фактического и теоретического материала частных наук, прежде всего – фундамен­тальных. Философское исследование, используя специфи­ческие фило­софские формы абстракции, связанные с категориями философии, производит дальнейшую глубокую проработку эмпирического и теоретического материала науки, обнаруживая в нем имплицитное содержание, которое заключает в себе масса особенных предметов и явлений, изучаемых частными науками. При этом философия исходит не из всего детализированного массива фактов и теории частных наук, а из основного и обобщенного совокупного фактического и теорети­ческого материала науки. Став научной, философия оконча­тельно определяет свой предмет, отношение к частным наукам. Ее взаимосвязь с ними становится глубокой и продуктивной, поскольку философия приобретает адекватный науке характер и обладает неисчерпаемым теоретическим потенциалом.

Обусловливая содержание и само существование философии, частные науки в свою очередь находятся в глубокой зависимости от нее, даже если ученый этого не осознает. Смысл этой зависимости заключается в том, что особенное, как предмет частных наук, не может быть понято вне связи со всеобщим и потому должно дополняться, в явном или неявном виде, философским объяснением. Научная философия дает глубоко разработанную картину мира и его познания, трактовку сущности мира и человека, обусловливая поэтому глубокое и органическое вторжение философской мысли в структуру частнонаучного знания. Связь диалектико-материалистической фило­софии с частными науками осуществляется преимущественно через решение крупнейших, узловых проблем естественных, общественных и технических наук. К ним следует отнести прежде всего проблемы природы основных областей действительности, изучаемых фунда­ментальными науками, развития этих областей, обладающего в каждой из них не только особенными, но и всеобщими чертами, а также проблемы человека, к которой каждая наука так или иначе приходит. В физике эта связь проявилась в так называемом антропном принципе. Поскольку возникновение человека коренится в самой природе мира, каждая из фундаментальных наук содержит в себе тот или иной вариант антропного принципа. Маркс в свое время предсказал великое объединение наук о природе и наук о человеке. «Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука».[22]

По мере фундаментализации частных наук роль философии будет резко возрастать. Особенно велика роль философии для системы наук об обществе. В наше время создание научных теорий ни в одной общественной науке невозможно без прямого и непосредственного участия идей и категорий научной философии, которая изучает всеобщую и особенную сущность человека. Так, политическую экономию, рассматривающую экономическую деятельность человека и общества человек интересует прежде всего как производительная сила. Однако без понимания того, почему человек способен к творчеству, безгранична ли эта способность, т.е. без представления о человеке как творце новой реальности, экономическая наука не может создать глубокую экономическую теорию. Точно так же политическая экономия не может не учитывать роли духовного (науки, теории) в создании новой реальности. Но в духовную сферу она вторгается не так, как это делает философия, не исследует природу духовного, его соотношение с материальным, диалектику их взаимопереходов. Огромную роль духовной сферы, прежде всего знания, в принци­пиальной форме раскрыли Маркс, Энгельс, Ленин. В ХХ в. роль науч­ного знания основательно исследована теорией постиндуст­риального общества. Дж. Сорос в книге «Кризис мирового капитализма» отмечает, что современная экономическая деятельность, в особенности финансовая, невозможна без глубокого знания механизмов двухсторонней связи материального и духовного, активного влияния сознания на экономические процессы.

В свою очередь создание принципиально нового взгляда на мир, человека, историю опиралось не столько на обобщение философского материала, сколько на обобщение естественнонаучного и общество­ведческого материала. Правильное осознание роли труда в жизни общества и формулировка принципиально новых воззрений были бы невозможными без анализа эволюционной теории Дарвина и в особенности трудовой теории стоимости, которая впервые выявила главный материальный фактор общественной жизни – материальный труд. Признав труд в качестве единственного источника мате­риального богатства, Смит сделал существенный шаг к материализму в понимании общественных явлений. И хотя он не дал еще адекватного истолкования основному материальному фактору развития общества, в понимании роли труда в жизни общества он стоял выше Гегеля, рассматривающего труд как проявление объективного духа, как сравнительно простую духовную деятельность, которая не поднимается у него выше уровня рассудка. Признав орудия труда в качестве показателя господства человека над природой, Гегель ставит их выше непосредственного живого труда. Орудие «стоит выше как процесса труда, так и обрабатываемого объекта, а также наслаждения, или цели… В своих орудиях человек обладает властью над внешней природой, тогда как в своих целях он скорее подчинен ей».[23] Ибо человек «доказывает свою всеобщность» не трудом как таковым, а созданием многообразных потребностей и средств их удовлетворения, умножение которых «уходит в бесконечность». С разделением труда увеличивается его производительность, но «абстракция в производстве делает труд все более механичным», и, в конце концов, человек может «уступить свое место машине».[24] Однако, как диалектик, Гегель формулирует идею общественного характера человека. Каждый индивид должен «ориентироваться на другого», поскольку потребности и средства суть «бытие для других». В силу этого «все частное становится, таким образом, общественным».[25]

Гегель первым обосновал необходимость связи политической экономии с философией, без которой она, по его мнению, не может иметь собственное лицо. В понимании предмета политической экономии он стоял выше крупнейших экономистов своего времени – Смита и Рикардо. Смит видел главную задачу политической экономии в том, чтобы описывать и систематизировать хозяйственные явления, искусственно подгоняя теорию под практику. Рикардо ограничивал ее задачу исследованием законов распределения общественного продукта. Он считал, что политическую экономию следует скорее назвать исследованием о законах, на основе которых продукт труда распределяется между классами, участвующими в его создании. По Гегелю, политическая экономия должна встать над эмпирическим здравым смыслом, проникнуть в глубь экономических процессов и установить их взаимную связь. «Прежде всего достойно внимания это взаимодействие, в которое сначала не верится, ибо кажется, что представлено произволу единичного; оно имеет сходство с планетной системой, которая всегда являет взору лишь непра­вильные движения, но законы которой все-таки могут быть познаны». Задачей политической экономии, с точки зрения Гегеля, является обнаружение необходимости, скрытой под маской случайностей, и только такая наука «делает честь мысли, так как она отыскивает законы, действующие в массе случайностей».[26]

Хотя гегелевское понимание истории было прямой теоретической предпосылкой нового материалистического мировоз­зрения, решающая роль в его создании, утверждении и обосновании принадлежит политической экономии, над которой Маркс работал в течение двадцати пяти лет, с добросовестностью, не имеющей себе равной.

Первым толчком к занятиям экономическими вопросами послужила деятельность Маркса в качестве редактора «Рейнской газеты». Пытаясь объяснить коренные социально-экономические проблемы Германии того времени, он первоначально исходил из гегелевской философии права, однако вскоре приходит к выводу, что «правовые отношения, точно так же, как и формы государства, … коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель… называет «гражданским обществом», и что «анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии».[27] Знакомство в Париже с английской и французской экономической мыслью, а также статьей Ф. Энгельса «Наброски к критике политической экономии» привели его к общему результату – созданию основ материалистического понимания истории, ставшему «руководящей нитью» в его дальнейших экономических исследова­ниях. К признанию определяющей роли производства в общественной жизни пришел и Энгельс, но путем исследования положения рабочего класса Англии.

Второй толчок к разработке экономической теории дала «Философия нищеты» Прудона, в которой последний выступил с критикой буржуазной политической экономии и коммунизма. Прудон полагал, что принудительное установление эквивалентного обмена способно уже в рамках буржуазного общества ликвидировать эксплуатацию. Борьба с прудонизмом, проповедовавшим «низверже­ние денег и превознесение товара в качестве существа социализма», требовала разработки экономической теории, выяснения сущности и места денег в капиталистическом товарном производстве. В «Нищете философии» (1847) Маркс показал, что экономическое учение Прудона, претендующего на последнее слово в политической экономии, на деле является шагом назад по сравнению со Смитом и Рикардо, которые не сводили стоимость товара к «стоимости труда» и источником прибыли считали прибавочный труд. Полемизируя с Прудоном с позиций рикардовой теории стоимости, Маркс осознает недостаточность трактовки труда как товара, но собственного решения этой проблемы еще не дает. Однако он формулирует ряд важнейших положений своего экономического учения: об изменении произ­водственных отношений с изменением способа производства, эконо­мических категориях как теоретическом выражении реальных отношений производства и обмена, производственных отношениях как отношениях между людьми по поводу вещей. Позднее Маркс так оценивал «Нищету философии»: «В этой книге содержится в зародыше то, что после двадцатилетнего труда превратилось в теорию, развитую в «Капитале»».[28]

С переездом Маркса в Лондон сложились благоприятные условия для занятий политической экономией, связанные прежде всего с обилием литературы по истории политической экономии и вступлением капитализма в новую стадию развития. Это побудило Маркса «приняться за изучение предмета с начала и критически переработать новый материал». Пятидесятые годы стали решающим этапом в разработке экономической теории. В Англии, бывшей тогда классической страной капитализма, в поле зрения Маркса находились истоки и важнейшие особенности капиталистического способа производства, экономические кризисы, а также история земельной ренты, денежного обращения, техники. В этот период им подготовлена «Экономическая рукопись 1857–1858 гг.», в которой дана научная трактовка стоимости и прибавочной стоимости, соотнесение послед­ней с нормой прибыли, падением нормы прибыли, а также работа «К критике политической экономии», опубликованная в 1859 г.

Применение нового философского мировоззрения в качестве метода исследования самой сложной формы действительности – развивающегося капиталистического производства, проникновение в сущность и законы этой действительности являлось наилучшим способом для доказательства состоятельности принципиально новых взглядов на мир, человека, социализм. Как Маркс отмечал в 1880 г., «чтобы расчистить путь социализму критическому и материалис­тическому, стремящемуся сделать понятным действительное историческое развитие общественного производства, надо было резко порвать с этой идеалистической политической экономией, последним воплощением которой был, сам того не сознавая, Прудон».[29] Первоочередной задачей становится объяснение того глубинного механизма, который регулирует отношение между трудом и капиталом, лежит в основе капиталистической эксплуатации, т.е. создание «политической экономии рабочего класса, выраженной в научной форме».





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 377 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...