Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Какой должна стать философия ХХI века?



Существующая научная философия, на наш взгляд, представляет абстрактно-всеобщую форму или «срез» научного материализма и диалектики. Абстрактно-всеобщая теория – это теория, отображающая наиболее общие, предельно общие свойства, формы, законы реальности. Несомненным достижением марксистско-ленинской философии было доказательство всеобщности важнейших положений материализма и диалектики, в особенности ее законов. Вместе с тем, чем больше степень обобщения действительности и чем оно, следовательно, ближе, по известной оценке, к действительности, тем оно в другом, более глубоком отношении, отходит от действительности. Законы диалектики настолько всеобщи, что все реальные события, например возникновение жизни и человека, оказываются по отношению к ним частными случаями, равноценными другим «частным случаям»: возникновению Н2О, извержению вулкана, падению дождя, революции во Франции. Предельно общие законы диалектики не способны объяснить возникновение особенного как особенного, в его особенности, они означают лишь то, что везде происходят качественные скачки «вообще», отрицание «вообще» и т.д. Ленин, упрекавший Энгельса в том, что у последнего диалектика выступает в виде «суммы примеров», фактически обнаружил указанный недостаток абстрактно-всеобщей диалектики.

Гениальность Гегеля проявилась в том, что он понял недостаточность абстрактно - всеобщего и предпринял попытку создания конкретно-всеобщей философской теории на базе объективного идеализма. В силу ограниченности этой философской основы предпринятая Гегелем попытка, содержавшая ценнейшее «рациональное зерно», оказалась, в конечном счете, неудачной. Марксизм воспринял идею движения от абстрактного к конкретному, перевел ее на рельсы научного материализма, однако реально воплотил ее преимущественно в теории политической экономии («Капитал»). В области философии же эта идея осталась в виде отдельных набросков и рекомендаций, которые оказались в советской философской науке почти не реализованными. Наиболее явственно программа перехода к конкретно-всеобщим понятиям, логике и смыслу была выражена Лениным в его трактовке понятия материи, которое, по мысли Ленина, должно бесконечно развиваться в связи с новыми открытиями частных наук.

Следует отметить, что научная концепция человека в существенной мере носит еще абстрактно-всеобщий характер. Это обусловлено тем объективным обстоятельством, что на наличном уровне развития общества человеческая сущность проявилась еще существенно неполно. Глубина и полнота понятий науки зависит не только от уровня развития самой науки, но также от того, несколько развит предмет науки, насколько выявилась его сущность в самих объективных проявлениях. Происходящие глубинные изменения в современном обществе позволят в будущем дать более глубокую и развернутую (конкретно-всеобщую) трактовку человеческой сущ­ности. Эти изменения связаны с объективным процессом вытеснения товарного производства посттоварным, который был предсказан Марксом.

Версия современной формы научной философии, диалектического и исторического материализма разрабатывается нами, а также сотрудниками кафедры философии Пермского государственного классического университета, сотрудничающими с нами философами вузов СССР, России, СНГ, с 1960-х гг. В 1990-х гг. она получила окончательное концептуальное оформлением и определение как конкретно-всеобщая теория диалектического и исторического материализма. [17] По этой версии защищены двенадцать докторских и более двадцати кандидатских диссертаций, готовятся новые диссертационные исследования. Издано более сорока монографий и столько же межвузовских сборников теоретических статей. Объем публикаций по предложенной версии – более тысячи печатных листов. В задачу настоящей книги не входит сколько-нибудь развернутое изложение концепции версии, поэтому ограничимся далее лишь ее наиболее общими, исходными положениями.

Наиболее общей основой концепции выступает понятие конкретно-всеобщего: всеобщего, в сокращенном и обобщенном виде включающего в себя особенное и единичное.

Способ такого включения, в первоначальном виде и на известной основе описанный Гегелем как содержание «в-себе», нуж­дается в новой интерпретации и языке, изложенных в перечисленных ранее (в сносках) наших исследованиях. Концепция современной формы научной философии, основанной на понятиях, логике и смысле конкретно-всеобщего рассматривается нами как реализация прог­раммы, в первоначальном и несовершенном виде сформули­рованной Гегелем, на диалектико-материалистической основе реализованной в «Капитале» К.Маркса и представленной лишь в набросках и отдельных принципиальных положениях в философии марксизма, включая советскую философию.

Если абстрактно-всеобщая теория диалектического материализ­ма основывается на предельно общих понятиях материи вообще, развития вообще,законах развития вообще, теоретически уравнивая все особенное (все развивается по одним и тем же законам), если особенное (жизнь, человек) не входит в состав ни одного закона диалектики, то конкретно-всеобщая теория строится на основе стержневой концепции единого, закономерного мирового процесса, из бесконечного числа ступеней которого мы знаем пока лишь четыре – физическую, химическую, биологическую и социальную.

Проницательность Гегеля замечательным образом проявилась в его оценке абстрактно-всеобщего как мертвого и неподвижного, что осталось совершенно не замеченным рассудочным, по его опреде­лению, мышлением. Главной целью научного исследования всегда выступает поиск предельно общего в действительности, прежде всего законов, отвлеченных от всякой примеси особенного, частного. Однако это в конечном счете превращает общие понятия в нечто мертвое и неподвижное, поскольку развитие всегда есть процесс, разыгрывающийся в сфере особенного, в последовательности особенного.

Абстрактно-всеобщая теория является своего рода первой ступенью теории, конкретно-всеобщая выступает в качестве следующего яруса или ступени философской теории, опирающейся на ее принципиальное, абстрактно-всеобщее основание.

Важнейшим, с нашей точки зрения, достижением конкретно-всеобщей философской теории является то, что особенное – физическое, химическое, биологическое и социальное – получает, в сочетании с конкретно-научным подходом физики, химии и других наук, полное объяснение, в то время как три абстрактно-всеобщих закона диалектики, фиксируя развитие вообще, такого объяснения не давали. Из абстрактно-всеобщих законов диалектики нельзя содержательно вывести возникновение человека как материального существа, обла­дающего сознанием. Характерно, что абстрактно-всеобщая диалек­тика не была глубинно связана с основным вопросом философии, поскольку она не объясняет возникновение особенного, человека, не содержит терминов жизнь, человек, в то время как основной вопрос философии – это вопрос об отношении сознания, человека, как особенного, к материи, как единству всеобщего и особенного. Не случайно, что Ленин ставил задачу соединения принципа материального единства мира с принципом развития. [18]

Основой исторического материализма, в его конкретно-всеобщей трактовке, выступает идея «единого, закономерного исторического процесса», которая введена Лениным как стержневая идея материалистического понимания истории.[19] Представляется, что в традиционном изложении исторического материализма конкретно-всеобщий подход получил более явственное выражение, чем в традиционном изложении диалектического материализма – в концепции закономерного формационного процесса. В нашей версии современной формы исторического материализма конкретно-всеобщая парадигма выражена в концепции исторического процесса как выражения и развития родовой и индивидуальной человеческой сущности. По нашему убеждению, такая трактовка общества и его развития составляет действительную глубинную сущность социально-философской концепции К.Маркса и В.И.Ленина.[20]

К сожалению, в отечественной философии она не получила достаточно адекватного выражения и развития. Более того, ряд «бывших марксистов» в последние годы полностью игнорируют Марксову концепцию человеческой сущности исторического процесса. Такая позиция выражена в уже упомянутой книге Т.И.Ойзермана «Марксизм и утопизм».

Важным моментом диалектического и исторического мате­риализма является концепция человека. В соответствии с основной структурой марксистской философии – диалектическим материализ­мом как учением о всеобщем и историческим материализмом как учением об особенного рода особенном (обществе) — следует различать всеобщую и особенную концепции человека, или концепцию «человека в бесконечном мире» и «человека в обществе», образующие единую научную философскую концепцию человека. Следует заметить, что все аспекты или части научной философии, включая, кроме ядра марксистской философии – диалектического и исторического мате­риализма – аксиологию, логику, эстетику, этику и другие, содержат в качестве своего непременного компонента соответствующую концепцию человека – «человека логического», «эстетического», «этического» и т.д.

Согласно всеобщей концепции человек есть высшая форма материи, «высший цвет материи», возникающий «с железной необхо­димостью» (Энгельс) в «едином, закономерном мировом процессе», способный к бесконечному познанию и преобразованию мира. Человек – единство конечного и бесконечного, всеобщего, особенного и единичного, микрокосм, в обобщенном и сокращенном виде несущий в себе бесконечное многообразие мира. Человек – высшая ценность в мире. Выраженная предельно кратко родовая, или всеобщая, сущность человека – производство самого себя. Человек – единственное в мире бытие, производящее самое себя, свою сущность.

Родовая сущность человека есть единство родовых «сущностных сил». В классическом марксизме выделяются прежде всего два важнейших уровня сущностных сил человека: актуальный и потенциальный. В первом из них сущностными силами человека выступают материальный труд, общение и сознание (интеллект,мышление). Второй составлен способностями и потребностями. Диалектика этих сущностных сил составляет основное содержание, ядро материалистического понимания истории. Однако родовая сущность человека включает ряд других сущностных сил, получивших существенное исследование в общефилософском и социально-философском учении марксизма, советской философии.

На основе названных базисных уровней сущностных сил человека необходимо выделить также коллективность и индиви­дуальность, родовое и индивидуальное, свободу и ответст­венность. Несомненно, можно выделить и другие свойства человека как его важнейшие сущностные силы. Однако полная система сущностных сил человека, характер связи между ее моментами еще далеко не исследованы.

Человеческая сущность имеет интегральный характер: она есть синтез бесконечной последовательности предшествующих сущ­ностей, бесконечной последовательности основных форм материи, «запись» бесконечного числа «текстов», которые мы должны расшифровать.

Всеобщее выражено в человеке наиболее полным и целостным образом. Особенное в человеке так же является результатом аккуму­ляции содержания предшествующих форм материи и возникновения собственно социального в человеке. Поскольку человек как особенное несет в себе всеобщее, выраженное в его наиболее полном и концентрированном виде, он есть не рядовое особенное, а особенное особенное, высшее особенное, несущее в себе всю полноту всеобщего.

Наконец, человек есть единичное, или индивидуальное. При этом человек – не рядовое единичное, а высшее, наиболее богатое единичное, несущее в себе всю полноту всеобщего и особенного в их обобщенном, концентрированном, сокращенном виде. Человек обладает наивысшей индивидуальностью, поскольку несет в себе всеобщее и особенное в их основной полноте и всесторонности. Индивидуальная сущность человека в определенном смысле тождественна родовой: она есть сколок с родовой сущности, с ее системой родовых сущностных сил, представляет собой индиви­дуализированную родовую сущность. Если в живой природе ни один биологический вид, ни одна особь не несет в себе всей системы родовых жизненных свойств, не может быть универсальным представителем живого, не может служить «типичным выражением» живого вообще, человеческий индивид представляет собой «сколок», индивидуальную копию человека вообще, родового человека.

Сущность и «смысл» индивидуализации бытия в процессе развития материи заключается в том, что возникающие новые свойства, способы существования могут реализоваться только через их индивидуальное осуществление. Труд, мысль, общение, потребности и способности и т.д. могут возникать и существовать только как свойства индивидов и, через это, как родовые свойства.

Особенно сложная проблема философской теории человека – характер всеобщего в человеке. Человек – единство всеобщих моментов. Всеобщее – это материя, движение, развитие, необходимость, случайность, возможность, сущность, законы и т.д. В реальном мире все эти моменты существуют только через все многообразие вещей и явлений, в «разлитом» или «распределенном» виде, при этом в каждой области мира или явлении – в своеобразном, например, макрофизическом или микрофизическом варианте. В человеке эти «категории», или всеобщие моменты заложены в их обобщенном, полном, действительно всеобщем виде: материя в форме высшей, универсальной, развитие – в его полном, универсальном виде, необходимость и случайность – как универсальные необходимость и случайность и т.д. Вместе с тем всеобщие моменты существуют в человеке как автономной сущности. Человек – автономизированная и индивидуализированная система всеобщего. Такое понимание челове­ческой сущности позволяет познать действительное место человека в мире, его величие и достоинство. [21]





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 321 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...