Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Цели воспитания



Воспитательный процесс в значительной мере носит целенаправленный характер. Он предполагает определен­ное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же вос­питания определяются идейными и ценностными установ­ками, которые провозглашает то или иное сообщество.

В нашей стране долгое время господствовала идеологи­ческая установка на воспитание человека в духе комму­нистических идеалов. Эти идеалы были сформулированы в так называемом «Моральном кодексе строителя комму­низма». Кардинальные изменения, которые произошли в жизни российского общества в последние годы, вызвали определенные затруднения в идейной и ценностной ориентации населения. Прежние идеалы для многих людей утратили свою привлекательность, новые ориентации не сложились.

В правящих кругах, в публицистике заговорили о выра­ботке новой государственной идеологии. Но всякая идеология — это односторонний, социально заинтересованный, подход тех или иных классов и социальных групп к реше­нию общественных проблем, который они стремятся навя­зать другим в качестве господствующих идейных и ценнос­тных ориентации. Создание и насаждение какой-либо госу­дарственной идеологии — это стремление сформулировать какую-то новую единую идеологическую платформу, что в условиях многопартийной системы, сложившегося поли­тического и идеологического плюрализма просто невоз­можно, да и не нужно.

В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убежде­ния исповедуют люди, стоящие ныне у власти. Воспитание молодого поколения — это слишком серьезное дело. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей сис­темы воспитания должны быть выработанные и проверен­ные многовековой практикой принципы гуманизма.

Разберемся, что же конкретно это означает. Для этого сначала уточним понятие «гуманизм». Термин «гума­низм» очень многозначен, поскольку на протяжении исто­рии его содержание менялось. Гуманизм (от латинского — человеческий, человечный) прежде всего озна­чает человечность человека: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости, мягкость в челове­ческих отношениях, уважение к личности и ее достоинс­тву. В конечном счете, понятие гуманизм оформляется как система ценностных ориентации, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности. На основе всего вышесказанного можно дать такую обобщающую характеристику гуманизма : гуманизм — это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значи­мость человеческого бытия в целом я отдельной личности в частности.

При такой трактовке гуманизм как определенная сис­тема ценностных ориентации и установок получает значе­ние общественного идеала. Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для пол­ной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально — экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. При этом в современной трактовке гуманизма акцент дела­ется на целостное, универсальное становление человечес­кой личности. Эта универсальность осмысливается как гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций.

Таким образом, с позиций гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и обще­ния, то есть свободным, самодеятельным существом, ответ­ственным за все происходящее в этом мире. Следовательно, мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответ­ственности и творчеству.

С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе означает проявле­ние общечеловеческих ценностей. В понятие «общечело­веческие ценности» в данном случае вкладывается два дополняющих друг друга смысла. Во-первых, общечелове­ческие ценности — это ценности значимые не для какого-то узкого ограниченного круга людей (социальной группы, класса, партии, государства), а как то, что имеет значение для всего человечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам, наро­дам, хотя не у всех выражены одинаковым образом.

Особенности их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Поэтому под­ход к воспитательному процессу с позиций общечеловече­ских ценностей означает его деидеологизацию, то есть отказ от навязывания позиций, установок, убеждений какой-то определенной социальной силы, акцент на духовно-нрав­ственное, интеллектуальное и эстетическое развитие лич­ности, на основе освоения ею всего культурного богатства, накопленного в истории человечества. Во-вторых, обще­человеческие ценности — это предельные, исторически и социально нелокализируемые ценности. Выражаясь фило­софским языком, можно сказать, что это трансцендентные (запредельные) ценности, то есть ценности, которые носят абсолютный характер, вечные ценности. Верующие люди, осмысливая общечеловеческие ценности с позиций рели­гии, считают, что эти ценности имеют божественную при­роду. В их основе лежит идея Бога как абсолютного воп­лощения Добра, Истины, Справедливости, Красоты и т.д. Для неверующих людей, секулярного сознания за общече­ловеческими ценностями стоит многовековой опыт челове­чества, его потенций и устремлений. Они являются плодом «общественного договора», всеобщего согласия и т.д.

При разных подходах к источнику и гаранту общече­ловеческих ценностей верующие и неверующие осознают, что общечеловеческие ценности не являются выдумкой каких-то конкретных людей, отражением и выражением социальных интересов каких-либо социальных общностей. Они носат постоянный, непреходящий характер. И именно поэтому общечеловеческие ценности выступают в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей. Выражая опыт всего человечества, эти ценности сформулированы в различных религиозно-нравственных системах в виде заповедей: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не сотвори себе кумира» и т.д.

Воспитание молодежи в духе этих ценностных ориента­ции во все века и у всех народов считалось непременным условием ее социализации. На эти нравственные установки ориентировались не только верующие, но и неверующие люди. Упомянутый выше «Моральный кодекс строителя коммунизма» представлял собой не что иное, как перело­жение на язык современного советского человека тех. же самых гуманистических ценностей, к которым, однако, добавлялись еще определенные идеологические установки типа «любовь к социалистической Родине», «борьба за победу коммунизма» и т.д.

Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне вписывается в систему гуманистических ценнос­тей. Общечеловеческие установки не следует трактовать как некие космополитические ценности. У каждого народа эти ценности выражены особым образом. Это выражение зависит от особенностей культурно-исторического разви­тия той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Поэтому общечеловеческое всегда реализу­ется через конкретно-человеческое. А каждый конкрет­ный человек является гражданином конкретного государ­ства, принадлежит к определенной народности, нации. И общечеловеческое начало реализуется в этих конкрет­ных социальных образованиях. Поэтому воспитание чело­века с общечеловеческих позиций не противоречит, а пред­полагает его воспитание как гражданина, патриота своей страны, Отечества. Следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине, воспитание граждан­ской ответственности, уважение обычаев и законов своей страны. Но гуманизм отвергает национализм как идеологию, выдвигающую приоритет частных ценностей и проти­востоящую общечеловеческому началу.

И еще одна важная установка содержания воспита­тельного процесса» вытекающая из принципов гуманизма. Гуманизм, как следует из вышесказанного, рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности. Но, в таком случае закономерно встает вопрос: не означает ли ; гуманизм поощрение индивидуализма. По всей видимости, нет. Напротив, гуманизм в силу того, что отдает приори­тет общечеловеческому началу, противоречит идеологии индивидуализма. Гуманизм предполагает признание дан­ной личностью в качестве ценности личности всех других людей, любовь к ним, служение им. Не случайно под тер­мином «гуманизм» изначально понималось «человеко­любие». Поэтому гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку.

В общественной психологии нашего народа это нравс­твенное качество получило сильный импульс для своего развития. Не случайно в русской философии идея собор­ности является одной из ведущих идей русского нацио­нального самосознания. Таким образом, содержание вос­питательного процесса должно, ориентируясь на общече­ловеческие ценности, не отбрасывать все то лучшее, что имеется в опыте каждой страны, каждого народа, а напро­тив всемерно актуализировать и развивать этот опыт.

Как отмечает В.Г. Крысько, в настоящее время цели воспитания определяются так:

^ формирование отношения личности к миру и к себе — предполагает такое воспитание человека, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом и дру­гими людьми, правильно осознаёт свои индивидуаль­ные, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативночюведенческие особенно­сти, занимает положенное ему место в обществе;

> формирование всесторонне и гармонично разви­той личности — воспитание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физи­ческое совершенство; рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодолевать разнообразные трудности, встречающиеся на его пути;

^ воспитание социально-компетентной личности, представляющей собой человека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и уме­ющего строить с ними добрососедские и бесконфликт­ные взаимоотношения, предотвращать проявления напряжённости и непонимания в обществе;

^ приобщение человека к культуре — формирование его эстетически и духовно совершенным, развитие у него творческой индивидуальности;

> воспитание гражданской личности, имеющей высо­копатриотические чувства и социально значимые качес­тва, превращающие её в настоящего патриота своего народа и своей страны;

^ воспитание автономно развитой личности предпо­лагает формирование у человека способностей к пози­тивному самосоизменению и самосовершенствованию в окружающей действительности;

^ развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации, самоутверждении — предпола­гает, во-первых, осознание настоятельной необходи­мости в непрерывном совершенствовании своих инди­видуально- и социально-психологических качеств; во-вторых, стремление не останавливаться на достигнутом, находить формы и способы дальнейшего саморазвития.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 480 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...