Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
нормативными элементами (правилами поведения), аналогичными
морали, содержит совокупность определенных представлений
о природе, обществе, а также выражает эти представления в форме
определенных образов. Из этого следует, что каждая религия
содержит две внутренние составляющие: субъективную, которая
дает представления о невиданном, но могущественном (мифология),
и внешнюю, которая формирует практическое отношение к
сверхъестественным силам, культ умилостивления их.
Структура любой религии включает в себя пять элементов, которые
обеспечивают определенное влияние на особенности восприятия
человеком окружающей действительности и самого себя,
сказываются на характере и формах его взаимодействия с другими
людьми, с государством и обществом. Первый элемент заключается
в мысли о ≪сверхъестественном существе≫; в т о р о й — в чувстве благоговения к этому существу; т р е т и й —это религиозные
символы, посредством которых религиозный человек устанавливает
контакт с этим существом; четвертый —ритуалы,
т.е. особые религиозные действия (молитвы, жертвоприношения,
освящение и пр.), посредством которых верующий обращается к
божеству; пятый —существование религиозной организации и
ее служителей, с помощью которых человек устанавливает связи с
Богом.
Социализация в религиозных организациях осуществляется под
воздействием всех ее механизмов: традиционного, межличностного,
рефлексивного, стилизованного. Однако соотношение этих
механизмов и сила влияния каждого из них зависит от конфессии.
В процессе социализации человека, как отмечает А. В. Мудрик,
религиозные организации реализуют ряд функций: во-первых,
ценностно-ориентационную, которая проявляется в позитивном
отношении к определенным нормам, системе факторов духовного
взрастания (таинства, молитва, пост, духовная среда, духовное
чтение и т.д.), основам жизни христианина; во-вторых, регулятивную,
которая проявляется в том, что верующие руководствуются
определенными нормами поведения в своей жизнедеятельности
1. Например, Н.Е. Пестов приводит 10 положений, следуя
которым можно воспитать в детях прочное послушание (см.
Документы и материалы к главе 5); в-третьих, коммуникативную,
которая находит свое выражение в создании условий для общения
верующих, в культивировании норм этого общения, в преодолении
замкнутости, одиночества человека; в-четвертых, милосердную,
которая реализуется в разных формах понимания проблем
других людей, в сочувствии, поддержке человека, оказав-шегося в трудной жизненной ситуации, перед лицом ответственного
выбора, в помощи тем, кто в ней нуждается; в-пятых, утешительную
(компенсаторную), позволяющую верующим найти
смысл в жизни в ситуации кризиса, потерь родных и близких, в
осознании ими сути своих проблем и нахождении путей их решения,
в защите от мирских потрясений и неприятностей; в-шестых,
воспитательную.
Социализация осуществляется в процессе религиозного вое
питания верующих, в ходе которого внушаются (индоктриниру
ются) соответствующие определенной конфессии мироощущение
нормы отношений и правила поведения.
В частности, православное воспитание базируется на следую
щих принципах:
- принцип ненасилия, которое укладывается в заповедь ≪Не совершай
насилие над душой, не угашай духа!≫;
- принцип своевременности, что означает: ≪Слова и дела Божий
открываются людям по мере их способности воспринять их.
Учение Христа не теория, а Благая весть. Педагогическое воздей
ствие питается Евангельским духом, тяготеет не к заданной априори
системе, а к системе реактивной, реагирующей на духовно
состояние и уровень детей≫1;
- принцип единства влияний как дополнение, как понимание
того, что не всегда возможно уберечь человека от нежелательных
влияний, но неприменно можно их учитывать и, по возможности,
смягчать, исправлять;
- принцип личностности, т. е. неподавление личностного начала
в человеке, непрепятствование на личностном его пути к Богу;
- принцип антропологичности как уважение к человеку, к его
достоинству; сочетание интуитивного чувствования с церковным,
святоотеческим и научным знанием верующего; как умение понимать,
что происходит в нем и с ним;
- принцип неусыпного бдения и трезвения как неустанного внимания,
непрерывности воспитания, постоянного участия в жизни
ребенка;
- принцип ответственности, который требует от воспитателей
осознанности собственных действий, ненавязывания ученикам
своих идеалов, образов и мечтаний, так как человек свободен
и имеет право на собственный путь к Богу;
- принцип любви, т.е. способность и готовность видеть человека
в будущем, ощущать образ ≪грядущего во имя Господне≫, питать
чувства, поддерживать способность к состраданию и милосердию;
- принцип смирения — понимания, что истинным детоводите-
лем является Господь, мы же не должны мешать Его действию.
1 Сурова Л. В. Православная школа сегодня. — М., 1996. — С. 18.
Главным средством православного воспитания считается слово,
методом — диалог-призывание, диалог-свидетельство, путем
— перевод высоких понятий христианского откровения на
язык, доступный современникам1.
Основой религиозной социализации является процесс глубинного
воспитания, результатом которого становится духовный опыт
личности, обретение внутренней системы ценностей, приверженность
и любовь к истине.
Религиозное воспитание сегодня осуществляется не только в
семье верующих, но и в воскресной школе, которая имеет свои
отличительные черты. Главная из них состоит в том, что это школа
для всех: для дошкольников, подростков, молодежи и людей
зрелого возраста.
Кроме того, воскресная школа призвана решать три педагогические
задачи: а) подвести человека к осмыслению понятий (Бог,
мироздание, жизнь), показать за видимым миром невидимое Божественное;
б) познакомить человека с его назначением, его истинным
призванием, научить делать добрые дела; в) подготовить
к таинствам молитвенной жизни, к осмыслению опыта общения
с Богом.
Религиозное воспитание осуществляется различными агентами
социализации: священнослужителями, верующими, преподавателями
конфессиональных учебных заведений, детскими и юношескими
объединениями, действующими при религиозных организациях
или под их патронажем (скауты), средствами массовой
коммуникации.
Таким образом, относительно социально контролируемая религиозная
социализация происходит в процессе религиозного воспитания
в семье, воскресной школе или конфессиональном учебном
заведении.
Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 254 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!