Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Воспитание. мировоззрение, мироощущение, нормы отношений



мировоззрение, мироощущение, нормы отношений

и поведения, соответствующие вероучи-

тельным принципам определенной конфессии

или иная организация, роль механизмов и их соотношение различны.

Так, в приходах русской православной церкви ведущими

механизмами можно считать традиционный и институциональный.

В ряде сектантских организаций - институциональный и стилизованный,

а в организациях ряда восточных конфессий - институциональный

и рефлексивный.

В процессе социализации верующих религиозные организации

реализуют ряд функций.

Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций

проявляется в том, что они предлагают своим членам и стремятся

сформировать у них определенную систему верований (веру в Бога,

бессмертие души и др.), позитивное отношение к религиозным

ценностям и нормам. Это осуществляется как в процессе культовых

действий (богослужения в храме, молитвы и др.), так и в различных

формах религиозного просвещения.

Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные организации

культивируют среди своих членов поведение, соответствующее

религиозным нормам. Это осуществляется в процессе

коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций,

а также через различные формы контроля (в одних

конфессиях более, в других - менее жесткого) за соответствием

жизни верующих религиозным нормам.

Коммуникативная функция реализуется в создании условий для

общения верующих, в определенных формах его организации, а

также в культивировании норм общения, соответствующих веро-

учительным принципам конкретной религии.

Милосердная функция религиозных организаций реализуется в

многообразных сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности

как в рамках самих организаций, так и за их

пределами, благодаря чему члены организации приобретают специфический

опыт.

Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармонизации

духовного мира верующих, в помощи им в осознании

своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.

И наконец, воспитательная функция - религиозное воспитание

человека.

В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам

целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются)

фессиональных учебных заведений (как основных - средних школ,

колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, кружков

и др.), в ряде стран - преподавателями религии в светских учебных

заведениях; различными объединениями, в том числе детскими

и юношескими, действующими при религиозных организациях или

под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций

(например, скаутов); средствами массовой коммуникации, находящимися

под контролем религиозных организаций; культурным

наследием (литературой, искусством, философией и пр.).

В основе религиозного воспитания лежит феномен удвоения

мира и его сакрализации (от лат. sacrum - священный), т. е. наделения

явлений окружающей действительности и личностного начала

человека священным содержанием, придания особого смысла обыденным

мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональный

и мистический (Т. В. Склярова).

Рациональный уровень включает в себя три основных компонента

- информационный, нравственный и деятеЛьностный, содержание

которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии

информационный компонент - это тот объем знаний,

который воспитуемые получают по истории церкви, богословию,

догматике, священной истории; нравственный - научение воспи-

туемых преломлению собственного опыта через требования христианской

морали; деятельностный - участие в богослужениях,

церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно

охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется.

Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный,

имеет специфику в различных конфессиях. Например, мистический

уровень православного воспитания определяют следующие

моменты - подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя

молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.

В процессе религиозного воспитания используются различные

формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам

формам социального воспитания (урочная система, семинары,

лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные

мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.),

но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим

для религиозного воспитания содержанием.

Многообразны средства религиозного воспитания, которые

определяются конфессиональными особенностями. Так, в христианских

конфессиях таковыми являются: церковное богослужение,

приобщающее верующих к церковной жизни, к таинству общения

с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения

и побуждающая к соответствующему поведению; молитва,

помогающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой; исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости

наказания за грех (проступки); пост, помогающий обуздать

плоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость; епитимья -

наказание, способствующее укреплению в вере и соблюдению норм

отношений и поведения.

В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих

формируются специфические для той или иной конфессии ценностно-

нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль

жизни, а в целом - стратегии адаптации и обособления в социуме.

§ 4. Религия как институт социализации

Религия как один из социальных институтов традиционно играла

большую роль в жизни различных обществ, была важнейшим

после семьи фактором социализации человека. Несмотря на

секуляризацию, и до сего времени ее роль в жизни сообщества

довольно велика.

Религия это система верований и ритуалов, с помощью которых

группа людей объясняет происходящее и реагирует на то,

что находит сверхъестественным и священным.

Представление о мире, которое дает религия, проявляется в

человеческом сознании в иллюзиях о существовании сверхчеловеческих

принципов, правящих природой и обществом. Религия рассматривается

как комплексная форма сознания, которая наряду с





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 266 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...