Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Воспитания детей



Тема половозрастного и полоролевого воспитания подрастающих поколений является прямым продолжением предыдущих тем о коллективе и духовно-нравственном воспитании. Сегодня в научный лексикон введено английское слово «гендерное» воспитание, что по сути обозначает то же самое – воспитание на основе генов и генной программы. Мы же будем говорить на родном нам языке, употребляя без перевода понятные термины «половое», «половозрастное», «полоролевое» воспитание.

Половое воспитание – это система медицинских, гигиенических, психологических и педагогических мер, направленных на воспитание половой идентификации, реализации генной природы человека и полоролевого поведения. Важность темы очевидна: от воспитания пола зависит здоровье нации, положение семьи, её прочность и способность к деторождению и детовоспитанию, отношения между людьми и особенно между людьми разных полов, испытание счастья, в конце концов. В немалой степени от понимания и решения этой проблемы зависит и воспитание в системе общественно-государственных структур, их программы и планы.

Наша страна за ХХ столетие пережила две сексуальные революции и не менее трёх перестроек сознания в сфере полового воспитания граждан. Первая сексуальная революция – ровесница Октябрьской революции, когда обобществлялось всё, и любовь была признана пережитком капитализма и превращена в секс. Этому способствовало выступление зав. женотделом ЦК партии А.Коллонтай о «свободной любви» как «стакане воды», выпив которую, можно пойти дальше до следующей «жажды». Произошла эмансипация секса. Развал браков, внебрачное сожительство захлестнуло страну. Результат – брошенные дети, невнимание к ним в семьях, венерические болезни и т.п. Вскоре, увидев, к чему ведёт такая свобода, партия как руководящая сила общества, повернула колесо истории в иную сторону – наложила идеологическое осуждение внимания к сексуальной жизни. Основываясь на рефлекторно-физиологическое представлении о человеке, зарождающаяся тогда наука педология провозглашала возделываемость биологической природы человека и классовую природу любви и секса. Для этого надо предлагалось создать определённую среду, через которую и управлять половым поведением. Популярный в те годы педагог социогенетист А.Залкинд разработал «двенадцать половых заповедей революционного пролетариата». В книге этого автора «Революция и молодёжь» (1924) писалось: «Пролетариат имеет все основания для того, чтобы вмешаться в хаотическое развёртывание половой жизни современного человека. Находясь сейчас в стадии первоначального социалистического накопления, в периоде предсоциалистической, переходной, героической нищеты, рабочий класс должен быть чрезвычайно расчётлив в использовании своей энергии, даже скуп, если дело касается сбережения сил во имя увеличения боевого фонда. Поэтому он не будет разрешать себе ту безудержную утечку энергетического богатства, которая характеризует половую жизнь современного буржуазного общества…». В книге декларировалось право вмешиваться в интимную жизнь людей, приоритеты классового сознания над личностным и индивидуальным. В 1944 году было восстановлено раздельное обучение мальчиков и девочек, которое велось до Октябрьской революции. Удалось его реализовать только в городах. В школьной системе уделялось огромное внимание теме дифференцированного подхода к нравственному воспитанию мальчиков и девочек. В 1959 году школа вновь перешла на совместное обучение, опираясь на труды польских учёных, сделавших выводы о том, что черты женской психики, если таковые и существуют, являются результатом более культурных факторов, чем врождённых, связанных с полом. Теме нравственного воспитания по-прежнему уделялось большое внимание, что делало своё положительное дело и приносило немалые плоды в половом воспитании. Вторая сексуальная революция началась в 80-х годах ХХ столетия, лет через пятьдесят после первой. За это период удалось-таки упорядочить интимную жизнь более или менее в нравственных рамках. Сегодня сексуальная революция гуляет по стране, собирая свою страшную жатву: проституцию, ранние не по возрасту браки, разводы, венерические заболевания, половые извращения, порнографию, сексуальную эксплуатацию детей, брошенных и никому не нужных, социальное сиротство, что усугубляется пьянством и наркоманией детей и молодёжи. Первая революция была результатом слома христианского мировоззрения, вторая – материалистического коммунистического. И та, и другая была жутким ударом по человеческой природе и естественной нравственности.

Половое воспитание состоит из двух частей: половозрастного и полоролевого воспитания. Половозрастное воспитание – это то же половое, дифференцированное согласно половому созреванию и возможностям пола на разных возрастных этапах развития человека. Половозрастное воспитание– это воспитание растущего человека согласно его генной природы, дифференцированное и индивидуализированное с учётом половых особенностей.

В норме не существует человека «вообще», а есть человек определенного пола. Отсутствие чувства пола ведёт к деперсонализации личности, психическим расстройствам, исчезновению привязанности к близким людям, к родным местам, интереса к работе и даже самой жизни. Чувство «бесполости» влечёт к алкоголю, наркомании, гомосексуализму. Так утверждает в своих работах доктор медицинских наук А.Белкин. Как возрастные особенности развития человека, так и половые требуют от педагогики самоопределения и выработки рекомендаций.

А это требует разработки определённой программы, ибо в естественном неуправляемом состоянии может снижаться потенциальная возможность детей к росту и развитию. Задачи полового воспитания состоят в следующем:

- развитии полового самосознания и половой идентификации;

- воспитание полозначимых личностных качеств;

- формирование полоролевого поведения.

Половое самосознание и половая идентификация означают степень понимания человеком принадлежности к определённому полу и удовлетворение половым статусом. Их воспитание полагает формирование чувства уважения к своему полу и фундаментальных знаний о нём, т.е. о себе, обучение использованию сильных сторон своей природы при выборе профессии, видов деятельности, рода занятий, положения в обществе. Сюда также входит обучение детей тем видам деятельности, которые искони были приняты в культуре их народа, семьи согласно полоролевым традициям. Это последнее позволит полнее раскрыть и использовать природные возможности индивида. Наконец, формирование отношений к другому полу на принципах взаимного духовного, физического, психического здравоохранения.

Половозрастное и полоролевое воспитание включают в себя ряд непривычных для педагогики публичного воспитания направлений, которые всегда были функцией семьи. Это прежде всего сексуальное воспитание для облагораживания половых инстинктов, потребностей, интересов и формирования поведения соответственно нормам морали. Эта составляющая полового воспитания направлена на профилактику половой распущенности, ограничение проявлений повышенной чувствительности, на обучение приведению в соответствие своего поведения с моральными установками, национальными и возрастными возможностями. Эротическое воспитание – ещё одна составляющая полового. Это воспитание культуры эмоциональных реакций при половых отношениях в сексуальной жизни. Эротика – половая чувствительность, возбудимость и формы их проявления. Она определяет культуру половых отношений. Есть точка зрения, что эти две составляющие полового воспитания должны остаться в ведении семьи и системы конфиденциального консультирования специалистов.

Формирование самосознания половой принадлежности зависит от степени полового созревания. Как правило, мальчики созревают на два-три года позже девочек, уже это говорит о необходимости дифференцированного подхода к педагогическому решению задачи. Биологи считают, что все биологические системы, в том числе и человеческая, делятся на консервативные и оперативные. Так вот к консервативным относится женская линия развития, а к оперативным – мужская.

Полозначимые личностные качества – это поддержка природно присущих индивидуальных качеств человека как носителя определённого пола. Здесь огромное поле деятельности для педагогов и родителей. Рассмотрим эти различия (см. табл.21 и табл.22).

Таблица 22

Особенности личностных качеств (14 -17 лет)

№№ Мальчики Девочки
1. Необидчивость Обидчивость, ранимость
2. Склонность к согласию Строптивость, неуступчивость, принципиальность, критичность
3. Физическая сила Слабость
4. Смелость, решительность Боязливость, робость
5. Сдержанность в эмоциях Эмоциональность, чувствительность
6. Возможность агрессии Мягкость, жертвенность
7. Нетерпеливость Терпеливость, терпение
8. Непрактичность Практичность, расчёт
9. Самоуверенность Склонность к сомнениям
10. Склонность скрывать внутренние состояния Склонность обсуждать свои проблемы с подружками, открытость
11. Грубость, невнимательность Мягкость, душевность, готовность помочь
12. Невнимание к одежде, пренебрежение к моде Внимание к моде и личной одежде, своему внешнему виду

Разница, как видим, существенная. Действительно, только в единстве и взаимодополнении возможна гармония. Но и закрепление, и развитие этих качеств затем начинает способствовать более благоприятному семейному устройству. Известно, что участь девочек, девушек, женщин более тяжёлая, чем мужчин. Поэтому устоять им помогут такие качества, как приветливость, оптимизм, умение прощать невинные страсти и ошибки мужа, уступать в малом. Ей нужно умение сотрудничать при воспитании детей, балансируя между нежностью и строгостью. Всё это чисто женские черты, исчезновение которых и является причиной многих бед в обществе.

Мужские качества и возможность их реализации, что во многом зависит и от женщины, в свою очередь, позволят мужчине стать защитником, человеком ответственным за семью, работающим не только для себя, но прежде всего для семьи. Он в этом будет находить удовольствие, как в процессе социальной самореализации своих природных качеств.

При проектировании воспитания половозрастных личностных качеств следует учитывать, что именно выделяемые как специфические качества пола нравятся юноша и девушкам друг в друге. Юноши в девушках ценят нежность, способность понимать друг друга, искренность, доброжелательность, приветливость. Девушки ценят в юношах волю, смелость, сдержанность, ум, силу, мужественность и доброту. Следовательно, качества не только природно присущи, но и востребованы друг другом. Мальчики хорошо себя чувствуют, когда сознают свою востребованность в сообществе, а девочки, кода о них заботятся. Это и надо учитывать в работе с детьми.

Полоролевое поведение – это поведение, основанное на половой идентификации, актуализирующее полозначимые личностные качества. Это способность человека вести себя в различных жизненных ситуациях природосообразно, умение выполнять соответствующие природе личностные, семейные и общественные функции. В каждой культуре есть свои традиции мужского и женского поведения, позволяющие стоить устойчивые отношения между полами. Личностные половозрастные качества существенно сказываются на учебной деятельности. И здесь различия очень заметны (см. табл.23).

Таблица 23

Характеристика познавательной деятельности мальчиков

и девочек (14-16 лет)

Мальчики Девочки
1. Пассивность в учении Активность в учении
2. Предпочтение движения Предпочтение покоя
3. Умение разбираться в предметах Умение разбираться в психологии людей
4. Умение мыслить глобально Умение разбираться в деталях
5. Склонность к риску, эксперименту Нелюбовь к риску, консерватизм, догматизм
6. Независимость суждений Внушаемость, подражательность
7. Склонность к точным наукам Склонность к гуманитарным наукам
8. Эффективное выполнение краткосрочных заданий Эффективное выполнение долгосрочных заданий
9. Логичность суждений Склонность к нарушению формальной логики
10. Сдержанность речи «Беглость» речи
11. Завышенная самооценка Заниженная самооценка
12. Стремление к познавательной самостоятельности Зависимое поведение, исполнительность
 

Вот почему мальчики школьного возраста больше любят физкультуру, труд и историю, а девочки – литературу, «свой» труд, русский язык. У мальчиков школьного возраста, к тому же активнее формируется духовно-нравственная сфера, а у девочек – душа и душевные качества. Опять же налицо разность и возможность взаимодополнения. Приобщаясь к чисто женскому воспитанию, мальчики страдают, ленятся, ведут себя безответственно. Им необходимы ситуации преодоления страха, проявления ловкости, силы, выносливости. Возможности гармонии опять же проявляются не в одинаковости, к чему мы стремились столько лет, а именно во взаимодействии разности.

Нарушение требований учёта половозрастных и полоролевых позиций растущего человека влечёт за собой искажение общественных отношений. Сегодня замечено, что девушки и молодые женщины тянутся к карьере в ущерб семейному очагу. Они менее стыдливы, не стеснительны, часто волевые, решительные и даже агрессивные.

Естественно, что в любых условиях у детей надо целенаправленно воспитывать уважение к другому полу, внести запрет на публичное унижение какого-либо пола как со стороны сверстников, так и родителей и педагогов.

Половозрастное и полоролевое воспитание подрастающих поколений в условиях массового воспитания через общественно-государственные учреждения считается единственным путём сохранения равновесия человеческой природы и социума. Признаком и критерием такого равновесия является духовное, физическое и психическое здоровье человека. Нельзя притуплять половой инстинкт, его уничтожение порождает половую деформацию, повышает тревожность, неудовлетворённость жизнью, снижает адаптивность организма к среде, вызывает, по мнению медиков, «взаимопогашение энергий» в отношениях с противоположным полом.

В детском и юношеском возрасте половое развитие порождает ряд специфических проблем – взаимная симпатия, влюблённость, любовь, возможность сексуальных отношений. У подростков возможен поиск любовных приключений, не связанный с половым влечением или даже симпатией и любовью. Всё это напрямую связано с духовно-нравственным воспитанием, заложенным в семье. Именно там дети видят отношения мамы и папы, с сестрой или братиком. И именно там учатся прежде всего любить. А.С.Макаренко считал, что «если, вырастая, ребёнок не научился любить родителей, братьев и сестёр, свою школу, свою Родину, если в его характере воспитаны начала грубого эгоизма, очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить избранную им женщину». Педагог считал, что отношения между полами должны регулироваться развитым сознанием, а не страстью, что самый хороший регулятор – это совместный труд. Что собственно и есть в нормальной семье – взаимная любовь, сбережение друг друга и совместный труд. Именно в семье ребёнок копирует поведение родителя соответствующего пола и формирует своё Я, идентифицируя себя с ним, вырабатывая стереотип поведения. Если в семье роли отца и матери неразличимы, ребёнку не определить, в чей образ вживаться и какой модели поведения следовать.

Сегодня семья в развале, значит, функцию половозрастного и полоролевого воспитания вынужденно берёт на себя система образования. Вот здесь особенно важны такие социальные функции педагога, как диагностическая, сигникативная, адаптационная, профилактическая, коррекционая, правовой защиты и консультативная. Психолого-педагогическая и социальная диагностика направлены на выявление уровня духовно-нравственной воспитанности и воспитуемости ребёнка, а также способности и готовности родителей и условий семьи осуществлять базисное воспитание именно в вопросах пола. Результаты диагностики позволят определить, какие функции по отношению к каким детям в первую очередь надо реализовывать. Одним нужна адаптация к новому уровню полового созревания, другим - профилактика негативных проявлений пола, третьим – коррекция отклонений, четвёртым – только консультация.

Проблем половозрастного и полоролевого воспитания детей и юношества в современной России, как никогда, много. И они множатся под влиянием насаждаемой грабительской экономики, рекламы потребления и красивой жизни, телевидения и, увы, новыми школьными программами. Идёт насаждение культа тела, секса, насилия. В современной России резко ломаются привычные нормы сознания и поведения, растут отклонения в вопросах полового поведения, которые приобрели глубокий и масштабный характер. Дети стали предметом секса и торговли. Эта форма насилия над ребёнком, кажется, должна караться законом, но она, вопреки всему, растёт и ширится, судя по периодически публикуемой статистики. Порождены новые форма рабства детей. Широко известны стали такие аббревиатуры, как КСЭД – коммерческая сексуальная эксплуатация детей, ЖОСД – жестокое обращение с детьми, трэффик – продажа детей для сексуальной эксплуатации и вывоза их за рубеж. Этому подвергаются, в первую очередь, «уличные дети», социальные сироты, сироты при живых родителях. И хотя в школах учатся дети преимущественно из нормальных семей, но и они могут покупаться на предложения сладкой жизни, участия в престижном ныне модельном бизнесе, шоколадки, игрушки. Тяжелее уйти от бытового насилия над детьми. Раннее, нередко искусственное, пробуждение детей к половой жизни – это уродство ребёнка, дезорганизация всей его жизни. Сегодня насаждаются разрушительные идеи «пробного брака», притупления стыдливости, культ тела, особое отношение к бесполой моде, стремления одних приобрести черты мужские, других – женские. Это и есть феминизация мужчин и мускулинизация женщин. Она подчёркивается «гибридизацией внешности» и манер поведения (Помните: «Хороший ты парень, Наташка…»). Меняется характер социальных ролей в обществе, устанавливаясь произвольно, что противоречит биологической природе человека. В стране проводится рекордное число абортов, преимущественно почти юных созданий, растут венерические болезни и число отказных детей. Всё это сопровождается публичным обсуждением и демонстрацией сексуальных отношений. Возникли новые модели поведения, ведущие к гибели семьи и личности. Телевидение занимается бесконечным нагнетание подросткового секса, большая часть его программ замешана на агрессивной подаче плоти и половом возбуждении подростков. Воспевается нарциссизм. Грех стал вариантом нормы. Решение проблемы нашли в раннем половом просвещении детей и внедрении в сознание и поведение «безопасного секса». Школа, не считаясь с мнением большинства родителей – противников этих способов решения проблемы, села курсы планирования семьи, валеологии, построенные на культе тела, эту же идею провела через ОБЖ. Это ещё больше усугубило проблему.

Детям нужны навыки поведения в сложных ситуациях, иммунитет против агрессии телевидения и книжной продукции, иногда и школьного воспитания. Это относится к сфере профилактики поведения. У каждого нормального ребёнка, кроме пристрастий, полового поведения, есть ещё инстинкт самосохранения, заложенный в природе познания и реализуемый через него. Вот его и надо приводить в действие. Как бы ни было тяжело образовательным учреждениям, педагоги должны различать, где добро, а где зло. Профилактика, жизненное смыслообразование, адаптация, коррекция должны в этих вопросах встать на первый план в современных условиях. Так, ещё не выработав нормы правильного половозрастного воспитания, отечественная педагогика переходит в оборону по отношению к внешней среде, вынуждена выступить в роли адвоката детей.

Вся система половозрастного и полоролевого воспитания включает в себя три крупных направления: 1. Просвещение. 2. Деятельность приучения к выдвигаемым идеалам, выработки привычек. 3. Создание соответствующего образа жизни, востребующего воспитываемые качества. Эта триада важна в любом деле (см. табл.24).

Таблица 24

Система деятельности педагога по половозрастному воспитанию детей

Функции педагога Просвещение (знание) Деятельность (навыки) Образ жизни (умения)
1. Диагностическая + + +
2. Профилактическая + + +
3. Сигникативная + + +
4. Адаптационная + + +
5. Коррекционная + + +
6. Правозащитная + + +
7. Консультативная + + +

Вот и получилась полная картина познания как системы воспитания. Итак, необходимо приложить немало усилий для сохранения средствами воспитания Просвещение, приучение и образ жизни – это три кита любого тем более половозрастного воспитания.

При этом надо помнить обязательные педагогические условия, которые только и могут повысить эффективность педагогических затрат. Эти условия следующие:

1. Нравственное и половое воспитание вести параллельно, наиболее активно в период полового созревания.

2. Быть самим примером, близким к идеалу Просвещения.

3. С малых лет начинать формирование неполовой любви как базисной основы половой – любви к родителям, школе, семье, делу, учителю и т.д.

4. Половозрастное воспитание вести через полоролевое, т.е. через подготовку к семейной жизни в ролевых позициях («Любовь двух сердец нужна для воспитания третьего»).

5. Воспитывать самоценность интимной жизни, являющееся уделом двоих без её публичности.

6. особое внимание уделить воспитанию девочек, девушек (какова сегодня девушка, такова завтра культура общества, «женщина - культурное средство народа»).

Сегодня вновь вызревает идея раздельного воспитания (обучения) мальчиков и девочек в условиях общеобразовательных учреждений. Считается, что совместное воспитание нанесло огромный вред обществу в целом и каждому человеку в отдельности. Думается, что это более всего демонстрируют неполные семьи и семьи с проблемами. Там, где семья сильна, там она с проблемами пола справляется успешно без особых программ. Проведены серии исследований, что при совместном обучении ухудшается письмо, замедляется речь и развитие мышления детей, уничтожается социальный стыд за поведение, взаимное уважение полов, возникает зажатость познавательных процессов. При совместном обучении усложняется коллективоформирование и создание морального климата, соответствующего высоким нормам нравственности. Доктор Базарный вообще убеждён, что одна из причин падения физического и психического здоровья наших детей именно совместное обучение мальчиков и девочек. За чёткое и обязательно половое разделение детей при государственно-общественном воспитании стоит Русая Православная Церковь. Академик РАН А.Г.Хрипкова, посвятившая свою жизнь изучению гигиенических и физиолого-психологических основ здоровья детей, ещё в 60-е годы пыталась к этим вопросам привлечь внимание общественности и семьи. Считая половое воспитание одним из важнейших, она всегда была против преждевременного полового просвещения. С изменением политики государства по отношению к семье, школе. Будет, видимо, выработана принципиально новая программа половозрастного и полоролевого воспитания подрастающих поколений. А сегодня её, к сожалению, могут решать только чуткие, нравственно воспитанные родители и педагоги. К сожалению, это не массовый опыт и возможности.

Вот тогда нам пригодится опыт Америки, по чьим стопам мы, не раздумывая шагаем, умышленно повторяя ошибки. Настало время повторить и положительный опыт. В 1996 году, в разгар второй сексуальной революции в России, В.Клинтон, президент США, подписал закон «Акт упорядочения личной ответственности и дееспособности». А в 1997 году уже сделал заявление, обращённое к нации по вопросу народонаселения, поддержки семьи, целомудрия и девственности как главных факторов физического, психического и духовного здоровья нации. Тревогу президента вызвал рост матерей-одиночек, находящихся на социальном обеспечении, увеличение числа болезней, передаваемых половым путём. Согласно Закону брак признаётся основой процветания общества, удовлетворения детских потребностей и интересов. Внимание общества привлекается к проблемам ответственного отцовства, воздержания от сексуальной активности вне брака, там, где рождение детей не обеспечивается семьёй, пропаганды целомудрия, верности, семейной устойчивости. Закон обязывал родителей и педагогов учить детей о вреде рождения детей вне брака, о вреде сожительства вне брака, о святости семьи («зрелые, преданные и моногамные отношения в рамках брака – эталон человеческой сексуальной жизни»), о достижении зрелости для вступления в сексуальные отношения. В.Клинтон убеждал свой народ: «каждый из вас должен помочь нам распространить самое важное послание: беременеть и воспитывать ребёнка вне брака, не будучи готовым взять на себя ответственность родителя, неприемлемое поведение». В США было запрещено преподавание дисциплин, проповедующих «безопасный секс», более жёстким стал нравственный контроль за программами телевидения и радиовещания, за игрушками и книжной продукцией для детей.

В половозрастном и полоролевом воспитании опробована масса форм и методов. Наиболее эффективным до сих пор считается труд. Нужна трудотерапия для многих нравственных отклонений, особенно половых как составляющей духовно-нравственного воспитания. Это главное средство преодоления безделья и развлечений. В семье и образовательном учреждении необходимы меры по изменению отношений к девочкам, девушкам, женщинам. Любая религия этому придаёт чрезмерно большое значение. В некоторых верах существует культ женщины. Так, в ведической культуре убийство женщины жестоко карается, а каждый человек наделяется семи матерями, которых полагалось любить (настоящая мать, жена духовного учителя, жена царя, жена брахмана, корова, кормилица и мать-земля).

Писатель В.Астафьев верно заметил движение истории народов и государств: «Династии, общества, империи, порушившие устои семьи, начинали хвалиться достигнутым прогрессом, бряцать оружием; в династиях, империях, обществе вместе с развалом семьи разваливалось согласие, зло начинало одолевать добро, земля разверзалась под ногами». Половозрастное и полоролевое воспитание, поставленное как воздержание животной природы в человеке и возвышение его до Человека Духовного и есть движение к полному возрождению семейного уклада жизни нашего народа.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 746 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...