Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проектирование современного учебного занятия



Если общение с человеком мотивировано желанием его чему-то научить, на что-то наставить, то мы уже имеем дел с занятием, где бы и как бы оно ни проходило. Учебное занятие – понятие широкое. Это организация познавательной деятельности, ограниченная временем и пространством. А как мы знаем, любое воспитание идёт через познание и является познанием. Под ним понимается и урок, и беседа, и консультация, и любая другая форма целенаправленной организации познания. Наиболее целостен, завершён, конечно, урок. Он наиболее полно разработан теоретически, методически и технологически. Всё, что исследовано по уроку, применимо к любой другой форме организации педагогического процесса, к любому занятию. Научиться проектировать урок значит научиться проектировать любую другую форму.

А теперь вспомним, как строится педагогический процесс? Он имеет три структуры, пересекающиеся, взаимозависимые и взаимоопределяющие. Эти структуры следующие. Педагогическая, включающая уже изученные нами цели, принципы, содержание, методы, средства и формы организации воспитательных отношений. Методическая структура, определяющая порядок действий Человека Воспитывающего и Человека Воспитывающегося. Психологическая структура, являющая мотивацию, интерес, проявление интеллектуальных процессов, настроение обучающихся и воспитуемых. Всё вместе, в слитно неразделимом виде дают нам технологию урока.

Для того, чтобы проектировать технологию урока, надо иметь чёткое представление о целях (задачах), которые могут достигаться на нём, с помощью самой разнообразной его организации, а также виды и типы этой организации. На уроке, как и на каждом другом занятии, направленном на воспитание, могут достигаться несколько целей и решаться ещё большее количество задач. На нём формируются прежде всего знания, навыки, умения, затем – отношения и творческая деятельность. При чём, знания, навыки и умения могут быть как предметные, так и когнитивные, т.е. непосредственно сами познавательные, в том числе перцептивно-моторных как умений правильно ощущать и воспринимать этот мир органами чувств. Каждое занятие может решать разные задачи как приоритетные, но на каждом так или иначе они решаются все.

Каждая из целей и задач не являются для детей принципиально новыми, они продолжают решение ранее поставленных целей и задач и потому всегда их продолжение. Человек Воспитывающий имеет дело с тем, что есть у ребёнка, чем он владеет. Поэтому надо иметь в виду, что действия цели (целевое действие) всегда будет разным: на – учить, при – учить, по – учить, до – учить, за – учить, об – учить, и даже от – учить, пере – учить, про – учить и т.д. На этом строится тактика обучения.

Как и каждое другое занятие, урок имеет виды и типы. Виды урока определяются применением ведущих методов и средств воспитания и обучения. Если это будет беседа - будет вид урока-беседы, если экскурсия, то появляется урок – экскурсия и т.д. Таких видов много: киноурок, компьютерный урок, урок-дискуссия, телеурок, урок – диспут. Свои виды имеет любая другая форма организации педагогического процесса. Возьмём в качестве примера линейку. В школе и лагерях используются такие их виды: рабочая, торжественная, поверка и другие. Следовательно, выбор методов и средств проведения урока будет связано с тем, что основная работа детей пойдёт именно посредством этого метода, что ему будет отведено основное время и место.

Для проектирования также важен тип занятия. А вот тут необходимо вспомнить построение процесса познания, в котором выделяются три базовых компонента: актуализацию прежних, ранее усвоенных знаний и умений, получение новоё порции знаний и умений и, наконец, закрепление как формирование умений пользоваться новыми знаниями на практике. В зависимости от того, какая из этих задач, называемых дидактическими, стоит перед занятием, таков сложится его тип. Если, например, на уроке будет преобладать актуализация ранее усвоенных знаний и умений, это будет урок проверки знаний, урок контроля. Если же его собираются посвятить полностью новому знанию - это и будет урок формирования новых знаний. Наконец, если на уроке будет тренировка по применению знаний, он и будет называться уроком закрепления или формирования умений. Абсолютно такие же типы имеет любая другая форма организации педагогического процесса, любое занятие. Воспитывающий ставит задачу либо работать со старым знанием, осмысливая, перерабатывая его, либо даёт новую порцию, которую до этого не получал ребёнок, либо обучает разным формам практического применения. Можно все три задачи решать на одном занятии – тогда получим комбинированное занятие, комбинированный урок.

Итак, чтобы спроектировать любое занятие, надо знать его форму, структуру внутренних процессов, вид и тип. Это тот минимум знаний, без чего невозможно проектировать. Но нужны ещё знания о Человеке Воспитывающем, его функциях, профессиональной подготовке, характере, компетенции. Нужно знать о Человеке Воспитывающемся, его подготовленности, обучаемости, обученности, воспитуемости и воспитанности. При проектировании всё это придётся «соединять». Выходит, чтобы спроектировать педагогический процесс на уроке, нужно знать не меньше, чем при проектировании воспитательной системы. Именно здесь начинают «работать» все теоретические знания по педагогике.

Педагогическое проектирование любого занятия есть деятельность по предварительной разработке системы взаимодействия Человека Воспитывающего и Человека Воспитывающегося, направленного на освоение (овладение) учебным материалом в соответствии с поставленной целью. Сущность этой деятельности состоит в создании оптимальных воспитательных отношений, способствующих, с одной стороны беспрепятственной передаче культуры, с другой стороны, её радостному восприятию, усвоению другой стороной. Делается это посредством перевода теоретических идей в практику жизни при создании проектов, способных быть реализованными в имеющихся условиях. Итак, нужна технология.

Осуществление проектирования есть функция Человека Воспитывающегося. Это особая деятельность, требующая знаний и навыков. Проектирование, как и при разработке системы, осуществляется на трёх уровнях: моделирования, собственно проектирования и конструирования. Моделирование занятия – это процесс определения его основных параметров. Оно включает в себя: мировоззренческое самоопределение, выбор концепции обучения, возможно новационной, определение формы организации, вида и типа, места и времени проведения. Фактически идёт отбор идей, которые отражают представление Человека Воспитывающего о хорошем современном воспитывающем занятии. Модель занятия есть общее представление о нём, которое хотелось бы воплотить в жизнь. Это, если хотите, эскиз, нередко его идеальная версия.

Данный этап, как правило, мысленный. Так учитель «прорисовывает» урок лишь в общих чертах, ещё смутно представляя его детали. Однако и здесь есть конкретные опорные знания о предстоящем уроке – его цель, вид, направление, тип. Этим урок ставится на прочные научные основы. Пот почему беспочвенны рассуждения о том. что можно преподавать, не обучаясь этой деятельности специально. Нельзя, потому что обучение уже произошло – через детский сад и школу. Там эти занятия построены на научной основе. Необученный лишь воспроизводит их с большим или меньшим талантом.

Проектирование занятия (выше мы говорили о причинах повторного использования этого термина) - следующая ступенька его разработки. На этом этапе разрабатываются регулятивы, с помощью которых будут выстраиваться воспитательные отношения в процессе познания. Такими регулятивами являются компоненты педагогического процесса - цель (задачи), принципы, содержание, методы и средства. Форма уже определена на этапе моделирования. Теперь же создаётся педагогическая структура. Всё здесь конкретизируется – цель переходит в задачи или подцели, отбираются или формулируются новые принципы, отбирается и структурируется содержание, делается набор методов и средств работы с содержанием, соответствующие возможностям Человека Воспитывающегося и Человека Воспитывающего.

Наконец, занятие конструируется, т.е. составляется непосредственно сам проект, предназначенный для использования. Это конечный этап проектирования. Его назначение – создание технологии обучения детей как их воспитания, технологии эффективных воспитательных отношений. Конструирование состоит в создании методической структуры занятия как порядка действий его участников. На пересечении педагогической и методической структур возникает психологическая структура как форма проявления самих воспитательных отношений. Вот здесь, зная, что психологическая структура занятия есть производная от этих двух структур и желая иметь их на высоком уровне полезности для развития ребёнка, корректируется и педагогическая, и методическая структуры. Это значит, заменяются метода, приёмы и средства, по- новому логизируется содержание, по-иному распределяется время их использования. Если воспитатель и учитель задумали пробудить чувства и эмоции, т.е. воспитывать правильное отношение ребёнка к чему-то, они соответственно увеличат количество методов их актуализации, пробуждения, стимулирования. Так, на торжественных линейках увеличивают количество таких элементов, которые бы пробуждали чувства торжественности: вынос знамени, парадная форма, торжественный марш, звуки барабана, красная подсветка и т.д.

Конструирование учебного занятия для Человека Воспитывающего выливается в создание своей версии любой заимствованной технологии. Формы такого конструирования известны: конспекты, планы, планы-конспекты, сценарии, схемы и даже методические разработки, представляющие занятие во всех деталях с ожидаемыми пошаговыми последствиями.

Выполняя проектирование, Человек Воспитывающий упорядочивает свою деятельность, действует с меньшим риском. Но самое главное, весь процесс становится творческим. И этот путь проходят так или иначе все воспитатели - в детском саду и дома, в школе и вузе. Иного не дано. Заметим, чем точнее и полнее предварительная проработка технологии мероприятия, учебного занятия или просто времени отдыха, тем свободнее и увереннее чувствует себя Человек Воспитывающий с ребёнком, тем комфортнее ему, он использует гораздо больше манёвра, чем неподготовленный воспитатель.

Это процесс проектирования имеет свои ограничители, действующие неукоснительно, сдерживающие воспитателя в своей власти над растущим человеком. В качестве таковых, как подсказывает практика, можно рассматривать такие принципы, как достаточной полноты охвата проектируемого объекта; системного единства всех этапов и форм проектирования, человеческих приоритетов, саморазвития, доступности проектирования для всех участников педагогического процесса.

Как известно, каждый принцип имеет определённые правила реализации. Принцип достаточной полноты охвата проектируемого объекта в своей реализации основан на выполнении следующих правил – действий: чёткого определение границ объекта в пространстве и времени; разбивки объекта на составные части и расстановка их в порядке зависимого взаимодействия и взаимосвязи; выбора формы проектирования. Принцип системного единства всех этапов и форм проектирования требует выполнения таких правил: использования дедуктивного способа проектирования, начиная с моделирования; этапного движения при разработке технологии; обеспечения смыслового и содержательного единства всех этапов внутри одной формы проектирования. Принцип человеческих приоритетов строится на выполнении правил: сверки проекта и его мыслимых последствий с состоянием духовно-нравственного развития воспитанников, ибо никакого вреда его реализации не должна приносить им, какими бы высокими мотивами ни оправдывался воспитатель; подчинение разрабатываемого проекта текущему состоянию воспитанников – их интересам, темпам развития, состоянию здоровья и т.д.; вовлечение в процесс проектирования самих учащихся и, по возможности, родителей, исключение насилия, навязывания; использование мягкого проектирования, оставляющего возможность манёвра как воспитателю, так и воспитанникам. Принцип саморазвития опирается на выполнение таких правил: проект строить с постепенным наращением сложности и динамики взаимодействия воспитателя и воспитанника; подбирать легко заменяемые компоненты педагогического процесса и методических действий без ущерба для цели; проектировать так, чтобы можно было многократно использовать, легко трансформируя сам проект под изменяющиеся условия. Принцип доступности проектирования и проектов для участия в их разработке и использовании всеми участниками педагогического процесса, что обеспечивает субъективацию педагогического процесса в целом. Проект желательно делать простым, чтобы была возможность его использования другими исполнителями. Для этого надо соблюдать следующие правила: привлекать детей к разработке отдельных частей проекта; вовлекать родителей в разработку проектов, особенно внеклассной деятельности детей; на уроке развивать и шире использовать самоуправление; свой проект делать доступным для понимания его детьми и родителями.

Эти пять принципов касаются прежде всего технологии проектирования, но не предметного содержания, скажем, урока или другого занятия. О содержании занятий, его сущности, построении как части передаваемой и усваиваемой Культуры, мы выше говорили как о самостоятельном компоненте педагогического процесса.

Однако, практика педагогического проектирования такова, что рекомендуемый нами порядок не всегда выполняется логически последовательно. Есть практика и привычки учителя, его понимание того, какой компонент занятия является главным. Если он считает, что главное – передать детям новое содержание, то именно содержание будет делать центральным и системообразующим фактором. И тогда всё проектирование начинает именно с темы урока, беседы, экскурсии. Под содержание разрабатывает и цель, и принципы. Такая практика в школах является массовой. Есть ситуации, когда проектирование начинается с формы и даже с метода и средства. Так бывает при использовании компьютера, проведении экскурсии, линейки. Процесс начала и конца проектирования учебного занятия изучен плохо. Обвинять учителя за нарушение процесса проектирования нельзя, поскольку он сильно зависимый от системы человек. Он действует, ориентируясь не на декларируемые ценности, а на реально ценимые, востребованные властью и предусмотренные программой. У нас нет ещё свободного воспитания «от ребёнка», а есть «к ребёнку».

Кратко о формах проектирования учебного занятия. Чаще всего используются планы, конспекты, сценарии и методические разработки. План занятия – это краткое фиксирование основных элементов методической структуры занятия, систематизированный во времени перечень действий Человека Воспитывающего и Человека Воспитывающегося. А плане записываются цель, вид и тип занятия, место проведения, особые условия использования средств, а также последовательность планируемых ситуаций. Конспект занятия – это план, но снабжённый конкретным содержательным материалом. Это может быть краткий пересказ излагаемого материала, варианты ответов а поставленные пред детьми вопросов. В этом случае план – лишь скелет для внесения в проект содержания. Сценарии занятий разрабатывается там, где нет твёрдо установленных правил проведения, где много импровизации, игры, использования атрибутов, много действующих лиц и сложное разноплановое содержание. Это может быть новогодний бал, утренник, тематический вечер, фестиваль. Но может быть и урок, например, интегративный, концентрированного обучения («погружения»), театрализованный урок (артурок). Для сценария свойственно наличие разных ролей, развитие сюжета. Методическая разработка занятия – это полное описание процесса подготовки и проведения занятия, раскрытие оснований при постановке цели, обоснование принципов и выбора методов и средств. В методическую разработку включаются методы контроля и ожидаемые результаты. В сценарии и методической разработке продумываются и прописываются все отношения участников педагогического процесса, тогда как в плане и конспекте лишь действия, которые могут приводить к разным отношениям. Первые две формы более схематичны, вторые две – более содержательны.

Вот теперь и надо подумать, что является занятием, какие взаимодействия Человека Воспитывающего и Человека Воспитывающегося надо так называть? Повторяем, что учебное занятие – это всякое взаимодействие воспитателя и воспитанника, имеющее воспитательную цель и ведущее к ней. Учебное занятие – это и занятие родителя с ребёнком при подготовке им домашнего задания, и обучение дедушкой своего внука, как забивать гвозди, и урок, и подготовка и проведение семейной ёлки или дня именин. Разница лишь в том, что родители не всегда свои планы и сценарии пишут на бумаге, а держат в голове, что они более гибки и легко, по ситуации, изменяют их. Учитель же или воспитатель детского сада пишут, потому что имеют дело со многими детьми сразу, с группами детей. Запомнить всё и про всех практически невозможно.

Сложность проектирования любого обучающего занятия состоит в том, что хотя технология этого процесса и важна, соблюдение её ещё недостаточно для качества воспитания и обучения. Любое занятие имеет духовно-нравственную и культурологическую природу. Игнорировать их ну никак нельзя, ибо они соприродны всяким человеческим действиям. Любой урок, беседа, праздник, будь то дома или в образовательном учреждении, шире, чем их интеллектуальное наполнение. Любо занятие с детьми несёт в себе духовность и её выражает. Наша духовность – в нашем мировоззрении, мировосприятии, миропонимании, мироотношении, выражающих понимаемый нами смысл нашего существования.

На духовных началах человека затем выстраиваются потребности, ценности, мотивы деятельности, цели. Они, в свою очередь, предопределяют усидчивость, трудолюбие, работоспособность, успешность всей деятельности. В этой цепочке духовность первична. Вспомним один старый добрый фильм о крупном строительстве, собравшем рабочих со всего Советского Союза. Водителю большегрузной машины даётся задание – вывезти из рабочего городка мусор, а он отказывается. Он считает, что приехал на великую стройку делать большое дело, а не грязь возить и что ему нечего будет написать сынишке. На что ему мудрый инженер отвечает: «Ты напишешь ему, что не мусор возишь, а спасаешь городок от эпидемии». И это изменило ситуацию. Герой делал своё маленькое дело по-человечески увлечённо и ответственно, Аналогично всё происходит и в воспитании детей. Им тоже нужно понимать высший смысл.

Духовно-нравственные начала занятия проявляются прежде всего в движении к истине в ходе познания. Это великое дело – поиск истины. Будь то воспитание каких-то личностных качеств или обучение знаниям. Всюду - человек ищущий с позиций своего мировоззрения и формирующий мировоззрение. Духовность также проявляется в нравственности отношений субъектов деятельности, соблюдающих законы личного и общественного бытия. Нравственное занятие – это проявление любви, справедливости, доброжелательности, веры и надежды на Человека Воспитывающегося. Как только в занятии исчезают эти качества, оно становится формальным, обесчеловеченным, разрушающим внутренний мир человека, а отсюда и его внешнее поведение. Наконец, есть чувство со-бытийности, сопричастности окружающему миру. Любое занятие есть дверь в мир реально существующего бытия и возможность ребёнку стать с ним в согласие. Ребёнок со-переживает истории этого мира, со-страдает, со-радуется событиям, происходящим с ним и с окружающими. В воспитании и обучении человек чувствует себя «с миром вместе», частицей его, тогда он начинает понимать, что от него в нём что-то зависит. Это есть то, что называют социализацией Человека Воспитывающегося, но ещё шире – духовным возрастанием.

Движение к истине не терпит обмана, двойственности, суеты, скрытности. Без нравственности нет истины как таковой, её отсутствие делает сам поиск бессмысленным. Задумайтесь, почему дети от класса к классу слабее учатся, чаще используют списывание, хуже выполняют домашние задания? Почему с годами они менее охотно бегут на уроки и совсем не хотят слушать наших «бесед о нравственности»? А дело в том, что они часто видят несправедливость, неискренность в классе и дома, нежелание взрослых искать истину.

То же самое с культурологической природой занятий. В семье и образовательном учреждении культурно-историческая природа человека - помощница в воспитании и обучении. Зная национальные особенности ребёнка, легче подобрать ему задания, задачи, книги, способствующие их актуализации и реализации. Воспитание при этом пойдёт успешнее.

Очень трудно в теории педагогики и методике воспитания и обучения найти материал именно для осуществления культуросообразного воспитания. Однако, кое-какие данные есть. Например, для русских детей в большинстве своём необходимо соединение познания с трудом, т.е. нужны ситуации непосредственного применения познанного. Учения ради учения многие не признают, оно им не доставляет удовольствия. Но когда долго нет деятельности по использованию получаемой теории, то они тут же теряют интерес и к теории, и к труду. Природно русский ум образный, философичный, направленный на истину и справедливость, склонный к свёртыванию знаний, догадкам, интуиции. Есть исследования о мышлении славян. Оно у них преимущественно правополушарное, т.е. чувственное, интуитивное, рефлексирующее. Есть, конечно, недостатки, такие как непрактичность, неустойчивость, негибкость. Русские дети умнеют через руки, отсюда у них тяга к деланию, а не сидению за книгой. Именно в труде русский человек ощущает ритм, добро, богоугодность, нравственность. Мне вспоминаются ситуации, когда наши дети отказывались учиться музыке по причине отсутствия её функционального назначения. «Зачем учиться, чтоб только экзамены сдать?» - говорил очередной отказник. Пришлось приблизить программу музыкальной школы к жизни, нашим праздникам, к семейным событиям. Сталкивалась я с фактами, когда нашим детям очень важно, какой общественный смысл имеет их труд. Опять же они неохотно учат для проверки знаний и отметки. А вот когда надо помочь ближнему, научить малыша, принести радость маме, они лучше берутся за ум и вполне самостоятельно садятся за книги. Дают большой эффект занятия национальными ремёслами, видами спорта, играми, чтение национально ориентированной литературы, использование в речи воспитывающих поговорок, пословиц, речевых оборотов и т.д.

Вот так проектируются занятия с детьми и взрослыми. Это собирательная деятельность, требующая терпения, научения и желания погружать детей в прекрасный мир Культуры, её лучшие образцы.

Родители делают то же самое. Они, например, приглашают соседского ребёнка для совместного обучения со своим ребёнком. Раньше существовал «товарищ по учению», приглашаемый сильный ученик, помогающий в учении, потом была «скорая помощь», домашний математический кружок. По 20 минут занятия в игровой лёгкой форме.

О соотношении технологии занятия, разрабатываемого самим Человеком Воспитывающим, и принятых в системе воспитания новационных технологий. Конечно, очень важно, какую тенденцию развития образовательных технологий предпочтёт Человек Воспитывающий. Если ему легче разработать и реализовать проект, основанный на управлении учебной деятельностью, он и выберет соответствующую технологию. Но это никак не скажется на общей архитектонике проектирования. В любом случае, любые технологии не минуют трёх звеньев познания: ранее освоенных знаний, навыков, умений, отношений и творчества, получения новой их доза и обучение применению, реализации, внедрению. Это классика, потому что так от природы построен познавательный процесс Человека.

Более подробные знания о проектировании той или иной конкретной формы организации педагогического процесса, т.е. обучающего занятия, можно найти в соответствующих методиках обучения и воспитания.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 2281 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...