Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проектирование процесса духовно-нравственного воспитания



Эту сложную тему хочется открыть словами И.Канта: «Человека делаетчеловеком не ум, а только моральность». Как всегда, великие мыслители попадают в точку, в самое болевое место воспитания Человека за последние столетия. Европейское воспитание преувеличило роль интеллекта в становлении личности и стало воспитывать человека знаний, оставив ему правом освещённую свободу самостоятельно решать, какую духовность иметь и как ей следовать. Культ знаний и права – начертано на знамени европейской «педагогической цивилизации», которая стала эталоном для развития национальных образовательных систем других государств и была им навязана. Понимание этого педагогического факта заставляет в новом поколении учебников по Педагогике убеждать новые поколения педагогов убрать из своей практики эти «перевёртыши».

Разбирая вопрос о содержании воспитания, мы говорили о пяти глобальных направлениях его формирования согласно построению человеческого опыта создания Культуры и проживания в ней. Эти направления следующие: физическое воспитание, духовно-нравственное, умственное, трудовое, эстетическое воспитание, сопровождающие человека всю земную жизнь, но активно ведущиеся в детском и юношеском возрасте. Среди этих пяти направлений одно занимает совершенно особое месте, это – духовно-нравственное воспитание. Именно с него начинается всякое воспитание, когда мать берёт впервые на руки только родившуюся кроху и ласкает его взглядом, всем своим существом и кормит в этой всеобъемлющей дитя радости. Это и есть духовность матери, в которой идёт сначала его физическое, затем умственное и всякое иное развитие. Особенность духовно-нравственного воспитания и состоит в том, что оно является, с одной стороны, самостоятельным направлением развития человека, а, с другой - пронизывает все другие и является первопричиной их качества, уровня, эффективности. Все наблюдали и отмечали в своём сознании факты нашего бытия: человек трудолюбив, да жаден; человек эстетичен, да жесток к людям; человек умён, да предатель. И эта без – нравственная «добавка» разрушает целостность человека, начинающего, при всех иных достоинствах, творить зло на Земле.

Для того, чтобы правильно проектировать решение такого деликатного вопроса, как духовно-нравственное воспитание наших детей, надо исходно иметь более или менее чёткое представление о том, что такое духовность и нравственность и почему они объединены в одно направление.

Сегодня общепризнанным становится понимание Человека как органичного единства телесного, душевного и духовного начал при ведущей роли духовного. Духовность понимается как способность человека осознавать этот мир, своё место в нём, миссию своего земного существования, как способность следовать главным законам бытия – нравственным. «Духовность может быть определена как потребность и способность человека путём внутренних усилий устанавливать и сохранять связь с надиндивидуальным, а также с надчеловеческим пространством, т.е. со сверхсистемой, в которую «вписано» бытие человечества как разумной части живой природы, в которой концентрируются все человеческие (всечеловеческие) смыслы» (И.А.Колесникова). Таким образом, «сознание является универсальной формой выражения духа» (В.И.Несмелов). Духовность является и качеством личности, делающим её субъектом в любой, даже уничижающей, ситуации. Субъектность – это внутреннее самостояние, достоинство человека, которое невозможно отнять у него никакими внешними способами. Осознавать себя субъектом можно и в состоянии внешнего рабства. Конечно, если духовность воспитана. Ведь можно быть внутренне бездуховным рабом, находясь на вершине власти, рабом самой власти, славы, денег.

Особенности духовности состоят в том, что она аккумулирует и выражает одновременно понимание человеком сущности мира, своего происхождения, своих зависимостей в этом мире, своих свобод и прав, непреложных законом бытия. А это и составляет мировоззрение, которое может быть разным: научным, материалистическим, атеистическим, религиозным, религиозно-научным, эзотерическим и другим. Другая особенность духовности – быть ведущей в развитии человека! Даже маленький человечек, питаясь материнским молоком, испытывает духовность матери и соответственно реагирует на неё.. Вся остальная жизнь идёт в полной зависимости от этих невидимых глазу, но существующих реально нитей духовности.

Следует правильно соотносить понятия духовности, нравственности, морали и свободы живущего в обществе Человека. Мораль понимается как общепринятый стиль отношений людей сообразно принятым законам и общепризнанным норам поведения. Это практика отношений каждого человека к интересам своего класса, своего общества, своего сообщества (группы, коллектива). Мораль детерминируется конкретным состоянием общества, уровнем развития в нём нравственности, принятыми и терпимыми в нём законами, нормами и требованиями. В нашем обществе в конце ХХ и начале ХХ1 века отмечается резкое падение морали не только как рост воровства, коррупции, манипулирования сознанием, лжи, но и как терпимое отношение к этим отклонениям большинства граждан, не замешанных в этих преступлениях. Мораль как принимаемые нормы жизненных и деловых отношений оказалась чрезвычайно низкой, что мешает и искажает развитие общества в целом. Нравственность - личное представление о добре и зле, индивидуальная мораль. Свобода – это механизм уравновешивания отношений нравственности и морали, это способность выбирать между добром и злом. С помощью свободы человек становится тем, кем желает быть. Высокая нравственность как следование спасению души от разрушительного зла есть духовность. Духовность позволяет человеку осознавать цели своих действий и с позиций своего миропонимания выбирать соответствующие пути и средства их достижения. «Для нравственной жизни человека свобода так же необходима, как кислород для физических процессов; но как кислород воздуха, освобождённый от азота, сжёг бы лёгкие, так и свобода, освобождённая от деятельности, губит нравственность человека» - писал К.Д.Ушинский.

Мы не будем здесь подробно разбираться в вопросе, как и откуда берётся у людей столь разное мировоззрение при относительно равных условиях жизни, кто формирует нравственные законы как заглавные, тем более, что единого мнения на этот счёт нет. Это вопросы философии, антропологии и этики. Нам важен сам факт существования духовности как изначально данной человеку способности. И эта способность первоначально проявляется в естественной нравственности.

Существуют разные теории нравственных санкций, т.е. права её создавать и предъявлять человеку. По крайнеё мере известны три чётко сформулированные теории. Первая – это психологическая теория утверждает природную врождённость нравственных чувств человека, способность его самостоятельно различать добро и зло. Другая – социально-апробативная теория, создатели которой считают, что общество, в лице власти и науки, может само разрабатывать нравственные нормы и устанавливать их. Третья – теологическая теория. Согласно её абсолютным Законодателем в области нравственности является Бог. Нравственные нормы установлены Им как нашим Создателем и потому имеют объективный и безусловный характер. Эти нравственные нормы передаются человечеству через пророков и первоапостолов и изложены в Священном Писании и Священном Предании. На этих законах затем врастает христианская этика.

Естественная нравственность основана на нравственной сущности человека как основной движущей и справедливой силе развития отдельного человека и общества, человечества в целом. Действительно, уже маленький человек без специального научения чувствует, что он сделал хорошо и что плохо, ибо в его природе различать добро и зло. Не зря мудрецы говорили, что «людям гораздо чаще надо напоминать, чем учить их чему-то новому» в сфере нравственного поведения (святитель Феофан Затворник). Естественный нравственный закон сформулирован в Христианстве на основе общечеловеческого нравственного опыта многих народов: каждый народ исповедал веру в высшую и вечную истину. Это дало основание современному поколению сформировать понятие об общечеловеческих ценностях, минуя специфику народов. Существование этого закона говорит о том, что миром изначально правит нравственность, а все другие законы должны ей соответствовать, нарушение её ведёт к распаду и к гибели отдельного человека и человечества.

Наконец, о самих нравственных законах. Так сложилось, что в качестве таковых признаются Законы Моисея и Нагорная проповедь Иисуса Христа, переложенные на светский лад. Заглавным из них является «золотое правило нравственности», сформулированное у всех народов и в ранней античности философами. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» - сказано в Евангелии. Оно позволяет личности брать на себя ответственность и действовать самостоятельно, в любых ситуациях быть субъектом действий.

Человечество пытается самостоятельно сформулировать свои нравственные законы. Как правило, это делает власть и предъявляет их обществу. Примером могут служить законы, выработанные в советское время. Для всех граждан был разработан Моральный кодекс строителя коммунизма, для пионеров – законы пионеров, для комсомольцев – Устав ВЛКСМ. Моральный кодекс представлял собой идеальную модель личности советского человека как «борца за коммунизм». Ведущим принципом провозглашалась «преданность делу коммунизма» и далее шли вполне нравственные позиции: добросовестный труд на благо общества, забота о сохранении и умножении общественного достояния, любовь к социалистической Родине, высокое сознание общественного долга, коллективизм и товарищеская взаимопомощь, братская солидарность с трудящимися всех стран, непримиримость к несправедливости и врагам советской власти. Общественная направленность сознания и поведения явно просматривалась в Кодексе. На определённом этапе исторического развития он сыграл свою положительную роль, особенно в деле воспитания подрастающего поколения. Но он, этот документ, сделался декларативным, т.к. был оторван от личности, от того непреходящего, что всегда с ней – от общих законов добра, строился на интересах конкретной власти и был сугубо атеистичен, чем отталкивал верующих. Что касается пионерских законов, то они менялись за мою жизнь четыре раза. Когда я сама вступала в пионеры, наш девиз был «Пионеры в борьбе за дело Ленина – Сталина, будьте готовы!». Когда же студенткой, будучи вожатой отряда, организовывала вступление октябрят в пионеры, мы уже с ими разучивали другой девиз: «Пионеры, за дело Ленина, будьте готовы!». Когда пришла в школу работать старшей пионервожатой, в пионеры мы принимали опять с другим девизом: «Пионеры, в борьбе за дело Коммунистической партии будьте готовы!». Будучи уже аспиранткой и проводя эксперименты в школе, познакомилась с новой трактовкой девиза: «Пионер, в борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза, будь готов!» Четыре изменения – дел рук человеческих. Так невольно и встаёт вопрос о нравственных санкциях.

В реальной жизни духовность и нравственность неразделимы при ведущей роли духовности, определяющей нравственность. Нравственность есть способность человека думать, чувствовать, действовать согласно своей духовности, это правила её практической реализации. Нравственность всегда проявляется как действие словом и делом, узнаваема не столько по словам, сколько по делам, переживаниям, оценкам. Словом, она видна. Отсюда напрашивается риторический вопрос: можно ли построить программу нравственного воспитания, не опираясь на духовность, на определённое мировоззрение? Общечеловеческие ценности есть лишь набор качеств без оснований. В них всегда можно что-то добавить и что-то убрать. Они ничем не скреплены и не представляют собой системы. Попробуем разобраться, проанализировав таблицу 21.

Таблица 21

Модель системы нравственного воспитания

Нравственные Законы Ведущие человеческие ценности Модусы духовности Нравственные качества личности
1. Закон нравственных санкций. 2. Закон естественной нравственности. 3. Религиозные заповеди. 4. Закон воздаяния. 1. Рождение человека (возрождение, творение, созидание). 2. Жизнь (миссия, развитие, спасение от зла). 3. Смерть (бессмертие). - Страх сотворение зла. - Совесть. - Вина. - Вера. - Надежда. - Любовь. - София (Мудрость). 1. Базисные нравственные качества. 2, Периферийные нравственные качества.

Как видим, чтобы приниматься за воспитание детей, особенно духовно-нравственное, надо определиться мировоззренчески. Это значит, понять, на каких законах выросли их предки и держатся их семьи, поверить в существовании естественной нравственности как мирового природного закона, уяснить себе и принять самим Богом данные через своих пророков нравственные законы. Основные нравственные законы «не от мира сего». Затем посмотреть, насколько законы образовательного учреждения и уклад жизни детского коллектива соответствуют им. Это первый этап нравственной программы – определение мировоззренческого поля воспитания, которое прописывается в концепции образовательного учреждения и концепции преподавания отдельного предмета и внеклассной работы, в жизненной концепции каждого взрослого человека.

Многие образовательные учреждения сегодня работают без мировоззренческой определённости, считая это научным подходом и прикрываясь плюрализмом и либерализмом. Свято место пусто не бывает. Его займут другие. Каких бы национальностей и вероисповеданий ни были дети и сколько бы этих вариантов ни было в школе и вузе, всегда есть выход в учёте их мировоззренческого поля – через спецкурсы, факультативы, внеклассную работу, элективные курсы, ознакомление детей с разными подходами, наконец, не исключая соответствующий их вере и культуре.

Второй этап - самый сложный. Состоит в раскрытии мировоззренческого поля детям. Мы уже говорили, что его основу составляют понятия о человека – его порождении и природе; понятие о земной миссии, понятие о смерти как бессмертии или тлении. Раскрыть их растущему человеку, с возрастом постепенно усложняя и приближаясь к истине – вот мудрость педагога. Без этих понятий совсем непонятно, откуда берётся эта нравственность и зачем она в «мире успеха» нужна? Вот тут место история, основам духовной культуры народа, его психологии, материальной культуре, а это познаётся через книги, встречи, наблюдения, занятия соответствующим ремеслом, праздники, создание определённого уклада школы, самонаблюдения, рефлексию и другие формы. Постигать и проживать, чтобы возникла регенерация, восстановление исходного природно-духовного состояния.

Нравственные качества личности основаны на понимании природы человека, его земных обязанностях и смерти, о чём мы до сих пор боимся говорить с детьми, да и сами в этом слабо разбираемся. Помните, мы говорили о двух культурах – сотериологической и гедонистской (гедонистической)? Первая направлена на созидание и спасение от разрушительных для души и тела действий, вторая – на потребление и удовольствия. Так вот выбор происходит на этом этапе нравственного воспитания. Гедонистская культура затратная, эгоистическая, потребительская. Выбрать её в качестве матрицы поведения – значит изначально нарушить нравственную матрицу самоохранительного существования.

Третий этап – развитие модусов духовности, а точнее, их поддержание и укрепление, ибо они врождённы и явлены нам в наших чувствах. К ним относится страх творить зло, совесть, вина, вера, надежда, любовь и София. О каждом из этих модусов надо знать и, более того, соотносить с собой. Достаточно рефлексии, чтобы каждый ребёнок понял, как они помогают в жизни. Потеря любого из них влечёт конфликты, неуспех, разрушение, падение, в том числе душевного и физического здоровья. Ибо в этих модусах и заключено само духовное здоровье как физическое.

Проектировать его надо на основании освоения содержания второго этапа нравственного воспитания. Ибо каждое из этих понятий как отражающих определённое человеческое состояние будет специфичным у разных народов, разных вер и проживших разные истории. Вот почему некоторые историки, наконец, прозревают и говорят о том, что детям надо преподавать не отстранённую объективированную историю, а лучшие страницы истории, возвышение человеческого духа над телесным. Только тогда постигается духовность как реальная сила.

Наконец, четвёртый этап – это формирование самих нравственных качеств, условно поделённых на базисные и периферийные, производные от базисных. Базисные качества – это долг, честь, достоинство, ответственность, обязательность. К ним также относятся воздержание, правдивость, милосердие, миролюбие, терпение, смирение. К периферийным – смелость, бескорыстие, искренность, скромность, честность и масса других. Кроме того, нравственные качества полярны, на основе поляризации добра и зла. Есть бескорыстие и нестяжательство и есть сребролюбие, есть целомудрие и есть прелюбодеяние, есть скромность и есть тщеславие и т.д. На этом этапе надо учить преодолевать такие пороки, как чревоугодие, сребролюбие, тщеславие, зависть, гнев, уныние. Делается это методов вымещения, вытеснения, замещения одного другим - воспитанием положительных качеств. Чтобы бороться, например, с агрессией, надо начинать с «лечении» зависти, чтобы преодолеть чванство, надо преодолеть тщеславие. Для этого надо сформировать доброту, доброжелательность, скромность, правильную самооценку, а не давить, осуждать и наказывать за них.

Никакое прямое лобовое воспитание нравственных качеств не даёт успеха, если не опирается на три предшествующих этапа. Но это не значит, что надо их механически делить по возрастам. Опыт воскресных школ, преуспевших в нравственном воспитании детей, говорит о том, что в одних случаях всё идёт фронтально, целостно, а в других и поэтапно. Школы эти опираются на успехи семейного воспитания и природу самих детей, доверяя ей и закону естественной нравственности. Они же учат, что главной функцией Человека Воспитывающего становится не формирование знаний, а сигникативная функция как функция жизненного смыслообразования. Именно смысл жизни и его осознание поддерживает жизнь и стимулирует её прогрессивное развитие. Как понимаем смысл, так и развиваемся, так и живём. А смыслы даёт именно духовно-нравственное воспитание, оно их обеспечивает и формирует мировоззрение как систему жизненных смыслов.

Критериями правильного развития нравственности в человеке принято считать: а) отношения человека к людям, себе подобному, миру природы и техники (уважение, бережливость, доверие, помощь); б) качество воспитательных отношений с Человеком Воспитывающим; в) качество труда и продукта труда как его результата.

Следует опереться на опыт технологии воспитания нравственных качеств, выработанный практически в любой религии. В качестве примера раскроем, как это рекомендует сделать православное христианство. Так, праздник всегда связывался с нравственностью и считался перерывом в труде и каждый соответствовал завершению определённого трудового цикла. Праздники вытекали из динамики общественноё, трудовой и духовной жизни. Любой праздник, даже самый маленький, должен иметь смысл, идею и своё назначение и проводиться в строго определённое время с присущим только ему обрядом и ритуалом. Праздники вовлекали в себя все слои общества, объединяя школу и общественно-государственные учреждения. Христианство, можно сказать, заложило научно-технологические основы проведения праздников. Оно провело их изучение и систематизацию, определило порядок их проведения в пространстве и времени, прописало смыслы, разработало технологии. Новые праздники, в том числе и светские, создавались по тем же образцам, но со своими смыслами, что и меняло всё дело.

Технология праздника включает в себя предпразднество, празднество, попразднество и отдание праздника. Предпразднество, говоря светским языком, включало в себя подготовку праздника, изучение его главой идеи, истории, связанных с ним событий, подготовка нарядов, украшение помещений, стола и т.д.. Празднество – это само веселье, игры, песни, отдых и подведение итогов труда за прошедший с последнего праздника период. Попразднество – продолжение праздника как прославление его создателей и верных сторонников. Наконец, отдание праздника – прощание с праздником, подведение его итогов и перестройка сознания на новые трудовые будни. Вот так глубоко, неспешно строится технология праздника, и программа его может вполне состоять из этих же разделов. Сценарий, при этом, лишь часть всего проекта.

Знакомство с технологией современных детских и молодёжных праздников показывает, насколько отстала наша светская методика и технология праздников от христианских разработок. Случайность, вкусовщина, бессмысловой набор развлечений, их бессвязность – вот что в изобилии присутствует на современных праздниках, даже посвящённых каким-то событиям или персоналиям. Такие праздники не являются ни воспитывающими, ни одухотворяющими, оставаясь формальным отданием гражданского долга памяти. Почти все они быстро забываются, оставляя лишь в памяти слабый след и не перестраивая душу и поведение. А это, заметим, опять нарушение полоты познавательного цикла.

Удивительно технологично в Христианстве построен процесс вхождения человека в безнравственный поступок и выхода из него. Вхождение состоит из пяти этапов: прилог (помысел о совершении порока, зла), сочетание (влечение к порочной идее), сложение (влечение к совершению порочного действия), пленение (привыкание к порочной идее), рабство перед порочной идеей и стремление её реализовать. Так же технологичен выход из прочного стремления. Сначала надо «исследовать сердце своё» и определить, какоё порочной мыслью оно занято. После обнаружения и определения, на какой стадии она находится, начать её преодоление. Против каждого порочного стремления есть своя техника. Если у человека блуждающий ум, невнимательность, большая отвлекаемость, то следует лечить это бдением, чтением и даже молитвой (в буддизме медитацией). Если у человека страсть к деньгам и накопительству, лучше всего чаще помогать нуждающимся, жертвовать имеющимся, стараться быть великодушным в прощении. Если у кого чревоугодие, страсть к еде, сладостям, то лечиться надо усиленным физическим трудом. Главным методом нравственного воспитания считается вытеснение как замена плохого качества хорошим. Кто-то великолепно сказал: «Нам не из чего делать добро, кроме как из зла». При этом даётся совет – бороться последовательно, настойчиво, не допуская разрушительную идею до её прочного и болезненного внедрения в сознание. Это и есть настоящая психотехника, в которой нуждаются педагоги и родители.

В настоящее время разработаны и другие методики нравственного воспитания. Так, учёные Института общего среднего образования Российской академии образования в самом начале ХХ века предложили целую программу поклассного обучения нравственности. Идея хорошая, но не понятно, на каком основании нравственные качества именно так разделены по годам обучения детей в школе, чем в целом они скрепляются в систему? В этой программе нет главного – идеи. Это как раз та ситуация, когда от нравственного воспитания полностью усечено духовное, отсутствует мировоззренческая основа. Несерьёзно это. Есть другой вариант. Американский учёный Л.Кольберг исходит из особенностей усвоения детьми моральных требований, предъявляемых к ним в обществе. На основе специального изучения 98 школьников, мальчиков в возрасте 10-16 лет, он выделил три типа их отношений к морали. Первый тип – доморальный, когда учащиеся решают моральные проблемы, ориентируясь не на мораль, а на возможные поощрения или наказания. Больше всего таких детей в возрасте 7 лет (70%). В 10 лет таких уже 30%, а в 13–16 – только 13%. Второй тип – взятие ребёнком на себя ответственности за определённый тип поведения, одобряемого другими. Таких детей более всего в возрасте 10-13 лет. Здесь явна зависимость от ожиданий и оценки окружающих. Третий тип – это морально самостоятельные дети, принявшие моральные принципы и следующие им. Этого уровня совсем нет у 7-летних, 1-2% у 10-летних, около 10% - у 13-16 - летних. Л.Кольберг считает, что они принимают или отвергают нормы морали в зависимости от желания завоевать хорошее отношение, расположение окружающих, что нравственный идеал у них эмоционально окрашен. Таким образом, педагогу предлагается строить программу нравственного воспитания, исходя из мотивации нравственного поведения в том или ином возрасте. Согласно такому подходу нужна глубокая диагностика моральных поступков детей и проектирование, на основе этих данных, соответствующих мероприятий, с учётом возрастных ограничений. Эта программа тоже игнорирует роль мировоззрения и духовности в нравственном становлении человека, как и первая.

Духовно-нравственное воспитание закладывается в основания всякого другого воспитания. Например, умственное воспитание напрямую зависит от него. Человек должен учиться не только по книгам, но и у жизни, на своём личном опыте познавать многое. Только сочетая и взаимно дополняя друг друга, эти два источника закладывают процесс поиска истины, в чём и состоит смысл познания. Для познания нужна вера, о чём ранее было подробнее. Вера – из области духовного состояния человека. Физическое воспитание только тогда приносит пользу, когда оно духовно-нравственно и совершается исключительно для самосовершенства и поддержания физического здоровья, для нормальной психической и духовной жизни. А для этого оно должно быть тоже в меру, не разрушая ни физического, ни психического, ни духовного здоровья. Оно не должно строиться на чувствах соперничества, гордыни, тщеславия. Трудовое воспитание тем более основано на нравственности. По этому основанию различают труд – заботу, труд – работу и труд – успех. Общество нуждается в труде – служении.

Священник А.Гармаев, бывший школьный учитель, предлагает различать ложный труд, когда ребята работают за похвалу, и труд истинный, когда дети откликаются на нужды другого. Именно во втором случае происходит внутреннее духовно-нравственное становление. Труд – забота – это труд ёмкий, полноценный, фундаментальный, удовлетворяющий чью-то нужду. Это заметно при уходе за растениями и животными, при оказании поддержки и помощи близким и друзьям. Именно такой труд высоко нравственный. Труд – работа – это труд за оплату, а не по потребности в труде. Нередко этот труд не связан с потребностями приносить людям радость, нести помощь или созидание. Наконец, труд – успех – это труд ради похвалы, власти, славы. С позиций духовности это самый низкий вид труда. Между тем, одна из педагогических газет совсем недавно познакомила читателей с работой одной из школ под лозунгом: «Добивайся высшей чести – быть всегда на первом месте»…

Духовно-нравственное воспитание – очень сложная сфера деятельности Человека Воспитывающего. Она требует от него немалой ответственности и даже жертв. Сложность работы Человека Воспитывающего на этом поприще ещё и в том, что он всегда находится в сложной ситуации. Он должен быть независимым в суждениях и в то же время следовать государственной политике и учитывать семейные интересы, От него требуется должное педагогическое руководство детьми и организация их коллективной жизни с самоуправлением. Он этически работает в зоне конфиденциальной информации и одновременно должен быть человеком искренним и открытым. Здесь действуют такие правила: «Никому не предлагай того, никого не учи тому, чего прежде сам не исполнил на деле», «И учитель, и ученик – люди грешные, и потому нравственный труд надо совершать не одному ребёнку, а и совместно учителю», «Если хочешь, чтобы класс был спокоен, будь таким сам». Словом, труд учителя душевнопопечителен. Нигде не требуется от учителя столько высокой нравственности, как при духовно-нравственном воспитании детей. Вот здесь дети и делаются главными воспитателями своих наставников и кормителей. Эта востребованность особенно велика сегодня.

В конце 2005 года «Литературная газета» опубликовала статью «Петлистый путь к счастью». Результаты исследования общественного мнения Воронежским институтом «Квалитас» показали, что у нас формируется новая общность людей, ориентирующихся на безнравственность. На вопрос «Считаете ли вы преступлением уклонение от налога?». Треть опрошенных считают это простительным грехом. Большинство воронежских предпринимателей (52%) вообще не считает неуплату налогов преступлением. Число воронежцев, считающих допустимым покупку краденых вещей, возросло с 18 до 27%. Среди молодёжи лояльных к покупке краденого 59%. Что касается дачи и получения взяток, то 40% молодёжи и 55% руководителей воронежских предприятий считает это допустимым. С изрядным пофигизмом, пишет газета, относятся к деловым обязательствам молодые люди, студенты и учащиеся – таких 55% от опрошенных. Безбилетный проезд в транспорте не осуждает 68% воронежцев, молодёжь вообще считает это проблемой «пенсионерской». Уклонение от службы в армии оправдывает 58% горожан. 61% опрошенных не станут искать владельцев потерянных кошельков и вещей, а унесут их домой. 30% воронежцев толерантны к проституции. Газета говорит об особой толерантности к этой проблеме молодых жителей города, не называя цифру. И т.д. Картина просто ужасающая. Крупнейший советский этнолог Л.Н.Гумилёв в своё время писал: «Теперь духовно-нравственной основе нужна поддержка, хотя потом она будет держать и развивать систему».

Проектировать духовно-нравственное воспитание следует в комплексе со всеми другими направлениями. Семья закладывает базис духовности и соответствующей нравственности. Право родителей воспитывать ребёнка в избранной ими системе нравственных ценностей, в определённой культуре и исторических традициях, что прописано в Конвенции прав ребёнка. Именно семья должна задавать эти направления для всех образовательных учреждений. Делается это посредством выбора определённо направленного образовательного учреждения и посредством заказа на факультативы, курсы, что закрепляется договором ОУ и родителей.

Студенческие вопросы по этой теме многочисленны и разнообразны. Здесь и больной вопрос о том, как воспитывать нравственность, когда в обществе всё решают деньги? Ответ должен быть только однозначно таким: отношение к деньгам должно быть нравственным, иначе мы всё больше погружаемся в хаос и зло. Вопрос «Зачем способствовать формированию идеала, если общество его всё равно разрушит?» требует глубоко размышления. Столь низкое состояние морали в нашем обществе было не всегда – это плод варварской и в корне несправедливой перестройки, следовательно, этому придёт и конец. Не воспитывая сегодня, не закладывая с детства нормы жизни, мы рискуем и завтра остаться без них и детям оставить руины. «Отчего люди теряют смысл жизни, и к чему это ведёт?» - вопрос не праздный, заданный вполне устроенным человеком. Вот тут всё дело в духовности, в мировоззрении, в ценностях, вытекающих из них. Ведь смыслом жизни может, на какое-то время, стать любовь, успех, месть, богатство, власть. И когда они, становясь главной целью, вдруг теряются, отодвигаются, человек во всём остальном не видит смысла, и жизнь перестаёт для него быть ценностно значимой. Он может решиться даже на самоубийство. Особый случай с детьми. Детское самоубийство чрезвычайно высоко в современной России, оно связано с общим неблагополучием детства и потерей духовно-нравственных ориентиров. Миллионы детей, выброшенных из семей, из жизни общества, масса искалеченных физически и духовно жестоким обращением с ними, масса вовлечённых в троффик – детскую проституцию или коммерческое использование детей в сексе. Идёт открытое растление нового поколения. Растление – старославянское слово, означающее растирание в тлю, предание тлению, умиранию. Природа же детства такова, что требует кормления, любви, защиты, понимания, развития, без чего ребёнок не самоактуализируется, раньше времени устаёт от жизни, разочаровывается в ней. Это и ведёт к самым страшным последствиям.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 1077 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...