Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

От практики воспитания к науке Педагогике



ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

И ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПЕДАГОГИКА КАК ПРАКТИКА И НАУКА

План

1. От практики воспитания к науке Педагогике……………..12

2. Что изучает Педагогика……………………………………..19

3. Построение педагогического знания……………………….23

4. Место Педагогики в системе наук………………………….29

5. Народная и научная педагогики: общее и особенное…….33

6. Жизнеутверждающая миссия Педагогики…………………43

Десять заданий для самостоятельной работы по теме

«Педагогика как практика и наука»…………………………….47

От практики воспитания к науке Педагогике

Человек рождается существом слабым, не способным себя обеспечить, защитить, чему-то самостоятельно научиться, не умеющим даже говорить и ходить «о двух ногах». Сначала над ним «трудятся» мать и отец – учат говорить, ходить, самостоятельно кушать, убирать игрушки, защищаться от огня и холода. Потом на помощь родителям приходят специалисты – воспитатели детских садов и учителя школ. Они дают многие знания, учат читать и писать, решать задачи, наблюдать природу, облагораживают инстинкты, корректируют характер, научают общаться. Эстафету принимают преподаватели учреждений профессионального образования – они обучают профессии, дают в руки те умения, с помощью которых человек становится способным самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, принося при этом пользу людям и обществу. Так постепенно каждый из нас из Человека Телесного превращается в Человека Разумного (см. рис. 1). Деятельность, способствующая такому становлению человека, называется старославянским словом воспитание.

Почему и зачем нужна такая кропотливая и длительная работа над человеком естественным, природным? Не достаточно ли для жизни животных инстинктов? Наука на этот вопрос отвечает так. Человек – высшее биологическое

  Пенсия  
  Достижение акме – высшей точки развития К 60 годам
  Профессиональный рос, повышение квалификации Далее
  Работа С 17 лет
  Получение профессионального образования С 14 лет
  Получение общего образования С 5 лет
Семья С 0 лет
               

Рис. 1. Возрастание Человека.

существо, обладающее способностью к развитию нервной системы, в частности, мозга и, следовательно, к мышлению и познанию. Эта способность стала главным фактором выживания в неблагоприятной среде. Инстинкт выживания и способность к познанию помогли человеку обустроить под себя первозданный естественный внешний мир. Человечество за своё существование создало язык, религию, право, экономику, индустрию, искусство, медицину и многое другое. Жить в окружении природы становилось всё безопаснее и комфортнее. Всё созданное умом и руками человека философы назвали культурой, своего рода «второй природой», значительно расширяющей и видоизменяющей первую, естественную.

Культура – это полная совокупность идей, норм, отношений и материальных ценностей, создаваемых когда-либо умом и руками человека, человеческим трудом в условиях природного проживания. Культура есть создание различных видов человеческой деятельности. Это то, что дополняет природное существование, обогащает его и одновременно меняет. Посредством культуры программируется поведение человека, создаются соответствующие связи его с обществом. Именно культура, в процессе создания которой и затем под влиянием которой изменяется человек, облагораживает и формирует новые способы жизнедеятельности, способствует развитию цивилизации. Современная культура – это огромное, сложное и противоречивое явление. В ней вырастают, образно говоря, не только полезные и целебные злаки, но и плевелы. В ней много необходимого человеку, но немало и разрушительного, вредного, что создал тоже человек. Сегодня, чтобы пользоваться культурой во всех её областях и особенно в бытовой и искусстве, нужны мудрость и нравственная чуткость. То, что в ней разрушительно, например, курение, пьянство, сквернословие, новые средства насилия, воровство, распущенность, нужно научиться преодолевать или вытеснять новыми средствами культуры, вести к самоуничтожению. Современного человека следует учить невосприимчивости зла и пошлости, что разрушительно для самой культуры и человека.

Нетрудно догадаться, что человеку становится мало природных инстинктов, ибо жить приходилось в двух мирах одновременно: в природе и культуре, в которой прописывались нормы человеческих отношений, в том числе и к природе. Сохранение, пользование и приумножение культуры, как заметили люди, зависело не только от внешних условий, но и от них самих, от того, насколько они принимали её, следовали ей и обогащали. Для этого каждый родившийся ребёнок уже с пелёнок приобщался к этой культуре как культуре своего народа. Культуре стали учить, её стали передавать новым поколениям. Так возникла деятельность воспитания, обеспечивающая передачу накопленного культурного опыта новым людям, не знающим его.

  ВОСПИТАНИЕ есть практическая деятельность по формированию опыта проживания человека в культуре.

Воспитание родилось как специфически человеческий вид деятельности. Оно исторично в том смысле, что зародилось и развивалось параллельно со всеми другими видами практической деятельности. Оно, как любая практика, направлено на преобразование существующей действительности, на этот раз Человека Природного в Человека Культурного. Вопрос здесь в том, как всё-таки человечество дошло до мысли о необходимости воспитывать подрастающее поколение? Однозначного ответа до сих пор нет. Одни исследователи считают, что оно возникло на базе инстинкта родителей заботиться о потомстве. Другие - на базе инстинкта детей подражать взрослым. Для нас в этих объяснениях важным является признание естественной природы воспитания, соответствие и «вытекание» его из природы самого Человека.

История воспитания всех первобытных народов достоверно показала сходство путей и даже средств воспитания, применяемых в человеческих сообществах. Воспитательные системы, при всех их различиях, складывались по одному, если можно так сказать, алгоритму. Первым элементом системы было мироощущение людей, их мировосприятие и миропонимание, т.е. то, что мы сегодня называем мировоззрением. Оно, как известно, у всех первоначально было языческим, основанным на поклонении природе, космосу и многобожии. Космос, природа и человек воспринимались как единое целое, в котором человек – лишь малое звено и далеко не самостоятельное. На основе этого мировоззрения складывались жизненные циклы человеческого существования, состоящие из труда и отдыха. Труд и отдых строго соответствовали природным условиям и мировоззрению, объясняющему связь человека с ними. Наиболее ярко мировоззренческий компонент труда и отдыха проявлялся в символах, атрибутах и ритуалах, скрепляющих разрозненные действия людей. Мировоззрение определяло меру, место, виды и характер конкретных действий в труде и отдыхе людей. Это закреплялось в человеческом сознании и поведении, становилось привычкой, обычаем, законом, правилом деятельности. Воспроизводимые из поколения в поколение они становились традициями, т.е. устоявшимися жизненными ценностями и действиями. Воспитание в первобытном обществе и было направлено на передачу традиций, отчего историки его назвали традиционалистским воспитанием.

Итак, путь от миропонимания, через построение в соответствии с ним практической деятельности, формирование её как традиций, к передаче их новому поколению, прошли все народы мира. Разность определялась конкретными условиями жизни.

В традиционалистском воспитании складывалась также сходная по внутренней структуре система мер, способствующих передаче опыта труда и отдыха старших поколений и освоению его молодыми поколениями, учитывающая не только внешние условия жизни, но и возрастные возможности днтнй. У всех народов мира воспитание первоначально и на протяжении длительной истории было элементом быта, делом житейским. Его осуществляли родители, сородичи, няни, кормилицы, старейшины, род и община в целом. Опыт воспитания из потомства в потомство передавался изустно – из уст в уста в личном общении, на личном примере, укладом жизни, посредством соблюдения традиций. Все народы мира создавали свой фольклор, в том числе и детский, детские игры, свою систему последовательного включения детей в трудовую деятельность взрослых и родовые праздники. У всех народов вырабатывалась также система охранных мер, стимулирующих передачу и освоение традиций. В частности, существовали запреты (у славян – запуги) на нарушение традиций. Кстати, историки утверждают, что долгое время в жизни людей новации и новаторы не поощрялись. Это считалось либо проявлением глупости, либо намеренным злом разрушения устоявшегося образа жизни.

Таким образом, первые воспитательные системы строились как бытовые, устные, на использовании фольклора, игр, совместной практической деятельности с детьми и разрешительно-запретительных методов. Но все они были разными по внутреннему содержанию, что определялось опять же природными, экономическими условиями и мировоззрением народа. Постепенно у каждого складывалась своя особая воспитательная система как особый вид конкретной культуры.

Опыт воспитания накапливался, но с возникновением религий стал приобретать иную, более высокую осмысленность. Так, во всех трёх мировых религиях, буддизме, христианстве и исламе, в каждой по-своему, была поставлена проблема бытия человека как разумной Личности, его происхождении, земной миссии и смерти (бессмертии). Сущность человека рассматривалась в единстве трёх ипостасных начал – духовного, душевного и телесного. При этом, духовное начало рассматривалось как трансцендентное, душевное как человеческое, но вечное, бессмертное, а телесное – лишь как оболочка временного земного пребывания человека. Наконец, эти религии дали нравственно-этические нормы жизни человека на Земле. Религии мира как религиозно-этические учения стали своего рода программой воспитания человека, при этом объяснив её целесообразность сверхприродностью самого человека. Такие книги, как Махатхарата, Упанишады и другие - в буддизме, Библия - в христианстве, Коран - в исламе стали первыми письменными учебниками, используемыми в воспитании основного населения Земли. И первыми учителями по сей день почитаются – Будда, Иисус Христос и Мухаммед.

Под влиянием религий произошла мощная перестройка языческих культур. В последующие века в них многое корректировалось, часть отмирало, много привносилось нового. Религия стала мировоззрением народов, определяющим всю жизнь, труд и воспитание новых поколений. Признание бессмертия души востребовало воспитание, готовящее человека к вечной жизни. Воспитание стало рассматриваться как деятельность по формированию в человеке духовно-нравственной личности, соответствующей по своим индивидуальным качествам определённым религиозным требованиям. Понятие воспитания было наполнено новым и более глубоким смыслом, данным религиями.

ВОСПИТАНИЕ – это процесс возрастания человека от состояния телесного до состояния духовного, взращивание его до личности, способной жить по определённым нравственным законам.

Это определение не отменяет прежнего, а углубляет его, дополняет, придаёт смысл и направленность деятельности по передаче опыта проживания в культуре новым поколениям. «От тьмы к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем» - сказано о воспитании в древнерусской летописи.

Что касается христианства, то оно сыграло чрезвычайно важную роль в становлении отечественной педагогики. Через него в воспитательную систему пришли понятия, её определяющие, такие как просвещение, личность, развитие, образование, педагогика и многие другие. Через него переосмыслены и ранее существующие понятия человек, воспитание, обучение, учитель и другие.

Педагогика – слово греческого происхождения, пришло к нам через Византию. Педагогом в Древней Греции называли раба или наёмного слугу, водивших детей аристократии и свободных граждан в школу на учение. Также стали звать и учителя, нередко из числа грамотных рабов или лиц низшего сословия. Само слово состоит из двух греческих: «ребёнок» и «я веду, тяну». В тот де период в Греции складывалось представление о воспитательной деятельности как самостоятельном её виде, о функциях воспитателя – педагога (педонома). Среди них выделялись: - охрана жизни и здоровья ребёнка от возможных внешних разрушений и дурных влияний; сопровождение ребёнка к источникам знаний;передача знаний о культуре, которой живёт общество. Все эти функции как основные сохраняются до сих пор. Между прочим, вместе с педагогикой в русский лексикон пришло много слов греческого происхождения, связанных с воспитанием. Это школа, лицей, гимназия, кафедра, лекция, сессия, семинар и другие.

Педагогика как термин с большим трудом приживалась на российской почве. Потребовались не менее семи столетий, пока это слово стало термином и нашло своё место в науке, определив тем самым свои отношения с воспитанием. За воспитанием сохранялась практика воспитательной деятельности, а педагогика стала обозначать науку, изучающую эту практику. Хотя можно было бы науку о воспитании назвать своим родным словом, например, воспитаниеведение, что было бы более точным и понятным всем. Фактически это и есть Педагогика. Становление Педагогики как науки произошло окончательно в Х1Х столетии.

Не вдаваясь подробно в глубокую историю, скажем, что уже в ХУ11 веке понятия воспитание и педагогика стали разводиться. Этому способствовали обстоятельства, связанные с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1671). Он оказался первым создателем сугубо научно-педагогических трудов, переведённых на многие языки мира и признанных зарождающимися государственными системами воспитания. Кстати, ряд его трудов, по велению Екатерины Великой, были переведены на русский язык и в 1788 году изданы для народных училищ и домашнего чтения.

Приход в отечественное воспитание понятия педагогика ускорил процесс научного осмысления всей сложившейся воспитательной практики. Он ознаменовал рождение отечественной научной педагогики как рефлексии реально существующего воспитания. И у нас появились первые письменные, а затем и научные тексты с анализом и оценкой воспитания, свои авторы и специалисты этой отрасли деятельности. Об этом подробно рассказывается в истории педагогики. В конечном итоге сложилось более общее представление и о самой педагогике как научном знании.

ПЕДАГОГИКА – это воспитаниеведение, наука о создании условий, обеспечивающих воспитание человека.

Усилиями специалистов отечественная педагогика стала наукой, поскольку стала соответствовать всем научным признакам:

- иметь свой объект и предмет исследования, отличные от других наук;

- пользоваться своим специфическим понятийно-терминологическим

аппаратом;

- иметь свои методы исследования.

По причине единого смыслового поля слов воспитание и педагогика в науке сложилась практика их очень широкого использования. Современные учёные изучают «педагогику родового строя», «педагогику язычества», «народную педагогику» и т.д. В те времена педагогики как науки не было и можно было бы говорить лишь о практике воспитания. Но поскольку для осмысления той практики используются возможности современной науки педагогики, учёные считают возможным расширять исторические границы использования педагогики как научного термина. Сегодня чаще всего термин педагогический употребляют тогда, когда хотят подчеркнуть научную основу рассматриваемого явления или сказать, что этот процесс или ситуации созданы на научной основе и целенаправленно управляются. Вместе с тем, существует и синонимичное употребление терминов педагогический и воспитательный, что считается вполне допустимым, поскольку педагогический – всегда воспитательный.

В силу того, что и воспитание, и изучающая его наука педагогика являются делом «рук человеческих», они обе относятся к культуре и являются её составной частью: воспитание – в сфере практики, педагогика – в сфере науки (см. рис.2). Поэтому сегодня её изучают не только будущие специалисты - педагоги, но и студенты других специальностей как будущие родители и руководители производственных коллективов.

Рис.2. Место Педагогики в системе Культуры.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 307 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...