Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культуросообразное воспитание и его проектирование



Вновь обращаемся к теме культурологического воспитания, на этот раз с позиции системы воспитания. Чем же не устраивала развивающая воспитательная система, что и веку ей отведено не более половины, если так быстро вызрела потребность в другой, более совершенной системе? Развитие человека как раскрытие возможностей, развёртывание потенциальных способностей, как расширение сферы человеческого бытия как нельзя лучше пришлось гуманистическому направлению общественного развития. Оно тоже поставило в центр всей системы Человека Воспитывающегося. Всё направлялось для оказания помощи в его становлении как личности и члена общества, как творца. Человекоцентризм в политике, экономике, праве, художественной и иной культуре теперь подкреплялся психолого-педагогическими идеями специального выращивания Человека как центра Вселенной. Развитие превратилось в самоцель. И результаты этой крайности не заставили себя ждать. Оказалось, что «всесторонне развитый» человек ещё не продуктивный человек, ещё не счастливый человек, ещё не конкурентоспособный человек. Он, этот человек, живёт, словно, без стержня – неведомо зачем, ради каких смыслов? А тут ещё обнаружилось, что развивающим воспитательным технологиям поддаются далеко не все дети. Есть даже факты, когда хорошо разработанная технология развивающего обучения способна развивать детей, сильных физическим и психическим здоровьем. В обществе росла поляризация людей по интеллекту, что усложняло его консолидацию (подчас семьи рушились по причине разности интеллекта супругов) и нравственное совершенствование. Возникла потребность в одухотворённой интеллектуальности, что и стало делаться посредством культурологических идей.

Культура – явление и внешнее, и внутреннее. О внутренней культуре хорошо сказал философ М.Мамардашвили: «Культура – это то, что остаётся после того, как ты всё забыл», т.е. ты сам со своим отношением к жизни и людям. Рано или поздно, человек, потребляющий Культуру, обращается к себе внутреннему и задаёт себе вопрос – зачем он это делает, зачем гонится за знанием? Всё, что увидел, услышал, познал и проделал – всё в нём сливается в единую целостность его собственного мира. И тогда осознаётся миссия, что есть показатель именно духовного роста и вознесения. Ответ на этот непростой вопрос даёт культура в её историческом проявлении и становлении. Само развитие человека является лишь механизмом выполнения этой миссии. Святые отцы говорили: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится…». Это воспитание отказывается от возведения личности в абсолют. Отечественные педагоги, такие как Пирогов Н.И., Ушинский К.Д., говорили, что в мире есть более высокие ценности, чем личность.

Выше мы проводили мысли, что само развитие может совсем не осчастливить человека, а, напротив, ввергнуть его в пучину новых бед, ибо не отвечает на главный вопрос – смысла развития, его назначение. Екатеринбургский православный педагог С.Б.Ельцов считает, что педагогика должна принять категорию «свитие», параллельно «развитию». Если развитие характеризуется ростом и множением всех сил и возможностей человека, то свитие, напротив, собиранием, стягиванием, укреплением. Добродетели надо свивать вокруг чего-то единого и главного в человеке и укоренять их внутри его. Если развитие требует стремления возвыситься над кем-то и самим собой, то свитие – только внутреннего труда и усилий. Развитие, образно говоря, распускает цветок и букет, свитие – собирает, соединяет, укрепляет в целостности. Следовательно, развитие – не конечный процесс человекоделания, его продолжает или идёт рядом с ним свитие как направление, как другая сторона развития. На этот вопрос как раз и отвечает культурологическое воспитание. Святитель Дионисий Ареопаг утверждает существование трёх движений души. Первое из них – круговое, «вхождение в себя извне и единообразное собирание умных сил». В этом движении душа сперва обращается на себя, собирает все свои силы и таким образом восходи к безначальному и бесконечному Богу, стоящему превыше всего сущего. Этот путь безопасен, он не даёт уму возможности впасть в прелесть и, таким образом, является целенаправленным восхождением к Богу. Ум, избавившись от всего тварного, отвергает всякую мысль о твари, всякое мечтание и через покаяние соединяется с сердцем, где ему открывается Бог, так что происходит соединение ума с Богом. Это движение свойственно так называемому апофатическому богословию. Второе движение – прямолинейное, при котором душа «исходит к окружающим её предметам и от внешних предметов восходит как бы от неких разнообразных и многочисленных символов к простым и цельным созерцаниям». Это так называемое естественное созерцание, или катафатическое богословие, которое созерцает Бога в природе. Через созерцание природы душа восходит к Богу. Этот метод подвержен прелести, поскольку многие люди, привыкнув таким образом непосредственно наблюдать творения Божии, прельщаются и начинают поклоняться твари более, нежели Творцу и Создателю. Третье движение, так называемое спиралеобразное, представляющее собою сочетание первых двух. Святые отцы отдают предпочтение первому движению, которое зовётся круговым, поскольку образует некий круг. Ум обращается на сердце и через сердце восходит к созерцанию Бога. Таким образом можно избежать прелести. Это круговое движение достигается через умную молитву, с помощью которой подвижник старается «собрать ум в себе, чтобы он двигался не прямым, а круговым и неложным движением». Следовательно, чтобы правильно развиваться, т.е. идти вторым путём – катафатическим, познавая мир, надо быть способным и свиваться, т.е. целенаправлять всё к добру, отсеивать вредное, неистинное, укрепляться в истине. Этот второй путь связан с апофатическим мышлением, способным целостно, в единстве рационального и иррационального, познавать Бога и созданный им мир.

Человек целостен. Благодаря развитию он «увеличивает» свои возможности; расширяет свои связи и отношения с миром. Культура его собирает, обеспечивая свитие. Она изначально держит в рамках, направляет человека. Функции Культуры в жизни человека больше, чем источник познания: через неё осваивается и приобретается мир, формируется и реализуется такая педагогическая функция, как сигникативная. Это функция выявления или приписывания смыслов всему человеческому существованию, любой деятельности как её составляющей. Личность и Культура внутренне соотнесённые понятия. Человек Культурный – это не просто знающий, а понимающий смыслы и действий, и существования как своего бытия. Вот об этом точно сказала философ В.В.Василькова: «Слияние открытий в исследованиях окружающего нас мира и мира внутри нас является особенностью последнего этапа в развитии науки». Добавим, педагогики - тоже. Отсюда, культурологическое воспитание понимается как воспитание мировоззренческое, направленное на воспитание образа жизни и мышления согласно и на основе определённой культуры. Это комплекс условий, актуализирующих культурно-исторические факторы развития человека.

Его опорными понятиями являются: народная культура, самосознание, духовно-нравственное становление человека, мировоззрение, образ жизни, языковая личность, модусы духовности, инкультурация как процесс освоения своей культуры и аккультурация как процесс освоения других культур на безе своей, культурный опыт. Дело в том, что исследователи, начиная с Л.С. Выготского, доказали, что традиции и контекст обыденной жизни дифференцирует и структурирует когнитивный опыт и развитие человека.

Культуросообразное воспитание строится на:

- приоритете духовно-нравственного воспитания человека перед всеми

другими направлениями воспитательного опыта;

- опоре на национальный менталитет и его особенности;

- первичном формировании базисной культуры личности, т.е.

инкультурации и вторичности аккультурации как познании и толерантном

восприятии иных культур;

- актуализации (регенерации) лучших национальных черт и способностей;

- воспитании саногенного познавательного процесса как созидательного и

защитного от разрушения;

- культурно-историческом семантическом воспитании, воспитании

языковой личности, говорящей, мыслящей и действующей в соответствии с

языковыми смыслами своего родного языка;

- формировании исторической памяти (на имена национальных героев и

святых, события, даты, места, предметы, связанные с историей своего

народа);

- восстановлении полноты и целостности человека на основе достижений

более совершенного духа.

Идеи культуросообразноо воспитания возникли в ответ на искусственно подстёгиваемые процессы уничтожения культур и культурных особенностей народов. Мы писали о том, что это ведёт к криминализации поведения, дебилизации сознания, маргинализации образа жизни людей. Этнизация воспитания, согласно новой концепции – неизбежность. Она является средством сохранения человека как такового, основой ненасильственного воспитания, способом защиты от самоагрессии. Исторически народ сохраняет себя только через Культуру. Космополитизм – идея политиков и капиталистов, строящих глобальный рынок труда и рабочей силы. Культуросообразное воспитание не позволяет воспринимать человека только как рабочую силу. Не зря государственной политикой России провозглашён принцип единства федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей.

«Учительская газета» нередко публикует материалы об этнонаправленном воспитании детей в национальных республиках нашей России. Так заметки о системе воспитания в Ханты-Мансийском автономном округе. В воспитание детей с детского сада вводится этнокультурный компонент, уже дающий большой воспитательный эффект. Вводится национальный язык, возвращаются традиции, изучается фольклор, история народа, народные промыслы. Педагоги утверждают, что дети стали здоровее, с большей охотой познают мир своей культуры, стали лучше относиться друг к другу и ко взрослым, а также к другим культурам и людям других национальностей. Этнографы давно доказали, что контекст обыденной жизни в своей культуре и свои национальные традиции оказывают существенное влияние на познавательный опыт человека, на его развитие. Рассказала газета и о воспитании народов Саха – якутов. Там учитель математики Н.А.Алексеева, используя философию культуры народов Якутии, разработала особую систему обучения своему предмету, назвав её динамической. Решение учебных задач детьми зависит от скорости мышления, а не от его качества. Поэтому она не делит учеников на «сильных и слабых», считая, что «относительная медленность мышления одного так же ценна, как и относительная быстрота мышления другого». И таких описаний очень много. Происходит реанимация архетипа культуры и даёт самые положительные результаты, восстанавливая природосообразное воспитание.

Важнейшее качество мышления, формируемое как условие для культуросообразного воспитания, а равно и его результат - это саногенность мышления. Это мышление экологичное, самоохранное, профилактические, предупреждающее возможные нарушения физического, психического или духовного здоровья человека под влиянием неправильно выбранных им действий и мыслей. В противовес ему есть мышление патогенное - разрушительное, ухудшающее деятельность и состояние человека, мешающее развитию. Это когда человек выбирает решения и совершает действия, противоречащие нормам жизни, не согласующиеся с совестью, честью, достоинством и долгом. Это мышление, следующее за модой, ложными ценностями, по сути затратное. Именно поэтому системное мышление можно отнести к саногенному, профилактическому, санитарному. Это мышление экологичное, охраняющее само мышление от разрушения.

Советский философ М.К.Мамардашвили утверждал, что безнравственная разрушительная жизнь, жизнь на уровне простого животного состояния влечёт за собой разрушение мышления на уровне физиологическом. После этого сама здоровьеразвивающая нравственная жизнь становится невозможной уже в силу этих самых физиологических причин.

Итак, инкультурация необходима как процесс самосохранения человека. Это процесс, в ходе которого индивид осваивает традиции, способы мышления и деятельности, принятые в культуре, к которой он принадлежит.

Культура как предмет овладения – главное звено в культуросообразном воспитании. Но есть и другое – развитие по законам своей культуры, особенностям своего мышления. Механизм мышления врождён и может быть либо восстановлен, либо вымещен другим, вновь освоенным (при аккультурации). Культурологическое воспитание основывается на восстановлении природных механизмов познания. Чем ближе передаваемые способы мышления к природным способам, врождённым, тем легче и успешнее учиться.

Культуросообразное воспитание почти у всех народов мира в основе имеет следующие принципы: защита слабого, помощь отстающему; справедливость во всём; соборность; доступность воспитательных методов познания, т.е. их культуросообразность и природосообразность.

Главной целью культуросообразного воспитания является воспитание человека высоко нравственного, целостного в единстве морали и поведения, сознательного и бессознательного, размышления и откровения свыше, познания мира внутри нас и вне нас. Моделью Человека Культуры становится личность, не превозносящая себя выше Всевышнего, с хорошо сформированными модусами духовности, с высокими саногенными нравственными качествами.

Культурологическое воспитание оказывает существенное влияние на построение систем воспитания. Во-первых, оно вводит в систему новый тип образовательных учреждений – воскресные школы при храмах и церквях, предназначенных исключительно решать мировоззренческие вопросы, средние школы при приходах и монастырях, школы народной культуры, национально ориентированные школы, культурные братства. Это особые образовательные объединения, где преобладают разновозрастное построение групп, культивируются взаимопомощь и поддержка, создаётся духовный уклад жизни, где в единстве находятся учебная и внеучебная деятельность детей как равновеликие составные учебно-воспитательного процесса, где в воспитании объединяются силы детей, семьи и самого образовательного учреждения. Это принципиально иные малые воспитательные системы, стремящиеся к целостности внешнего воспитания и сохранению целостности внутреннего самовоспитания. Их проектирование без знания национальных культур и вероисповеданий невозможно.

Согласно культурологического подхода к воспитанию меняется и его содержание. Во-первых, вводится культурно-исторический компонент, Во-вторых, вводится та часть, которая передаётся на усмотрение самого образовательного учреждения и даже класса. В-третьих, вводится мировоззренческий компонент, согласно культуре данного народа. В-четвёртых, в системе дополнительного образования открываются клубы и кружки национальной ориентации. В-пятых усиливается эстетическая и трудовая компонента. В-шестых, начинают культивироваться национальные виды спорта.

Меняются и методы воспитания. Всё больше включаются методы совместного делания, реальной помощи слабым и нуждающимся, убеждения, методы доверия. В большом количеств возвращается символика. Разрабатываются культурологические технологии обучения, такие как коллективные способы обучения, источниковое обучение, духовные беседы, ремесленные занятия и др. Всё это меняет тип обучения, которое уже требует не простого переживания своей культуры, а её проживания, что позволяет менять реальный уклад жизни людей.

Именно культурологическое воспитание делает возможным ставить вопрос о формировании компетенций как итоговых форм воспитания. Это комплексные образования, воспроизводящие полностью процесс познания от первичного восприятия до изменения в соответствии с познанным самого образа жизни и деятельности.

Вот как описывают коммуникативную компетенцию, которую должна формировать школа как итог своей работы. В неё входят: лингвистическая компетенция – знание лексики, грамматики и фонетики своего языка и умение им грамотно пользоваться; социолингвистическая компетенция как способность использовать и преобразовывать языковые формы согласно ситуации общения; социокультурная компетенция как знание культуры изучаемого языка; дискурсивная компетенция как способность пользоваться нормами речи для построения собственного высказывания; стратегическая компетенция как способность отбирать и использовать наиболее эффективные стратегии для решения разных коммуникативных задач. И так разбиваются все другие компетенции, напрямую «выходящие в жизнь» и проверяемые жизнью целостно как компонент образа жизни. Вот это и есть языковая личность.

Перевод воспитательных систем с одних идей на другие – процесс очень длительный и сложный. Должна произойти переналадка всех компонентов системы: экономической, правовой, кадровой, методической, психологической и др. Это ещё и очень дорогой процесс, в смысле затрат. Поэтому, конечно, всегда будут «продвинутые» семьи и образовательные учреждения и отстающие. Чем больше отставание от тенденций и концептуальных перестроек, тем больше конфликтов внутри этих подсистем и их со средой. Это очевидно. Культурологическая парадигма, а для некоторых только концепция, завершает цикл парадигм, сориентированных на интенсивное внутреннее развитие и внутренний мир человека. Этот цикл представляют адаптивное, развивающее и собственно культурологическое воспитание. Внутренние резервы Человека Воспитывающего информатической системой далее только эксплуатируются, подталкивающей «педагогическую цивилизацию» вновь на экстенсивный путь развития, как это было до адаптивного воспитания, включая объяснительно-иллюстративное.

Историки, живописуя Египетскую, Шумерскую и Древнеперсидскую цивилизации, утверждают, что они погибли из-за того, что не создали культурологической системы воспитания подрастающих поколений, не закрепляли опыт передачи своих культур из поколения к поколению, в них не было культурологической школы, не сложилось канонов литературы и науки, не было и стандартов поведения. Поучительная, однако, история.





Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 1866 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...