Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема: Основные принципы народной педагогики



  1. Охарактеризуйте принципы традиционного народного воспитания
  2. Сравните современные принципы и принципы традиционного народного воспитания (общее и отличное)
  3. На основе сделанного анализа принципов составьте свой перечень принципов, которыми вы будете руководствоваться в своей деятельности

Список литературы

1. Матис, В.И. Педагогика межнационального общения / В.И. Матис. – Барнаул: БГПУ, 2003. – 510 с.

2. Народная педагогика и воспитание: учебно-метод. пособие / сост. Ж.Т. Филиппова. – Барнаул, 1994. – 79 с.

3. Нездемковская, Г.В. Этнопедагогика: учебное пособие / Г.В. Нездемковская. – М.: Академический проект, 2011. – 225 с.

4. Сластёнин, В.А. Педагогика: учебник / В. А. Сластёнин. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 568 с.

Практическое занятие № 3

Тема: Средства народной педагогики

Сказка

Сказки русского народа К.Д. Ушинский называл первыми блестящими попытками народной педагогики. Время появления основных сказочных сюжетов установить теперь довольно сложно. В масштабах человеческой культуры – очень давно. В Киевской Руси сказку называли «басень» от глагола «баять» говорить. Сказочников называли «бахари», иногда «баутчики». Сохранились также слова «баюн» (Баян, кот-баюн). Ошибочное впечатление, что сказка пустяк, сказка-складка. Афанасьев писал: «Пустая складка не могла бы сохраниться у народа в продолжение целого ряда веков и на огромной протяженности страны, удерживая и повторяя одни и те же представления». Сказка несет в себе большую смысловую нагрузку и не только забавляет, потешает людей и детей, но сохраняет, передает из поколения в поколение устную летопись событий прошлых веков, житейскую мудрость, поучение. Иначе как бы могла сохраниться древняя сказка и продолжать жить в культуре, если эта культура буквально всем отличается от культуры, где она первоначально возникла. Сказочные предания являются самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Подавляющая часть их ровесников – мифов, законов, даже моральных предписаний и технических приспособлений – сегодня в первоначальном виде живут в лучшем случае в специально изучающих их науках, но не в живой культуре. Любая сказка наполнена важным психологическим содержанием. У нас и у тех древних народов все разное – язык, государство, обычаи и т.д. – и трудно представить, что нас может объединять, если не устройство психики. Сказки могут служить матрицами и практически наверняка служат источниками информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев. Не следует забывать, что в сказке описывается возможное взаимодействие ролей, которые может брать человек в основу своего жизненного сценария. Эти роли прекрасно описал Эрик Берн, рассматривая, как может вести себя Красная шапочка, Спящая красавица в реальной жизни. Если мы обратимся к русским народным сказкам, мы также увидим четкое предписание отдельным персонажам, каким ролям они должны следовать, это и глупый волк, хитрая лиса, заяц-трусишка и т.д.

Задания: 1. И.А. Ильин писал: «Ребенок должен мечтать в сказках своего народа». В каких сказках «мечтали» Вы? Какие современные сказки влияют на игры детей, сюжет их рисунков, выбор любимых героев?

2. Прочитайте слова Д. Лихачева: «Что такое древнерусский дурак? Это часто человек очень умный, но делающий то, что не положено, нарушающий обычай, приличие, принятое поведение, обнажающий себя и мир от всех церемониальных форм, показывающий свою наготу и наготу мира, разоблачитель и разоблачающийся одновременно, нарушитель знаковой системы, человек, ошибочно ею пользующийся … Обнажение уравнивает всех».

3. Найдите примеры в русских сказках, которые бы подтверждали или (опровергали) данные слова. Как по-новому можно представить и проанализировать образ Ивана-дурака в русских народных сказках?

Список литературы

1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учебное пособие для студ. вузов / Г.Н. Волков. – М.: Академия, 2000. – 176 с.

2. Этнография детства: Сб. фольклор. и этногр. материалов. – М.: Беловодье, 1998. – 390 с.

3. Этнография детства: учебное пособие / [О.И. Давыдова]. – Барнаул, 2002. – 113 с.





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 649 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...