Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Становление и развитие



Тема 5. Ранняя схоластика

Понятие схоластики. Ансельм Кентерберийский и развитие схоластики. Онтологическое доказательство бытия Бога.

Начало спора об универсалиях. Реализм Шартрской школы (Бернард Шартский и Гильберт Порретанский). Петр Абеляр и его учителя (Гильом из Шампо и Росцелин).

Хозяйственный подъем в Европе. Развитие школ. Первые университеты.

Мистика Бернарда Клервоского. Сен-Викторская школа мистического богословия. Иоанн Солсберийский. Иоахим Флорский.

«Арабские учителя» средневекового Запада. Аль-Кинди, аль Фараби. Суфизм. Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс). Влияние арабской схоластики на европейскую схоластику. «Школы переводов» в Толедо и Палермо.

Тема 6. Высокая схоластика

«Возвращение» Аристотеля. Аристотелизм и схоластика. Мыслители Оксфордской школы: Роберт Гроссетест. Роджер Бэкон. Особенности средневекового «умозрительного эмпиризма». Францисканцы и августинизм в схоластике. Дж. Фиданца (Бонавентура).

Теология и философия доминиканских докторов. Перипатетизм Альберта Великого. Фома Аквинский. Сущее и сущность. Принцип аналогии сущего. Пять путей доказательства бытия Бога. Философская антропология и этика Аквината.

Латинские аверроисты. Сигер Брабантский. Боэций Дакийский.

Тема 7. Поздняя схоластика

Иоанн Дунс Скот: «Практический» характер теологии и принцип «однозначности бытия». Понимание сущности. Quidditas и haecceitas.

Номинализм. У.Оккам и его «бритва». Номиналисты XIV-XV вв. Дуранд из Сен-Пурсена, Николай из Отрекура, Жан Буридан, Николай Орем, Петр д’Айли.

«Via antiqua» в XIV-XV вв. Августинианская схоластика: Эгидий Римский и Григорий из Римини. Томизм: Иоанн Капреол и Каэтан.

Позднесредневековая мистика. Мейстер Экхарт. Генрих Сузо. Иоганн Таулер. Ян ван Рюйсбрук. Томас Хемеркен (Фома Кемпийский).

Тема 8. Вторая схоластика

XVI век в истории Европы: от «осени Средневековья» к раннему Новому времени. Христианский гуманизм и начало Реформации в Европе. Реформация и Контрреформация. Тридентский собор (1545‑1563).

Возрождение университетской философии в Испании первой трети XVI в.: начальный этап второй схоластики. Морально-правовые идеи в философии Саламанкской школы. Франсиско де Виториа. Доминго де Сото. Мельчор Кано.

Схоластика и мистическая традиция эпохи Контрреформации. Луис де Леон. Тереса де Хесус, Луиса де Гранада, Хуан де ла Крус.

Иезуиты и развитие второй схоластики. Моральная доктрина иезуитов: пробабилизм. Габриэль Васкес. Луис де Молина: учение о предопределении и свободе воли.

Франсиско Суарес – вершина второй схоластики. Теология и метафизика. Учение о бытии и о познании. Философия права. Вторая схоластика и завершение средневековой философии.

ЛИТЕРАТУРА

Ко всему курсу

Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. (Бытие; Исход, 1-3; Экклесиаст; Евангелие от Матфея. Гл. 4-7; Евангелие от Иоанна. Гл. 1.)

К теме 1. Понятие средневековой философии

К теме 2. Раннехристианская религиозно-философская мысль (I‑III вв.)

Начало христианского мышления: апостольские мужы (отцы) I‑II в.: свт.Климент Римский, свт.Игнатий Антиохийский, свт.Поликарп Смирнский, св.Варнава, св.Папий Иерапольский. Античные критики христианства. Кельс. Юлиан Отступник. Порфирий. Неоплатонизм и христианство. Гностицизм и борьба с ним: Ириней Лионский, Ипполит.

Споры о философии. Апологетика. Иустин Философ. Климент Александрийский. Татиан. Тертуллиан. Латинские апологеты II‑III вв. Ориген.

К теме 3. Патристика IV - VIII вв.

Греческая патристика. Никейский собор и арианство. Афанасий Великий. Каппадокийцы: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский.

Апофатическое богословие. Псевдо-Дионисий Ареопагит.

Продолжение богословских споров на Востоке: Максим Исповедник. Иоанн Дамаскин.

Латинская патристика IV ‑ VII вв. Иларий Пиктавийский, Марий Викторин, Иероним Стридонский. Вульгата. Амвросий Медиоланский. Папа Григорий Великий.

Августин: учение о бытии, душе и познании. Время, история, власть в учении Августина.

К теме 4. У истоков схоластики

Позднеантичная ученость и принципы образования. «Семь свободных искусств». Марциан Капелла. Кассиодор. Исидор Севильский: Беда Достопочтенный.

Формирование схоластического метода: Боэций.

Христианское просвещение и «каролингский ренессанс». Понятие схоластики. Алкуин. Иоанн Скот (Эриугена): учение о Боге, природе и человеке.

К теме 5. Ранняя схоластика

Ансельм Кентерберийский и развитие схоластики. Онтологическое доказательство бытия Бога.

Начало спора об универсалиях. Реализм Шартрской школы (Бернард Шартский и Гильберт Порретанский). Петр Абеляр и его учителя (Гильом из Шампо и Росцелин).

Хозяйственный подъем в Европе. Школы и монастыри. Первые университеты.

Мистика Бернарда Клервоского. Сен-Викторская школа мистического богословия. Иоанн Солсберийский. Иоахим Флорский.

«Арабские учителя» средневекового Запада. Аль-Кинди, аль Фараби. Суфизм. Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс). Влияние арабской схоластики на европейскую схоластику. «Школы переводов» в Толедо и Палермо.

К теме 6. Высокая схоластика

«Возвращение» Аристотеля. Аристотелизм и схоластика. Мыслители Оксфордской школы: Роберт Гроссетест. Роджер Бэкон. Особенности средневекового «умозрительного эмпиризма». Францисканцы и августинизм в схоластике. Дж. Фиданца (Бонавентура).

Теология и философия доминиканских докторов. Перипатетизм Альберта Великого. Фома Аквинский. Сущее и сущность. Принцип аналогии сущего. Пять путей доказательства бытия Бога. Философская антропология и этика Аквината.

Латинские аверроисты. Сигер Брабантский. Боэций Дакийский.

К теме 7. Поздняя схоластика

Иоанн Дунс Скот: «Практический» характер теологии и принцип «однозначности бытия». Понимание сущности. Quidditas и haecceitas.

Номинализм. У.Оккам и его «бритва». Номиналисты XIV-XV вв. Дуранд из Сен-Пурсена, Николай из Отрекура, Жан Буридан, Николай Орем, Петр д’Айли.

«Via antiqua» в XIV-XV вв. Августинианская схоластика: Эгидий Римский и Григорий из Римини. Томизм: Иоанн Капреол и Каэтан.

Позднесредневековая мистика. Мейстер Экхарт. Генрих Сузо. Иоганн Таулер. Ян ван Рюйсбрук. Томас Хемеркен (Фома Кемпийский).

К теме 8. Вторая схоластика

XVI век в истории Европы: от «осени Средневековья» к раннему Новому времени. Христианский гуманизм и начало Реформации в Европе. Реформация и Контрреформация. Тридентский собор (1545‑1563).

Возрождение университетской философии в Испании первой трети XVI в.: начальный этап второй схоластики. Морально-правовые идеи в философии Саламанкской школы. Франсиско де Виториа. Доминго де Сото. Мельчор Кано.

Схоластика и мистическая традиция эпохи Контрреформации. Луис де Леон. Тереса де Хесус, Луиса де Гранада, Хуан де ла Крус.

Иезуиты и развитие второй схоластики. Моральная доктрина иезуитов: пробабилизм. Габриэль Васкес. Луис де Молина: учение о предопределении и свободе воли.

Франсиско Суарес – вершина второй схоластики. Теология и метафизика. Учение о бытии и о познании. Философия права. Вторая схоластика и завершение средневековой философии.

Литература к курсу

Библиографический список включает расположенные в алфавитном порядке источники, а также основную и дополнительную учебную, научную и справочную литературу..

Ссылки на дополнительную литературу к отдельным главам и параграфам учебного пособия помещены в постраничных примечаниях.





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 252 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...