Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие «Средние века» и средневековая эпоха



Средние века – более чем тысячелетний период мировой истории. Распространенной точкой отсчета Средних веков считается 476 г., когда произошло низложение императора РомулаАвгуста вождем германских наемников Одоакром, ознаменовавшее падение Западной Римской империи. Это событие, однако, не было исключительным в ряду военных и политических катаклизмов, сотрясавших метрополию и ее провинции в V в. Еще в 410-411 гг. вестготы, возглавляемые Аларихом, разорили «Вечный город», а в 418 г. в Аквитании, со столицей в Тулузе, возникло вестготское государство. Вскоре (в 429 г.) в Северной Африке создают свое королевство вандалы, вытесненные вестготами с Пиренейского полуострова. Движение гуннов по Европе в середине V в. заставило остготов перемещаться через Восточную Римскую империю в Италию, где Теодорих в 493 г. сверг Одоакра и образовал остготское королевство со столицей в Равенне. В 486 г. в Галлию вторглись франки, создавшие во главе с Хлодвигом франкское королевство, которое стало быстро расти и укрепляться.

Были и другие – историко-культурные – даты, с которыми иногда связывают начало средневековой истории: Миланский эдикт (313 г.) императоров Константина и Ликиния о веротерпимости, узаконивший христианство в качестве официальной религией в империи; 380 г. – эдикт императора Феодосия об исключительном статусе христианства как государственной религии и о запрещении иных культов; 529 г. – закрытие по указу Юстиниана афинской Академии, последнего центра античной философии. Иногда окончательный переход от античности к Средним векам связывают с попыткой объединения при франкском короле Карле Великом (768‑814) романо-германских племен в единую общность ‑ «populus christianus», «христианский народ», ознаменовавшейся коронацией Карла 25 декабря 800 г. как императора Священной Римской империи и фактическим обособлением западного христианского мира от византийского христианского Востока.

Рассматривая хронологические рамки Средневековья и средневековой философии, необходимо коснуться политико-государственного и культурно-религиозного разделения Восточной Римской империи и обсудить последствия этого для интеллектуальной и духовной культуры восточной ее части.

В самом деле, если на Западе падение Рима и создание варварских королевств на территории империи, ставшее результатам нашествия прорвавшихся через Дунай и Рейн многочисленных племен, позволяет достаточно четко установить границы исторических периодов, то на Востоке ситуация была существенно иной. Там это нашествие варваров было остановлено и сформировалась империя, которую позднее, в уже Новое время, историки придумали название «Византия», представлявшая собой государство, самодостаточное в экономическом и военно-политическом отношениях, так что этой самодостаточности хватило на целое последующее тысячелетие. Вместе с тем нужно понимать, что Византия не стала неизменным – «замороженным» – осколком позднеримского государства.

К VII в. изменяется политический ландшафт Средиземноморья и остальной (тогда – периферийной) Европы. Огромная Римская империя, впервые разделенная Диоклетианом (284‑305) на 4 части, при Константине вновь собранная воедино и приобретшая новую столицу – Константинополь (330), потерпевшая сокрушительное военное поражение от вестготов при Андрианополе (378), все больше ощущуала на себе центробежные явления. Окончательное разделение страны на две части – Западную и Восточную произошло после смерти императора Феодосия в 395 г. В состав Восточной империи вошли процветающие области – Малая Азия, Египет, Сирия, Балканы, архипелаги Эгейского моря. Именно с этого времени можно говорить об обособленном государстве, которое в V – начале VI вв. наращивало свою мощь, дипломатически лавируя между Западной империей и варварскими народами. Именно это государство после окончательного падения Рима (476) стало единственной империей, продолжавшей считать себя Римской («Ромейской»).

В течение 10 веков, начиная с сына Феодосия – Флавия Аркадия (395‑408) и заканчивая Константином ХI Палеологом (1448‑1453), Империей Ромеев правили семь десятков императоров, принадлежавших одиннадцати династиям.

При императоре Льве I Великом (457‑474) страна успешно отразила наступление германских племен, вследствие которого рухнула Западная империя. Во второй четверти VI в. при Юстиниане I (527-564) Византия достигает пика своего могущества, включая (на короткий срок) огромные территории практически по всему побережью Средиземного моря. При императоре Ираклии (610‑641) Византийская империя вела длительную и тяжелую войну с претендовавшей на господство на Ближнем Востоке Персией. В середине VII в., при императорах Гераклее I, Гераклее II и Гераклионе, в ходе невиданной по масштабам экспансии арабов Византия утрачивает Сирию, Палестину, Египет и всю северную часть Африки. В VIII в. арабы вошли в Малую Азию, захватили Кипр и осадили Константинополь (717/718), но основатель новой, пятой по счету, династии Лев III Исавр отразил это нападение, но территория империи теперь органичивалась Малой Азией, южной частью Балканского полуострова, югом Италии, остроавами Эгейского моря и южным побережьем Крыма. Далее следует семивековое политическое угасание при одновременном, как это часто бывает в истории, мощном развитии интеллектуальной и духовной культуры.

По поводу «верхней кромки» Средневековья тоже существует известное разнообразие мнений (например: 1453 г. ‑ захват турками Константинополя и падение империи; 1492 г. ‑ открытие Америки и ознаменованная падением Гранадского халифата окончательная победа Реконкисты в Испании; 1609 г. – завершение голландской буржуазной революции; 1648 г. ‑ окончание Тридцатилетней войны).

В университетской среде термин «Средние века» появился в XVII в.[1], и первоначально он касался истории языкознания, обозначая один из этапов развития латинского языка. «Золотой век» классической античной латыни по этой схеме завершился в царствование династии Антонинов (конец I ‑ II в.); упадок латинского языка, испорченного варварскими диалектами и безграмотным употреблением («infima latinitas» – «низкая латынь»), относился к XIV‑XV вв., а для тысячелетнего «промежуточного» периода было найдено название «средний» и в хронологическом, и в качественном смыслах («media latinitas» ‑ «средняя латынь»). Вскоре, однако, понятие среднего времени было перенесено на социальную историю. Это произошло в 1631 г. благодаря профессору немецкого университета в Халле Христофору Келлеру (Cellarius, 1638-1707), который выпустил в свет сочинение под названием «История среднего времени» («Historia medii aevi») как часть «Всеобщей истории, разделенной на древнюю, среднюю и новую». Так средней, средневековой начали называть эпоху между античностью и Новым временем (включая Возрождение как некий переходный период, имеющий историко-культурное значение и не являющийся самостоятельным в социально-экономическом отношении).

Хронологические вопросы отошли на второй план, когда понятие «Средневековье» стало обозначать некую совокупность феноменов, черт, особенностей – «темные века» (упадок культуры, образованности, сельского хозяйства, ремесел), феодализм, господство теологического мировоззрения и т.д., в преодолении которых видели одну из своих задач и ренессансные гуманисты XV‑XVI вв., и мыслители эпохи научной революции XVII в., и деятели Просвещения XVIII в.

В XIX в. возрос интерес к Средним векам как к эпохе, породившей фундаментальные для новоевропейской буржуазной цивилизации явления, такие как третье сословие в качестве самостоятельной общественной силы, университетская система образования и науки, институт парламентаризма.

В настоящее время интеллектуальные, духовные и материальные ценности, получившие начало в Средние века и оказывающие заметное влияние на современную цивилизацию, представляется разумным исследовать, избегая идеологических шаблонов (от абсолютизации «варварства и мракобесия» до идеализации «рыцарства и куртуазности»).

Мы предлагаем ориентироваться на 1517 г. как на дату, условно подводящую черту под эпохой Средневековья. Это - начало Реформации в Германии, важная веха в истории общества, истории культуры, оказавшая серьезное воздействие и Европу, и на христианский Восток, на славянские народы. Процессы, запущенные реформаторами Церкви, ознаменовали собой постепенное превращение Европы, где ранее господствовало единое теологическое мировоззрение, в мир различных, сосуществующих на относительно равных условиях, культур, ни одна из которых уже не имела права на исключительность, «католичность».





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 236 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...