Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Феномен текста



Текст как очень сложный идейно-смысловой структурированный феномен может быть рассмотрен с различных позиций. Исследователи, пытавшиеся систематизировать все существующие в филологической науке определения текста, пришли к выводу, что число их уже превышает две сотни[15].

Наиболее общее определение текста связано с представлением о нём как о сложном знаке. Текст – это знак высшего порядка, имеющий сложный смысл, который не сводится к значениям элементов, его составляющих. Слово «текст» происходит от латинского «textus», что означает «ткань, сцепление, соединение», т.е. «объединенной смысловой связью последовательности знаковых единиц, основными свойствами которых являются связность и цельность»[16]. Этимология данного слова передает подлинный смысл данного понятия: текстом называется связь нескольких предложений или абзацев, соединенных в единое целое темой и основной мыслью (идеей).

С точки зрения семиотики, текст – это конечный конструктивный объект, построенный из конечного числа элементов по четким правилам[17]. Все тексты делятся на вербальные (созданные при помощи естественного языка) и невербальные (созданные при помощи других знаков – жестов, цветов, музыкальных звуков, шумов, простых физических элементов и объектов и т. д.). Иногда говорят и о подобии, изоморфизме вербальных и невербальных текстов (пространство как текст и вербальный текст как пространство, реально расположенное на листе бумаги, и мыслимое, существующее в сознании человека)[18].

Все предложения в тексте соединены между собой смысловой и грамматической связью, которая наблюдается на уровне основных отличительных признаков текста.

К основным признакам текста относятся следующие аспекты:

1. Тематическое и композиционное единство всех составляющих его частей («элементов единой системы»).

2. Наличие грамматической (цепной и/или параллельной) связи между его частями и внутри самих частей.

3. Смысловая цельность.

4. Относительная законченность.

Большинство определений текста – это комплексные определения. Наиболее ёмкое определение было предложено И. Р. Гальпериным: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку»[19].

В целом, понятие текста в современной филологической науке разнопланово и в разной степени лингвистично. Под текстом понимаются разные стороны литературного произведения[20]. «Текст <...> 1) письменная или печатная фиксация речевого высказывания или сообщения в противоположность устной реализации; 2) выраженная и закрепленная посредством языковых знаков (независимо от письменной или устной формы их реализации) чувственно воспринимаемая сторона речевого, в том числе литературного, произведения; 3) минимальная единица речевой коммуникации, обладающая относительным единством (целостностью) и относительной автономией (отдельностью).

Необходимо, прежде всего, выявить ту роль, которую текст играет в жизни человека, поскольку от данного определения зависит понимание и его сущности и функций. Текст, по образному определению И.Р. Гальперина, можно «назвать своеобразным «островком организованности», который стремится к снятию энтропии, порождаемой отдельными предложениями»[21]. Исходя из этого, текст рассматривается как «упорядоченная форма коммуникации, лишенная спонтанности»[22]. Следовательно, одним из главных свойств текста является его композиционно-тематическая завершенность, структурированность.

В тексте различают цепную и параллельную связь предложений. Отличие данных видов связи заключается в следующем: при параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, при этом благодаря параллелизму конструкций возможны противопоставления или сопоставления.

Главными особенностями параллельной связи являются:

1. Одинаковый порядок слов в предложении и тексте.

2. Члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторениями первого слова предложений.

Параллельная связь может многократно усиливаться вводными словами (во-первых, наконец, к удивлению), использованием наречий места (справа, слева, впереди, там) и места (сначала, потом), деепричастных оборотов, придаточных предложений и т.п.

Главными особенностями цепной связи являются:

1. Повтор и разнообразная смысловая «модификация» ключевого слова (повтор и/или замена ключевого слова синонимом, синонимическим оборотом, местоимением).

2. Повтор того или (важного для смысла) члена предложения.

3. Связь между предложениями осуществляется путем семантических соответствий или ассоциаций.

Оба вида связи могут взаимодействовать друг с другом, при этом параллельная связь сочетается с элементами цепной связи, которые в этих случаях не являются основными. И, в противоположном случае, при цепной связи иногда используются элементы связи параллельной, но используется именно на положении «частных, вторичных» элементов.

В текстах с параллельной связью предложений первое предложение является данным, а все последующие – новым. Все последующие предложения конкретизируют мысль предыдущего, дополняют ее, рассматривают с разных сторон, находя главное и второстепенное. Как правило, все предложения в подобном тексте имеют одинаковое строение, являя тем самым синтаксическую однородность.

Как уже отмечалось, между всеми предложениями и частями текста существует смысловая связь, которая соединяет внешне (при помощи пунктуационных знаков) разрозненные и изолированные предложения, причем соединение это распространяется на предложения, находящиеся друг от друга на достаточно протяженном расстоянии: смысловое «ядро» текста «стягивает» воедино все его элементы.

Содержание соотносится с темой текста, т.е. с тем, что описывается в тексте, о чём развертывается содержание, ведётся диалог, на чём строится сюжет.

Текст имеет (или может иметь) заглавие. Название текста всегда – так или иначе – связано с темой: либо прямо, либо косвенно. Богатые по смысловому содержанию тексты, даже будучи небольшими по своему объему, могут содержать не одну, а несколько тем: содержание всегда шире темы.

Части текста имеют свои, строго определенные правила построения – данные правила диктует синтаксис языка. По определенным правилам выстраивается и абзац – понятие, имеющее два значения: 1) отступ в начале строки («красная строка»), 2) часть текста между двумя такими отступами.

Наименьшая составная часть общей темы называется микротемой, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом. И уже вокруг микротемы группируются предложения, составляющие необходимую часть текста – абзац.

В интенсивно развивающейся лингвистике текста за последние годы лет накоплено немало определений текста, подмечающих разнообразные стороны объекта изучения. Наибольшей эвристической ценностью обладают те из них, которые, пользуясь обобщениями достаточно высокого уровня, отражают сущность явления и таким образом способствуют продвижению по пути осмысления ключевых проблем организации понимания текста. Так, И.Р. Гальперин в этой связи полагает, что текстовой характеристикой предисловий, вступлений, прологов является их относительная автосемантия, поэтому их и можно назвать «предтекстами», однако «они – части целого: отдельно от самого произведения они не существуют»[23]. Проблема рамки, образованной зачином и концом текста, связана с пониманием того, что границы обозначают обособленный условный мир художественного произведения, созданного воображением писателя, и зачин является маркером начала новой, условной, вымышленной действительности. При этом как при изображении ситуации, так и при воспроизведении объективных отношений, воспроизведение лица, времени и места действия выступают первыми по значимости. Это обстоятельство связано непосредственно с особым, антропоцентрическим характером художественной прозы. Суть художественного антропоцентризма состоит в том, что изображение человека в художественных произведениях доминирует, все остальное воспроизводится лишь постольку, поскольку имеет отношение к человеку.

Подчеркнём, что анализ (и понимание) текста можно считать завершённым лишь после того, как сделан шаг от единицы системы конкретного текста, данной нам в литературном (в широком смысле слова) дискурсе, результата реализации, – к элементарной текстоорганизующей единице, принадлежащей системе языка и существующей в форме абстрактных представлений и правил.

Текст всегда оформляется стилистически, в виде (соответственно): разговорного, официально-делового, публицистического, научного или художественного стилей. Поэтому стилевое единство – еще один важнейший признак текста. В этом смысле текст связан со стилистикой – наукой, которая «изучает различные выразительные возможности языковых единиц – экспрессивные, эмоциональные, оценочные, функциональные» стилистика[24].

Известно, что «выделяют два вида стилистически окрашенных языковых единиц: средства эмоционально-экспрессивные и средства функциональные»[25].

Эмоционально-экспрессивные средства языка передают различный характер отношения говорящего к предмету речи. Это может быть его общая оценка – положительная (вождь, поборник) или отрицательная (главарь, пособник) или более дифференцированно передаваемое отношение говорящего к собеседнику или к предмету речи: ласкательное (ноженька), пренебрежительное (ножонка, ножища) и др.

Функциональные стилистические средства языка характеризуют сферу общения, указывая на преимущественное употребление слов и выражений в разговорном или книжных стилях речи (лгать, тщетно (книжн.) – врать, зря (разг.); Пришедший сказал… (книжн.) – Человек пришел и сказал (разг.).

Экспрессивная и функциональная окраска взаимодействуют в языке и часто проявляются в слове (предложении, тексте) одновременно. Одни виды эмоциональной экспрессии закрепляются за разговорным стилем, другие – за книжным.

При классификации стилей принято опираться на схему, предложенную Д. Э. Розенталем[26]:

Функциональные стили

       
   


Книжные стили Разговорный стиль

       
 
   
 


Научный

Литературно-

художественный

Официально-деловой

Публицистический

Зная особенности каждого стиля, можно одну и ту же мысль выразить по-разному.

Речь – это язык в общении, «язык в работе»[27]. Речь существует в устной и/или письменной форме. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь (ср., например, безымянное устное народное творчество и авторские письменные творения).

Тот факт, что речь – это язык в общении, существенно влияет на то, что в разных речевых ситуациях человек говорит или пишет по-разному, т.е. пользуется различными стилями речи.

Существует два разновидности речи – разговорная и книжная.

Известно, что язык служит не только для выражения мысли, но и для выражения чувств и воли. Разумеется, проявления воли возможны и вне языка. Поэтому функции эмоционального и волевого воздействия рассматривают как дополнительные функции языка.

Таким образом, функции языка, определяющие цели и задачи общения, следующие: коммуникативная (общение, сообщение), эмоциональная, волюнтативная (или – общение, сообщение, воздействие (эмоциональное и волевое).

Различные стили речи (разговорный, научный, художественный, публицистический, официально-деловой) по-разному реализуют функции языка. Эти различия связаны с природой стиля, с тем, что задачи коммуникации неодинаковы в разных сферах общения. Реализуемые стилем функции языка являются его важнейшей характеристикой.

В стилистике языка выделяют три стиля – нейтральный, книжный (высокий) и разговорный (сниженный).

Стилистические средства языка обычно образуют синонимический ряд, куда входят средства нейтральные, книжные и разговорные. Таким образом, полная синтаксическая парадигма языка трехчленна.

Очевидно, что стилистическая окраска неравномерно распределена между данным уровнями языка.

Каждому стилю речи (разговорному, научному, художественному, публицистическому, официально-деловому) соответствуют свои языковые средства. Эти различия связаны с природой стиля, с тем, что задачи коммуникации неодинаковы в разных сферах общения. Реализуемые стилем функции языка являются его важнейшей характеристикой. Уместность выбора языковых средств, определения содержания сообщения и цели высказывания очень важны для эффективной коммуникации, для создания единого смыслового и грамматического высказывания.

Одним из существенных ориентиров при различении стилей является возможность их сопоставления по признакам сходства или различия (образность – отсутствие образности, неподвижность – динамичность, эмоциональность – отсутствие ее). Особенно показательны в этом отношении различные формы речи – устная и письменная. Так, письменная речь используется чаще всего для всех книжных стилей (научного, публицистического, делового, художественного), для которых характерен монолог; устная – принадлежность стиля разговорного, для которого характерны формы речи диалогической и соответственно такие дополнительные средства передачи содержания, как интонация, жест, мимика и др.[28]. Разговорная речь используется в непринужденных беседах со знакомыми людьми обычно в домашней неофициальной обстановке.

В стилистике огромное значение имеет знание и умелое применение на практике типов речи, смысловых типов текста.

Объектами наших мыслей и, следовательно, речевых высказываний (текстов) является, помимо нашего внутреннего мира, окружающая действительность – предметы, явления, процессы, жизненные ситуации; люди, животные; различные абстрактные понятия, отвлеченные образы. В зависимости от этого все существующие тексты можно разделить на три смысловых типа: повествование, описание, рассуждение.

Описание, повествование, рассуждение – это общепринятые термины для обозначения различных смысловых типов текста. Это «функционально-смысловые типы речи», которые «сформировались в языке для реализации того или иного обобщенного, типизированного смыслового значения»[29].

Все разнообразие содержания наших высказываний может, в конечном счете, быть сведено к трем видам – мир в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно; мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени; мир в причинно-следственных связях[30]. Практическое («в живой речи») разграничение типов текста является одной из главных задач современной лингвистики текста: «Дифференциация типов текста, накопление знаний об их лингвистических свойствах и построение на их основе типологии текста»[31].

Мы можем, опираясь на исследования ученого, выделить известную специфику текстов:

Для описания свойственно воссоздание «предмета и его признаков». Общий вопрос ко всему тексту-описанию – каков предмет? Выделяются описание места, характеристика персонажа, предмета, динамика действий, состояние (природы, среды, лица), изменение состояния, переход от состояния к действию, субъективно-оценочное восприятие действительности. В описании говорится об одномоментных признаках.

Повествование – это рассказ о последовательных событиях, последовательно сменяющих друг друга действий. Сообщение о сменяющих действиях и есть «новое» (рема) в подобном тексте, т.е. та главная информация, ради которой и создается высказывание. «Старым», «данным» в тексте-повествовании является указание на лицо, совершающее действия, на время. Тематическая организация повествовательного текста определяется характером субъектов действия, сменой действующих лиц или предметов, представленных в темах предложений.

Рассуждение – это принципиально отличный тип речи. Здесь главное не окружающая нас действительность (описание и повествование), а прежде всего анализ причин свойств и самих явлений, поиск и нахождение связей между предметами и явлениями.

Понятно, что в живой речи разные типы речи звучат не изолированно, но – в соединении. Следовательно, содержание текста как законченной целостной структуры – это его информация. Понимание содержания текста связано с умением субъекта осуществлять различные аналитические процедуры с информацией, заложенной в тексте.





Дата публикования: 2015-04-07; Прочитано: 1075 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...