Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ПРОБЛЕМЫ. Предлагаемая книга ограничивается лишь теоретическими проблемами творчества Достоевского



ТВОРЧЕСТВА

ДОСТОЕВСКОГО



4702010200 Б 03(04)-94 80"94

ISBN 5-88316-018-Х


Next, 1994. Бахтин М. М., 1994.


ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая книга ограничивается лишь теоретическими проблемами творчества Достоевского. Все исторические пробле­мы мы должны были исключить. Это не значит, однако, что такой способ рассмотрения мы считаем методологически пра­вильным и нормальным. Напротив, мы полагаем, что каждая теоретическая проблема непременно должна быть ориентиро­вана исторически. Между синхроническим и диахроническим подходом к литературному произведению должна быть непре­рывная связь и строгая взаимная обусловленность. Но таков методологический идеал. На практике он не всегда осущест­вим. Здесь чисто технические соображения заставляют иногда абстрактно выделять теоретическую, синхроническую проблему и разрабатывать ее самостоятельно. Так поступили и мы. Но историческая точка зрения все время учитывалась нами; более того, она служила тем фоном, на котором мы воспринимали каждое разбираемое нами явление. Но фон этот не вошел в книгу.

Но и теоретические проблемы в пределах настоящей книги лишь поставлены. Правда, мы пытались наметить их решения, но все же не чувствуем за собою права назвать нашу книгу иначе как «Проблемы творчества Достоевского».

В основу настоящего анализа положено убеждение, что вся­кое литературное произведение внутренне, имманентно социо­логично. В нем скрещиваются живые социальные силы, каждый элемент его формы пронизан живыми социальными оценками. Поэтому и чисто формальный анализ должен брать каждый элемент художественной структуры как точку преломления жи­вых социальных сил, как искусственный кристалл, грани кото­рого построены и отшлифованы так, чтобы преломлять опреде­ленные лучи социальных оценок и преломлять их под опреде­ленным углом.

Творчество Достоевского до настоящего времени было объ­ектом узкоидеологического подхода и освещения. Интересова-



лись больше той идеологией, которая нашла свое непосредст­венное выражение в провозглашениях Достоевского (точнее, его героев). Та же идеология, которая определила его художе­ственную форму, его исключительно сложное и совершенно новое романное построение, до сих пор остается почти совер­шенно нераскрытой. Узкоформалистический подход дальше пе­риферии этой формы пойти не способен. Узкий же идеологизм, ищущий прежде всего чисто философских постижений и прозре­ний, не овладевает именно тем, что в творчестве Достоевского пережило его философскую и социально-политическую идеоло­гию,— его революционное новаторство в области романа, как художественной формы.

В первой части нашей книги мы даем общую концепцию того нового типа романа, который создал Достоевский. Во вто­рой части мы детализуем наш тезис на конкретном анализе слова и его художественно-социальных функций в произведе­ниях Достоевского.


ЧАСТЬ

ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН ДОСТОЕВСКОГО (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)


ГЛАВА I





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 269 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...